Авторы: Григорьева Наталья Николаевна, Назарова Надежда Борисовна

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (7) апрель 2016 г.

Дата публикации: 23.03.2016

Статья просмотрена: 179 раз

Библиографическое описание:

Григорьева Н. Н., Назарова Н. Б. Парциальная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию детей 2-7 лет (по разделу «Музыка») «Мое родное Белогорье» // Образование и воспитание. — 2016. — №2. — С. 14-19.



Музыкальный фольклор Белогорья — яркий, полетный, звонкий, открытый. Песенная и плясовая традиция обусловлена благоприятными природно-климатическими условиями (ширь полей и лугов, мягкий климат), спецификой открытого пространства, особенностями художественной образности, яркими свойствами характера и темперамента местных жителей.

Это позволяет наиболее полно представить традиционные виды народного искусства и выявить их характерные особенности в следующей последовательности:

 музыкальный фольклор (песенный, инструментальный, хореографический);

 устное поэтическое творчество (сказки, были, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, игры);

 календарно-земледельческие и семейно-бытовые праздники и обряды;

 народный костюм.

Актуальность программы.

На протяжении нескольких предыдущих лет утрачивались духовно-нравственные ценности и нормы.

Создание парциальной образовательной программы по Художественно-эстетическому развитию детей 2-7 лет (по разделу «Музыка») «Мое родное Белогорье» представляется актуальной задачей, она направлена на приобщение детей к родной народной культуре, духовно-нравственным ценностям, которые оказывают влияние на всю последующую жизнь человека, от поколения к поколению.

Цель: духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе народной культуры и традиций родного края.

Задачи:

 формировать представление детей о культуре народов России (в частности, Белгородской области);

 взаимодействовать с педагогами и родителями по ознакомлению детей с народными творческими коллективами Белгородской области;

 развивать художественно-творческие способности детей, формировать творческую индивидуальность;

 развивать стремление, расширять и совершенствовать свои знания и умения через музыкальный фольклор;

 содействовать созданию атмосферы творческого сотрудничества, уважения к окружающим.

Принципы:

 принцип осознанности — заинтересованное усвоение знаний и умений;

 принцип дифференциации и индивидуализации означает, что решение задач программы осуществляется исходя из интересов и способностей каждого ребёнка;

 принцип развивающей ориентации даёт установку на то, чтобы педагог больше внимания уделял развитию у детей творческой активности и самостоятельности;

 принцип сотрудничества с родителями и социумом;

 принцип толерантности означает проявление уважения к традициям и культуре других народов, проживающих в России (в Белгородской области).

Содержательный раздел.

Срок реализации программы — учебный год.

Планируемые результаты

 у детей сформировано осознанное отношение к музыкальному фольклору Белгородского края, к русским народным праздникам, традициям;

 развит интерес к национальной культуре, к песенному народному творчеству Белогорья и всему музыкальному фольклору;

 развито умение сочувствовать, сопереживать;

 развит интерес и любовь к русским народным песням, пляскам, хороводам;

 реализация Программы, методических рекомендаций, консультаций для педагогов и родителей;

 публикации в научно-методических журналах по данной теме;

 участие в профессиональных конкурсах.

Методы работы:

 слушание произведений музыкального фольклора в исполнении оркестра русских народных инструментов Белгородской государственной Филармонии;

 музыкально-дидактические игры, игры-забавы, потешки;

 пение русских народных песен с музыкальным сопровождением и a-caрella;

 обучение игре на народных музыкальных инструментах (шумовых);

 игры-хороводы («Белгородский карагод», «Танок», «Матаня», «Ой, Дрема»), театрализованная деятельность.

 праздники и развлечения:

 концерты,

 обрядовые праздники,

 музыкальные встречи в «Русской избе».

Предметно-пространственная среда

Результативности в работе по приобщению детей к истокам русской народной культуры через музыкальный фольклор невозможно достичь без создания музыкальной предметно-пространственной среды, в которой ребенок чувствовал бы себя комфортно, естественно.

Музыкальная, предметно-пространственная среда пополнилась народными музыкальными инструментами –

 набор шумовых народных музыкальных инструментов, расписанных русскими узорами;

 персонажи для настольного театра («Теремок», «Колобок»);

 передвижная стена — панно «Русская изба» предназначенная для проведения фольклорных праздников и развлечений — которые дают возможность погрузиться в мир русского быта, русской культуры.

Шумовые народные музыкальные инструменты

Персонажи для настольного театра

Формы работы с детьми

 Образовательная деятельность — обучение элементам народного танца, хоровода, ладовым особенностям народной песни;

 Режимные моменты — тематическое развлечение.

Приложение 1

Перспективный план

Сроки проведения

Тематическое развлечение

Возраст

Ответственные

ентябрь

«Вот проснулся петушок»

2-3 года

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Мы потешки распеваем»

3-4 года

Музыкальный руководитель, воспитатель

«В гости к бабушке Забавушке»

4-5 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

«В гости в деревню к Старушке-говорушке»

5-6 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Игры за околицей»

6-7 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

Октябрь

«Матрешка-Белогорочка»

2-3 года

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Музыкальный сундучок»

3-4 года

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Расписной оркестр наш»

4-5 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Золотые поля Белогорья»

5-6 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Хлеб всему голова»

6-7 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

Ноябрь

«Наша Матанечка»

2-3 года

Музыкальный руководитель, воспитатель

Настольный театр «Теремок»

3-4 года

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Здравствуй, бабушка Матрена»

4-5 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Посиделки у печи»

5-6 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Весела была беседа»

6-7 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

Декабрь

«Зайка беленький»

2-3 года

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Заюшкина избушка»

3-4 года

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Зимние забавы»

4-5 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Новый год у ворот»

5-6 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Мороз красный нос»

6-7 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

Январь

«Веселые музыканты»

2-3 года

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Гармонист Тимошка»

3-4 года

Музыкальный руководитель, воспитатель

«В горенке поет гармошка»

4-5 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

«В горнице моей светло»

5-6 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

Мини-концерт «В гости к малышам»

6-7 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

Февраль

Игры-забавы «Веселая карусель»

2-3 года

Музыкальный руководитель, воспитатель

«На веселой карусели» — игры-забавы

3-4 года

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Как на масленой неделе»

4-5 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Эй, Масленица!»

5-6 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Масленица»

6-7 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

Март

«Загляни к нам солнышко»

2-3 года

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Солнышко-ведрышко»

3-4 года

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Приди, весна-красна»

4-5 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Сороки»

5-6 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Свистунья»

6-7 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

Апрель

«Вот проснулся петушок»

2-3 года

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Веснянка»

3-4 года

Музыкальный руководитель, воспитатель

«В лес пришла весенняя пора»

4-5 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

«На зеленом на лугу»

5-6 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Федул-ветреник»

6-7 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

Май

«Вышла курочка гулять»

2-3 года

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Мы на луг ходили»

3-4 года

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Два веселых гуся»

4-5 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Полянка»

5-6 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

«Белгородские посиделки»

6-7 лет

Музыкальный руководитель, воспитатель

Учебный план

Форма работы

Виды деятельности

Количество в неделю

Количество в месяц

Количество в год

НОД

Музыкально-ритмические движения

1

4

36

Слушание музыки

1

4

36

Пение, распевание

1

4

36

Режимные моменты

Тематическое развлечение

-

1

9

Педагогический

Мониторинг

-

-

2

Посещение Белгородской Государственной Филармонии

-

-

1

Посещение Белгородского Музея Народного творчества

-

-

1

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительного образования детей, Образовательная программа дополнительного, программа дополнительного образования, развитию детей, «Мое родное Белогорье», коллектива «Экологический театр», Белгородской области, художественно-эстетическому развитию детей, Художественно-эстетическому развитию детей, разделу «Музыка», музыкальному фольклору, детей творческой активности, приобщение детей, представление детей, ознакомлению детей, культуре народов России, музыкальному фольклору Белгородского, родной народной культуре, принцип развивающей ориентации, Музыкальный фольклор Белогорья.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос