Если нет дальнейшего роста, значит, близок закат.
Луций Анней Сенека
Современное общество, переживающее социальную динамику и ускоренную информатизацию, требует соответствующего уровня образования. В настоящее время на смену традиционной, устоявшейся и привычной для общества образовательной системе приходит модель непрерывного образования, в течение всей жизни. Все это вызывает изменение образовательных систем, а то и полную их модернизацию для достижения большей эффективности. Ключевые направления непрерывного образования были разработаны Международной комиссией ЮНЕСКО по образованию для XXI века и выражают их суть:
«научиться познавать;
научиться делать;
научиться жить.
научиться жить вместе» [1,с.3]
Проблемой непрерывного образования первыми занялись западные педагоги в середине ХХ века. В России это вопрос стал активно обсуждаться в начале XXI века. Так, доклад Общественной палаты РФ «Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?» [2, с. 4]рассматривает «актуальность образования в течение всей жизни как одного» [2, с. 6] из приоритетных направлений развития современной российской образовательной политики. Вследствие этого ЮНЕСКО была принята специальная терминология, отражающая степени и уровни организованности и соподчинения образовательных услуг, среди которых основными становятся: формальное, неформальное и информальное образование. Данные формы образования не существуют отдельно друг от друга, чаще всего наблюдается их интеграция и сближение. В настоящее время и в российской педагогической системе сложилось понимание видов образования основанных, на общности их характеристик и различий. Следует указать характерные черты данных видов непрерывного образования. На наш взгляд наиболее полные определения видов непрерывного образования дает Д. Москвин, он рассматривает данные виды образования в эволюционном развитии.
Формальное образование — происходит в организованном и структурированном образовательном пространстве, имеет законодательно определенную продолжительность, основанную на изучении по государственной учебной программе, которую реализует зарегистрированными и лицензированными по данному виду деятельности, по завершению обучения выдается общепризнанный или установленный иными законодательными актами диплом либо аттестат. Неформальное образование — чаще всего происходит «вне специально организованной системы или пространства, приобретая различные виды деятельности важные и интересные для обучающегося, не носит плановый, систематический и целенаправленный характер». [3] По завершению такого обучения документ об образовании чаще всего не выдается. Но в настоящее время, все чаще по окончании какого-либо мероприятия неформального образования или публикаций в сборниках конференций, журналах, сетевых изданиях выдаются различного вида сертификаты или справки, что связано с активной практикой использования накопительного портфолио педагога.
«Информальное образование — индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер» [3], иными словами — это спонтанное образование личности, основанное на собственной активности, самовыражении и самоутверждении. Такое образование не имеет специально определенной структуры, а результат образования зависит от преобразования личностью образовательных возможностей и потенциалов общества в факторы своего индивидуального развития.
Соотнесение всех видов образования можно представить в виде следующей схемы.
Таблица 1
Модели соотнесения различных видов образования
|
Непрерывное образование | ||
|
Формальное образование согласно «Закону об образовании в РФ» № 273-ФЗ |
Неформальное образование |
Информальное образование |
|
1) Общее образование
2) Профессиональное образование
3) Высшее образование
4) Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации 5) Дополнительное профессиональное образование
|
|
|
Вхождение неформального и информального образования в современную образовательную систему России имеет ряд проблем, которые ждут своего решения. Среди основных неразработанных вопросов следует выделить:
изменение деятельностной парадигмы образования
рост инноваций в образовании
мониторинг неформального и информального образования
разработка управленческих механизмов в неформальном и информальном образовании
выработка системы оценивания, критериев, индикаторов успешности и форм фиксации результатов неформального и информального образования
разработка и практическое внедрение адаптированных к условиям российского образования моделей неформального и информального образования
В соответствии с международными документами, а в частности с резолюцией 36-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО 2011г., прошедшей в Париже, сказано, «неформальным становится образование, которое» [4], спланировано и осуществляется целенаправленно лицом или организацией, которая обеспечивает предоставление образовательных услуг. Особенностью неформального образования является то, что оно служит альтернативой или дополнением к формальному образованию.
В современной образовательной организации согласно «Закону об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, право преподавательской деятельности согласно пункту 1 статьи 46 «имеют лица имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам» [5, с.47] В тоже время согласно национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (2010г.), перед образованием поставлена задача «привлечение в школу учителей, не имеющих базового педагогического образования. Пройдя психолого-педагогическую подготовку, освоив новые образовательные технологии, они смогут продемонстрировать детям — в первую очередь, старшеклассникам, выбравшим профиль обучения, свой богатый профессиональный опыт» [6]. Таким образом, законодательно право преподавательской деятельности закреплено за физическими лицами, имеющими формальное образование. Соблюдение же норм закона о наличии педагогического образования, прохождении переподготовки и овладении новыми технологиями возложено на юридическое лицо — образовательную организацию. В статье 47 «Закона об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ за педагогом закреплено «право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года» [5, с.48] Дополнительное профессиональное образование (ДПО) осуществляется реализацией дополнительных профессиональных программ (ДПП): программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки.
К педагогу, работающему в образовательной организации, предъявляется требование на наличие формального образования, а так же закрепляется право и обязанность на повышение квалификации, через курсы повышения квалификации либо через профессиональную переподготовку. При этом следует учитывать, что при аттестации неполучение педагогическим работником ДПО не служит основанием для отказа при установлении педагогу квалификационной категории, либо для признания его не соответствующим занимаемой должности [7]. Таким образом, формальное образование служит основанием для занятия педагогической деятельностью.
Современная образовательная система, где основной фигурой образовательного процесса является педагог, вопрос непрерывности образования становится особенно актуальным. Федеральная Целевая программа Образования (ФЦПРО) на 2016–2020 гг. предполагает одной из приоритетных задач «создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров» [8, с. 5], что предполагает активное использование неформального и информального образования. [9, с.2]
Неформальное образование имеет ряд преимуществ, таких как:
доступность в любом возрасте
отсутствие непрерывной структуры
короткая продолжительность
малозатратность
системность
профессиональная направленность
Успешными условиями неформального образования является потребность личности в приобретении знаний, мотивированность к их практическому применению, стремление к профессиональному росту, самоутверждению и самовыражению, желание и стремление к трансформации иного педагогического опыта и диссимиляции собственного. Информальное образование становится наиболее востребованным и продуктивным в информационно и событийно насыщенной среде. Такое образование происходит при освоении социально-культурного опыта, преломлении его сквозь собственные взгляды и вне рамок педагогически организованного процесса. Примером различия неформального и информального образования может служить следующий пример: педагог приобретает профессионально значимые навыки и умения во взаимодействии с наставником — это неформальное образование, а если педагог присматривается к методике, приемам и способам обучения своих коллег, преломляет этот опыт или поступает аналогично, то такое образование будет информальным. Условиями или стимулами информального образования является влияние общественного окружения — семья, друзья, работа, средства массовой информации. При таком образовании люди учатся непосредственно в своем окружении, усваивают опыт окружающих.
В данном ракурсе следует рассмотреть некоторые современные формы неформального и информального образования, активно используемые педагогами.
Такие формы как вебинар, обеспечивают непрерывность профессионального развития, мобильность и гибкость подготовки современного специалиста. Понятие вебинар пришло к нам из западных технологий. Постепенно это понятие входит в профессиональную жизнь становится реальностью.
Формат проведения вебинара предоставляет возможность передавать информацию его участникам, удаленным друг от друга, позволяет им общаться между собой, задавать вопросы, обмениваться информацией.
В современном виде вебинар — это не только семинар в виде онлайн трансляции, но и уроки, лекции, презентации, организованные в режиме реального времени при помощи интернет — технологий.
Главное преимущество вебинаров — интерактивность, возможность принятия, отдачи и обсуждения информации, а также демонстрация всевозможных презентацией.
Интернет и возникшие на его основе новые формам обучения позволяют обучаться, проводить лекции, уроки, демонстрации, тренинги в онлайн режиме. Вебинар, как современная, инновационная форма образования обладают следующими возможностями:
Экономия средств на обучение, стоимость онлайн-обучения в форме вебинара гораздо ниже стоимости курсов повышения квалификации в любом виде, открытых тренингов и семинаров, затраты на организацию учебного процесса как со стороны обучаемого, так и со стороны преподавателя являются также минимальными
Возможность интерактивного, онлайн участия в образовательном процессе, участники вебинара получают возможность увидеть презентации, видео, лектора, как в режиме реального времени, так и в записи, которой можно воспользоваться по мере необходимости. Слушатели вебинара получают возможность задать свой вопрос лектору в чате, получить ответ или нужную рекомендацию, а так же могут участвовать в голосовании, анкетировании, опросах, могут обмениваться с коллегами мнением относительно выбранной темы в чате, дать и получить ответ. Вебинар дает возможность обучения без отрыва от производства или места работы.
Участие в вебинаре предполагает возможность нахождения в любом месте: на работе, дома, может быть индивидуальным или групповым.
Технология проведения вебинаров предполагает небольшое по времени обучение от 1 до 4 часов.
Вебинар является инновационным, эффективным способом обучения и самообучения. Обучаемый, имеет возможность быть в курсе новых знаний, приемов или методик. Вебинар позволяет человеку самостоятельно повышать свой профессионализм.
Анализ опыта участия и проведения вебинаров выявляет ряд проблем, влияющих на эффективность их использования в процессе повышения квалификации:
компетентностные (уровень владения ИКТ-компетентностями)
технические (скорость Интернета, низкое качество каналов связи);
организационные (отсутствие организационных или технологических условий для проведения или участия в вебинарах)
мотивационные (личная заинтересованность, пренебрежительность к опыту других)
психологические (боязнь новых средств ИКТ)
Еще одной инновационной формой информального образования является сетевое взаимодействие педагогов, которое может реализовываться в двух направлениях: взаимодействие педагогов различных образовательных организаций в педагогических сообществах и взаимодействие педагогов в сетевых сообщества сети Интернет. Под сетевым взаимодействием следует понимать «способ деятельности по совместному использованию информационных, инновационных, методических, кадровых ресурсов» [10, с. 24] Сетевое взаимодействие основывается на творческой инициативе, самостоятельности и мобильности. При сетевом взаимодействии каждый человек вступает в определенное взаимодействие с сетью, и это взаимодействие определяет индивидуальную траекторию образовательного развития. Сетевая организация работы увеличивает круг взаимодействия, повышает продуктивность и качество работы. Образовательный процесс, основанный на сетевом взаимодействие имеет ряд достоинств, среди которых нужно указать:
Информация становится более доступной, так как сеть Интернет и обмен информацией между педагогами обеспечивает доступ к информационным ресурсам вне зависимости от расстояния и времени.
Обеспечивается демократизация обучения, так как обучающийся самостоятельно распределяет время обучения, выбирая те информационные ресурсы, которые удовлетворяет его потребности и интересы
Возможности реализации индивидуального подхода к обучению возрастают, так как происходит тесное непосредственное взаимодействие между участниками образовательного процесса.
Использование новых форм предоставления информации позволяет объем и эффективность интеллектуальных ресурсов.
Эффективность сетевого взаимодействия будет зависеть от таких условий как квалифицированные педагогические кадры, программное обеспечение и оборудование, возможность и наличие временных ресурсов.
Еще одной формой информального образования является участие в различных научно-практических конференциях. Практикой доказано, что подготовка и участие в конференциях, семинарах несет большой стимул для личностного развития педагога. Конференции полезны тем, что в неформальной обстановке позволяют общаться на интересные, нужные педагогу темы, дают возможность поделиться опытом и перенять опыт других, взять на вооружение новые идеи, обсудить их, рассмотреть интересующие вопросы. Полученный при участии в конференциях и семинарах опыт становится необходимым и полезным для формирования профессионализма. Кроме того конференции участие в конференции открывает новые возможности завязать и закрепить новые знакомства и деловые отношения.
В образовательных организациях городского округа нами было проведено анкетирования, по использованию педагогами различных видов образования. Полученные данные представлены на рис. 1
Рис. 1. Взаимосвязь педагогического опыта и видов образования
Полученные, в результате анкетирования, данные показывают, что, чем больше педагогический опыт учителя, тем он активнее и шире использует для своего индивидуального развития различные формы неформального и информального образования. Это можно связать как с постоянным стремлением к саморазвитию, самосовершенствованию и адаптации к потребностям современного общества.
При выяснении предпочтений к той или иной форме образования получены такие данные: 53 % респондентов отдают предпочтение формальному образованию, 71 % используют возможность сочетания различных видов образования, на предпочтение неформального и информального образования указывают 39 % респондентов. Вместе с тем 11 % респондентов указали, что путают понятия формального, неформального и информального образования, либо нечетко представляют различия между ними.
Результаты проведенного анкетирования, позволяют сделать вывод, что в настоящее время возрастает интерес к различным видам образования со стороны педагогов. Изучение предпочтений и возможностей различных видов образования актуальны и востребованы в настоящее время в практической деятельности, так педагог в процессе своего профессионального роста становится мастером своего дела, соответственно в течение всего периода работы продолжается его непрерывное образование. Для реализации потенциала педагогу необходимо развивать и стимулировать свои внутренние ресурсы, развивать волю, мышление. А сочетание и интеграция использования различных видов образования является механизмом роста и прогресса личности современного педагога.
Литература:
- Образование: сокрытое сокровище. Основные положения доклада Международной комиссией ЮНЕСКО по образованию для XXI века — М.: Издательство ЮНЕСКО, 1996г.-31с.
- Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее? Доклад / Общественная палата Российской Федерации. — М.: 2007. — 78 с.
- МосквинД. За невозможным до конца. Перспективы развития неформального и информального образования в России» //Сайт Живой журнал:http://dmitry-moskvin.livejournal.com (дата обращения 11.01.2016)
- Акты Генеральной конференции 36-я сессия Париж, 25 октября — 10 ноября 2011 г. // Сайт Бесплатная библиотека России: http://libed.ru(дата обращения 11.01.2016)
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».- М.; Омега-Л. 2013.- 134с.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // Сайт Министерства образования и науки России http://минобрнауки.рф (дата обращения 11.01.2016)
- О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки России и Общероссийского Профсоюза образования от 23 марта 2015г. № 08–415 // Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, инноваций. Реализация Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» http://xn--273--84d1f.xn--p1ai (дата обращения 11.01.2016)
- «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016–2020 годы» Постановление Правительства Российской Федерации № 497 от 23 мая 2015г. — М.; Омега-Л. 2015.- 44с.
- Концепция развития образования РФ до 2020 г. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 2765-р // Российская газета — 2015г. — № 1- с.2
- Шерешева М. Ю. Формы сетевого взаимодействия компаний. Курс лекций. — М.; Наука. 2013.- с.258.

