Автор: Костюк Галина Александровна

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (8) июнь 2016 г.

Дата публикации: 27.05.2016

Статья просмотрена: 107 раз

Библиографическое описание:

Костюк Г. А. Использование видеороликов и видеофильмов как одного из средств нравственно-этического воспитания подростков с ОВЗ (из опыта работы) // Образование и воспитание. — 2016. — №3. — С. 32-34.



Одной из главных целей работы специальной (коррекционной) школы-интерната является обучение, воспитание и формирование личности обучающегося, имеющего отклонения в двигательном развитии в сочетании с отклонениями в сенсорном и умственном развитии. Поэтому проблемы, связанные с воспитанием и воспитанностью детей и подростков, постоянно находятся в центре внимания педагогов.

Задача нравственно-этического воспитания школьников в специальной коррекционной школе приобретает не только теоретическое, но и большое практическое значение. Обучающиеся должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в различных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам. Однако недостаточная дифференцированность переживаний, эгоцентрическая направленность, слабость интеллектуальной и волевой регуляции затрудняют выработку важных нравственно-этических чувств у обучающихся с ОВЗ.

Особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы затрудняют общение ребенка с окружающим миром, в результате чего ребенок имеет недостаточный нравственно-этический опыт. Воспринимая факты действительности, он недостаточно их осознает, зачастую не понимает отношений между человеком и явлениями общественной жизни. Во взаимоотношениях людей, в наблюдаемых явлениях школьнику трудно вскрыть причинно-следственную зависимость. Результатом этого является непонимание широких социальных связей и отношений.

Обучающиеся с ограниченными возможностями не обладают достаточным запасом нравственных представлений и понятий для анализа норм и правил поведения. Нередко им бывает трудно сравнить свое поведение с поведением окружающих, ясно себе представить последствия того или иного поступка, дать правильную оценку моральным побуждениям.

Расширить социальный опыт взаимоотношений, решить проблемы межличностных отношений, совместимости, партнёрства, дружбы и товарищества обучающиеся с ОВЗ могут во время проведения воспитательских часов посредством коллективных и индивидуальных бесед, проигрывания тех или иных ситуаций, просмотра и обсуждения видеороликов и видеофрагментов, путём их собственной деятельности: труда, учения, творческой деятельности. Основными принципами таких занятий являются целеустремленность, связь воспитания с жизнью, воспитание в коллективе, высокая активность обучающихся, уважение к личности воспитанников и предъявление к ним разумных требований, учет возрастных и индивидуальных особенностей, единство и целостность воспитательного процесса.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи воспитательского часа, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).

В решении проблем нравственно-этического воспитания детей с ограниченными возможностями на внеклассных воспитательских часах хочется остановиться на возможностях экрана. Ведь видеоролики и видеофрагменты кроме развлечения содержат очень важные для развития обучающихся сведения и знания. И важно, что эти знания зачастую относятся к области нравственности: к пониманию добра и зла, верности, дружбы, взаимопомощи, пониманию друг друга и себя и мн. др.

Обладая наглядностью и большой силой эмоционального воздействия, видеоролики и видеофрагменты облегчают усвоение обучающимися нравственных привычек и навыков, так как во время обсуждения поступков и действий, увиденных на экране и применение увиденного в собственном опыте: «А как бы поступил ты?», обучающийся не чувствует, что его воспитывают, он вместе с героями экрана проживает ту или иную ситуацию, делая впоследствии соответствующие выводы.

Поэтому для анализа и решения имеющихся проблем межличностных взаимоотношений в нашем классе, классному коллективу был предложен просмотр и обсуждение отдельных видеофрагментов художественного фильма выдающегося режиссёра Ролана Быкова «Чучело». Этот кинофильм был выбран неслучайно, так как на протяжении всего фильма отчётливо прослеживается конфликт между высокой нравственностью, духовностью, добротой и равнодушием, жестокостью и предательством, что заставляет думать и анализировать происходящие события на экране.

Просмотру фильма предшествовала предварительная словарная работа. Обучающиеся совместно с воспитателем определили значение слов: этика, нравственность, нравственные принципы, чуткость и милосердие и записали их в специальные тетради «Жемчужины мысли».

Перед началом просмотра обучающимся было сообщено о том, какой интересный и сложный фильм им предстоит увидеть (об одноклассниках, совсем не похожих друг на друга, но живущих в одном коллективе, об их непростых отношениях). Так же было отмечено, что этот фильм — экранизация одноименной повести Владимира Карповича Железнякова и активизированы полученные ранее знания (понятия: экранизация, одноименный). Обучающиеся были настроены на то, что после просмотра они будут обсуждать этот фильм, делиться своими впечатлениями о нём.

Сначала подросткам было предложено просмотреть фильм целиком и высказать свои впечатления о нем, а затем просмотреть отдельные сцены, от понимания которых зависит восприятие всего фильма: сцена предательства Димы Сомова, когда он обо всём рассказывает Маргарите Ивановне; сцена «дознания», устроенная Железной Кнопкой; сцена сожжения платья; финальная сцена. (Показ ключевых сцен из фильма).

После просмотра каждой сцены воспитателем отмечалось, что произошло в этой сцене, чтобы восстановить ход событий и убедиться, что все одинаково поняли то или иное событие.

В ходе обсуждения фильма и его отдельных эпизодов подтвердилось, что обучающимся класса достаточно сложно самостоятельно охарактеризовать героев, объективно оценить, сопоставить и проанализировать их поступки без направляющей помощи воспитателя.

Однако стоит отметить, что фильм оказал сильное эмоциональное воздействие на ребят. Они эмоционально комментировали отдельные эпизоды фильма, давали неожиданно точные и яркие суждения о поведении героев и том, как поступили бы они сами, оказавшись в подобной ситуации, некоторые задавали вопросы, из которых стало понятно, что они лишь в процессе обсуждения поняли истинные взаимоотношения героев фильма.

После обсуждения эпизодов обучающимся был предложен ряд пословиц и мудрых высказываний, из которых необходимо было выбрать те, которые более точно раскрывали идею фильма. Ребятами были выбраны и записаны в тетради «Жемчужины мысли» пословица: «Не храни камень за пазухой — разорвёшь рубашку» и высказывание: «Сильнее всех побед — прощение».

В заключение обсуждения воспитатель предложил обучающимся выполнить творческое задание: каждый обучающийся получил карточку с неоконченными предложениями, касающимися особенностей их межличностных взаимоотношений. Вот некоторые из них:

− Мне кажется, что наш класс…

− Меня радует, когда мы, одноклассники…

− Мне бы очень хотелось, чтобы мои одноклассники…

− Когда после каникул я встречаюсь с одноклассниками…

− Я мечтаю, чтобы наш класс…

Анализ ответов обучающихся показал, что для них во взаимоотношениях с одноклассниками важны: доброта, поддержка, честность, справедливость, дружба и готовность ребят прийти на помощь.

Таким образом, использование видеороликов и видеофильмов позволило воспитателю наглядно и доступно продолжать развивать у обучающихся с ОВЗ объективные оценочные суждения по поводу деятельности и поведения героев фильма, постепенно приучая их к оценке поведения одноклассников и самооценке в повседневной жизни.

Учитывая вышеизложенное, можно сказать, что есть фильмы, которые надо посмотреть в детстве, как и книги, которые обязательно надо прочитать в детстве. А если этого не сделать — душа так и не разовьётся.

Литература:

  1. Л. М. Баженова «Искусство экрана в художественно-творческом развитии детей»: Москва «Русское слово», 2011.
  2. http://bibliofond.ru
  3. https://infourok.ru
Основные термины (генерируются автоматически): нравственно-этического воспитания, тетради «Жемчужины мысли», героев фильма, межличностных взаимоотношений, нравственно-этического воспитания подростков, поведения героев фильма, нравственно-этического воспитания школьников, ограниченными возможностями, взаимоотношения героев фильма, достаточным запасом нравственных, ходе обсуждения фильма, видеофрагментов художественного фильма, проблем нравственно-этического воспитания, проблем межличностных взаимоотношений, отдельные эпизоды фильма, развития нравственных качеств, проблемы межличностных отношений, сцена предательства Димы, Выбор средств воспитания, сцена сожжения платья.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос