Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Лучшие педагогические практики по реализации предмета «География»

Общеобразовательная школа
Поделиться
Аннотация
В статье затрагивается проблема необходимости применения в обучении географии нетрадиционных педагогических практик, отвечающих специфике мышления и восприятия современных школьников. К таковым относятся геймификация, применение средств ИКТ, проектная деятельность и кейс-технология.
Библиографическое описание
Держай, Г. Ю. Лучшие педагогические практики по реализации предмета «География» / Г. Ю. Держай. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2026. — № 1 (64). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/312/10502.


The article addresses the issue of the need to use non-traditional pedagogical practices in geography education that are specific to the thinking and perception of modern students. These include gamification, the use of ITT tools, project activities, and case-based technology.

Keywords: pedagogical practice; geography; students; gamification; multimedia presentation; project activity; case technology.

Современные ученики средней школы меняются, меняется их подход к усвоению знаний, меняются способы их коммуникации, взгляды на окружающий мир и предпочтения. Профессионализм учителя заключается в том, чтобы в соответствии с изменениями учеников найти эффективные способы их обучения.

География всегда была и остается важной областью знаний в общем образовании, поскольку формирует представление у учащихся о том, как устроен мир, развивает пространственное и критическое мышление, помогает понять многие взаимосвязи в системе «окружающий мир-человек».

Учитывая современные тенденции в изменении мышления современных школьников, к числу потенциально высокоэффективных педагогических практик относится геймификация образовательного процесса. Геймификация означает применение игровых приемов в неигровых процессах, то есть включение игры там, где она не предполагается изначально [3, с. 115].

Не стоит критически относиться к игре на уроках, поскольку нередко она в скрытых формах реализуется в самых строгих и деловых кругах и показывает лучшие результаты. Геймификация позволяет решать одновременно несколько задач: повышать вовлеченность учеников, мотивировать и стимулировать интерес к процессу обучения, повышать качество усвоения знаний.

Примерами успешного опыта геймификации на уроках географии являются настольные игры-бродилки по картам края, страны, мира с выполнением заданий; деловые игры по социально-экономической географии, в которых учащиеся по заданию разрабатывают планы по логистике, решают проблемные ситуации в сельском хозяйстве, разрабатывают туристские маршруты и так далее. Указанные игры позволяют взглянуть на знания в области географии как на практически значимые, необходимые не только с точки зрения формирования общего кругозора, но и для освоения в будущем профессии. Успех от участия в игре, напрямую зависит от освоенных знаний, что стимулирует интерес к углубленному изучению географии.

Учитывая то, что у современных поколений преобладает клиповая форма мышления [5, с. 320], лучшим способом подкрепления новых знаний, которые озвучивает учитель на уроке, является применение мультимедийных презентаций и других средств ИКТ. Презентации, применяемые на уроке географии, могут быть сопоставимы с путешествием, которое могли бы осуществить учащиеся. В них целесообразно включать отрывки видео, звуковых дорожек, представителей населения, осуществляемые ими формы промышленной или сельскохозяйственной деятельности. В данном случае мультимедийная презентация работает на уровне ярких запоминаемых сигналов, которые возбуждают интерес и остаются в памяти учащихся.

Продолжая представлять успешные практики в обучении географии нельзя не выделить в качестве таковой разработку с учащимися школьных проектов. Эта практика особенно эффективна в виду сформированной информационной компетентности современных школьников, а также необходимости развития у них дивергентного мышления. Важно отметить, что информационную компетентность следует понимать как способность обращения с информацией, доступной посредством Интернет-технологий. Потенциальная склонность к дивергентному мышлению у современных школьников обусловлена, в том числе, желанием противостоять слишком формальным точкам зрения [1, с. 355].

Работа над проектом позволяет учащимся не только углубленно изучить ту, или иную тему, но и выразить свой индивидуальный взгляд или подход к решению проблемы в рамках одной темы [4, с. 216]. По существу не столь важное значение имеет то, насколько этот индивидуальный взгляд или подход является валидным или научно верным, главенствующим в дидактическом смысле в школьном проекте является процесс работы над ним.

Потенциально результативными и интересными темами, которые можно предложить учащимся по географии — это «Эффективные виды сельского хозяйства с учетом климатических особенностей региона», «Влияние географических особенностей на культуру народа» и другие. Важно понимать, что наибольший эффект от применения проектной деятельности напрямую зависит от качества сопровождения учащихся.

Еще одна эффективная практика в обучении географии — кейс-технологии. Кейсы по географии подразумевают под собой готовые вымышленные или реальные проблемные ситуации экологического, политического, промышленного и иного характера, привязанные к конкретной территории. Кейс-технология стимулирует критическое мышление учащихся, может применяться в качестве инструмента промежуточного контроля знаний [2, с. 43].

Как правило, к кейсу задается несколько вопросов — на выявление сути проблемы, на выявление причин приведших к проблеме, на выявление последствий проблемы, а также вопрос о предложении путей решения проблемы, или снижения ее негативного влияния.

Таким образом, в преподавании географии существует несколько передовых педагогических практик, которые позволяют достигать высоких результатов освоения знаний учащимися. Все они являются нестандартными и должны дополнять традиционные формы обучения.

Литература:

  1. Ананьев Д. В., Кольцова И. В. Дивергентное мышление подростков // Научные исследования XXI века. 2021. № 2(10). С. 354–356.
  2. Ефимова Е. А., Фадеева Л. Ю. Кейс-технологии в образовательном процессе // Поволжский вестник науки. 2023. № 3(29). С. 43–46.
  3. Олейников А. А., Козлова Т. А. Геймификация в образовательном процессе // Человек и общество: история и современность: сборник научных трудов. Воронеж: ВГПУ, 2022. С. 114–120.
  4. Сидоренко Н. Н. Проектная деятельность в школе // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: сборник трудов международной научно-практической конференции. Белгород: ГиК, 2022. С. 215–218.
  5. Цветков В. Л., Павлова А. А. Клиповое мышление как актуальная психологическая проблема // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 3. С. 317–322.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный