Парциальная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию детей 2-7 лет (по разделу «Музыка») «Мое родное Белогорье» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Авторы: ,

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (7) апрель 2016 г.

Дата публикации: 23.03.2016

Статья просмотрена: 225 раз

Библиографическое описание:

Григорьева Н. Н., Назарова Н. Б. Парциальная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию детей 2-7 лет (по разделу «Музыка») «Мое родное Белогорье» // Образование и воспитание. — 2016. — №2. — С. 14-19. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/29/752/ (дата обращения: 22.10.2018).



Музыкальный фольклор Белогорья — яркий, полетный, звонкий, открытый. Песенная и плясовая традиция обусловлена благоприятными природно-климатическими условиями (ширь полей и лугов, мягкий климат), спецификой открытого пространства, особенностями художественной образности, яркими свойствами характера и темперамента местных жителей.

Это позволяет наиболее полно представить традиционные виды народного искусства и выявить их характерные особенности в следующей последовательности:

 музыкальный фольклор (песенный, инструментальный, хореографический);

 устное поэтическое творчество (сказки, были, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, игры);

 календарно-земледельческие и семейно-бытовые праздники и обряды;

 народный костюм.

Актуальность программы.

На протяжении нескольких предыдущих лет утрачивались духовно-нравственные ценности и нормы.

Создание парциальной образовательной программы по Художественно-эстетическому развитию детей 2-7 лет (по разделу «Музыка») «Мое родное Белогорье» представляется актуальной задачей, она направлена на приобщение детей к родной народной культуре, духовно-нравственным ценностям, которые оказывают влияние на всю последующую жизнь человека, от поколения к поколению.

Цель: духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе народной культуры и традиций родного края.

Задачи:

 формировать представление детей о культуре народов России (в частности, Белгородской области);

 взаимодействовать с педагогами и родителями по ознакомлению детей с народными творческими коллективами Белгородской области;

 развивать художественно-творческие способности детей, формировать творческую индивидуальность;

 развивать стремление, расширять и совершенствовать свои знания и умения через музыкальный фольклор;

 содействовать созданию атмосферы творческого сотрудничества, уважения к окружающим.

Принципы:

 принцип осознанности — заинтересованное усвоение знаний и умений;

 принцип дифференциации и индивидуализации означает, что решение задач программы осуществляется исходя из интересов и способностей каждого ребёнка;

 принцип развивающей ориентации даёт установку на то, чтобы педагог больше внимания уделял развитию у детей творческой активности и самостоятельности;

 принцип сотрудничества с родителями и социумом;

 принцип толерантности означает проявление уважения к традициям и культуре других народов, проживающих в России (в Белгородской области).

Содержательный раздел.

Срок реализации программы — учебный год.

Планируемые результаты

 у детей сформировано осознанное отношение к музыкальному фольклору Белгородского края, к русским народным праздникам, традициям;

 развит интерес к национальной культуре, к песенному народному творчеству Белогорья и всему музыкальному фольклору;

 развито умение сочувствовать, сопереживать;

 развит интерес и любовь к русским народным песням, пляскам, хороводам;

 реализация Программы, методических рекомендаций, консультаций для педагогов и родителей;

 публикации в научно-методических журналах по данной теме;

 участие в профессиональных конкурсах.

Методы работы:

 слушание произведений музыкального фольклора в исполнении оркестра русских народных инструментов Белгородской государственной Филармонии;

 музыкально-дидактические игры, игры-забавы, потешки;

 пение русских народных песен с музыкальным сопровождением и a-caрella;

 обучение игре на народных музыкальных инструментах (шумовых);

 игры-хороводы («Белгородский карагод», «Танок», «Матаня», «Ой, Дрема»), театрализованная деятельность.

 праздники и развлечения:

 концерты,

 обрядовые праздники,

 музыкальные встречи в «Русской избе».

Предметно-пространственная среда

Результативности в работе по приобщению детей к истокам русской народной культуры через музыкальный фольклор невозможно достичь без создания музыкальной предметно-пространственной среды, в которой ребенок чувствовал бы себя комфортно, естественно.

Музыкальная, предметно-пространственная среда пополнилась народными музыкальными инструментами –

 набор шумовых народных музыкальных инструментов, расписанных русскими узорами;

 персонажи для настольного театра («Теремок», «Колобок»);

 передвижная стена — панно «Русская изба» предназначенная для проведения фольклорных праздников и развлечений — которые дают возможность погрузиться в мир русского быта, русской культуры.

Шумовые народные музыкальные инструменты

Персонажи для настольного театра

Формы работы с детьми

 Образовательная деятельность — обучение элементам народного танца, хоровода, ладовым особенностям народной песни;

 Режимные моменты — тематическое развлечение.

Приложение 1

Перспективный план

Сроки проведения

Тематическое развлечение

Возраст

Ответственные

ентябрь

«Вот проснулся петушок»

2-3 года

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Мы потешки распеваем»

3-4 года

Музыкальный руководитель, воспитатель

«В гости к бабушке Забавушке»

4-5 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

«В гости в деревню к Старушке-говорушке»

5-6 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Игры за околицей»

6-7 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

Октябрь

«Матрешка-Белогорочка»

2-3 года

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Музыкальный сундучок»

3-4 года

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Расписной оркестр наш»

4-5 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Золотые поля Белогорья»

5-6 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Хлеб всему голова»

6-7 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

Ноябрь

«Наша Матанечка»

2-3 года

Музыкальный руководитель, воспитатель

Настольный театр «Теремок»

3-4 года

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Здравствуй, бабушка Матрена»

4-5 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Посиделки у печи»

5-6 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Весела была беседа»

6-7 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

Декабрь

«Зайка беленький»

2-3 года

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Заюшкина избушка»

3-4 года

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Зимние забавы»

4-5 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Новый год у ворот»

5-6 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Мороз красный нос»

6-7 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

Январь

«Веселые музыканты»

2-3 года

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Гармонист Тимошка»

3-4 года

Музыкальный руководитель, воспитатель

«В горенке поет гармошка»

4-5 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

«В горнице моей светло»

5-6 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

Мини-концерт «В гости к малышам»

6-7 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

Февраль

Игры-забавы «Веселая карусель»

2-3 года

Музыкальный руководитель, воспитатель

«На веселой карусели» — игры-забавы

3-4 года

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Как на масленой неделе»

4-5 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Эй, Масленица!»

5-6 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Масленица»

6-7 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

Март

«Загляни к нам солнышко»

2-3 года

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Солнышко-ведрышко»

3-4 года

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Приди, весна-красна»

4-5 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Сороки»

5-6 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Свистунья»

6-7 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

Апрель

«Вот проснулся петушок»

2-3 года

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Веснянка»

3-4 года

Музыкальный руководитель, воспитатель

«В лес пришла весенняя пора»

4-5 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

«На зеленом на лугу»

5-6 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Федул-ветреник»

6-7 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

Май

«Вышла курочка гулять»

2-3 года

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Мы на луг ходили»

3-4 года

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Два веселых гуся»

4-5 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Полянка»

5-6 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Белгородские посиделки»

6-7 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

Учебный план

Форма работы

Виды деятельности

Количество в неделю

Количество в месяц

Количество в год

НОД

Музыкально-ритмические движения

1

4

36

Слушание музыки

1

4

36

Пение, распевание

1

4

36

Режимные моменты

Тематическое развлечение

-

1

9

Педагогический

Мониторинг

-

-

2

Посещение Белгородской Государственной Филармонии

-

-

1

Посещение Белгородского Музея Народного творчества

-

-

1

Основные термины (генерируются автоматически): музыкальный руководитель, воспитатель, музыкальный фольклор, тематическое развлечение, настольный театр, Белгородская область, Белгородская Государственная Филармония, предметно-пространственная среда, приобщение детей, форма работы.

Похожие статьи

Изучение музыкального фольклора как средство развития...

Тематические журналы.

В нашем детском саду развитие детей на традициях музыкальной народной культуры, приобщение детей к истокам русской

Произведения устного и музыкального фольклора имеют огромное познавательное и воспитательное значение.

Организация развивающей предметно-пространственной среды...

музыкальных уголков, где представлены народные музыкальные инструменты, а также музыкальный материал (колыбельные, народные песни)

Организуя развивающую предметно-пространственную среду, не стоит забывать о том, что ребенок не объект, а...

Музыкальный фольклор как педагогическое средство...

Через музыкальный фольклор дети дошкольного возраста усваивают нравственные ценности своего народа.

Кроме того, в опытно-экспериментальной работе участвовали воспитатели групп, музыкальный руководитель.

Музыкальная развивающая предметно-пространственная...

Музыкальная развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

Все знают, что задача музыкального руководителя в детском саду – это развитие музыкальных способностей детей.

Занятия в творческом объединении «Русская мозаика» как...

Тематические журналы. Издание книг. Занятия в творческом объединении «Русская мозаика» как средство приобщения детей к музыкальному фольклору.

Организация предметно-пространственной среды в рамках...

Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью

– Материал по приобщению детей к истокам народной культуры — предметы старины

– Художественную литературу по фольклору — сказки, песенки, пословицы, поговорки.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

Библиографическое описание: Долгова А. Т., Агафонова Е. В. Приобщение детей

Работа строилась в тесном сотрудничестве со специалистами ДОУ: музыкальным руководителем

При тесном сотрудничестве детей и родителей был организован тематический вечер...

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской...

Задачами приобщения детей к культурным традициям русского народа является

Данные задачи эффективно решаются, используя малые формы фольклора во всех видах детской

Настольный кукольный театр, пальчиковый театр, уголок «ряжения» в группе, где дети сами...

Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников...

Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам

2. Музыкальная деятельность. Исполнение песен, танцев развивает творческий потенциал детей.

3. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре.- М., 1991.-123с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Изучение музыкального фольклора как средство развития...

Тематические журналы.

В нашем детском саду развитие детей на традициях музыкальной народной культуры, приобщение детей к истокам русской

Произведения устного и музыкального фольклора имеют огромное познавательное и воспитательное значение.

Организация развивающей предметно-пространственной среды...

музыкальных уголков, где представлены народные музыкальные инструменты, а также музыкальный материал (колыбельные, народные песни)

Организуя развивающую предметно-пространственную среду, не стоит забывать о том, что ребенок не объект, а...

Музыкальный фольклор как педагогическое средство...

Через музыкальный фольклор дети дошкольного возраста усваивают нравственные ценности своего народа.

Кроме того, в опытно-экспериментальной работе участвовали воспитатели групп, музыкальный руководитель.

Музыкальная развивающая предметно-пространственная...

Музыкальная развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

Все знают, что задача музыкального руководителя в детском саду – это развитие музыкальных способностей детей.

Занятия в творческом объединении «Русская мозаика» как...

Тематические журналы. Издание книг. Занятия в творческом объединении «Русская мозаика» как средство приобщения детей к музыкальному фольклору.

Организация предметно-пространственной среды в рамках...

Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью

– Материал по приобщению детей к истокам народной культуры — предметы старины

– Художественную литературу по фольклору — сказки, песенки, пословицы, поговорки.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

Библиографическое описание: Долгова А. Т., Агафонова Е. В. Приобщение детей

Работа строилась в тесном сотрудничестве со специалистами ДОУ: музыкальным руководителем

При тесном сотрудничестве детей и родителей был организован тематический вечер...

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской...

Задачами приобщения детей к культурным традициям русского народа является

Данные задачи эффективно решаются, используя малые формы фольклора во всех видах детской

Настольный кукольный театр, пальчиковый театр, уголок «ряжения» в группе, где дети сами...

Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников...

Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам

2. Музыкальная деятельность. Исполнение песен, танцев развивает творческий потенциал детей.

3. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре.- М., 1991.-123с.

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос