Историко-этнопедагогические основы исследования семейного быта Азербайджана второй половины XX века (на примере Гянджабасарского региона)
Автор: Гасанов Эльнур Лятиф оглу
Рубрика: Этнопедагогика
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (7) апрель 2016 г.
Дата публикации: 15.02.2016
Статья просмотрена: 176 раз
Библиографическое описание:
Гасанов, Эльнур Лятиф оглу. Историко-этнопедагогические основы исследования семейного быта Азербайджана второй половины XX века (на примере Гянджабасарского региона) / Эльнур Лятиф оглу Гасанов. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 2 (7). — С. 82-82. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/29/725/ (дата обращения: 16.12.2024).
In this scientific work have been researched the main features of local family life of Ganja on the basis of new scientific materials. Also, were investigated the basic characteristics of local family life in Ganjabasar region as the historic-ethnographical sources.
Кey words: Ganja, Azerbaijan, historic-ethnographical research, family life.
Известно, что экономическая жизнь семей связана с правительством материальных ценностей. В этой сфере особая роль принадлежит сельскому населению. Так, в Азербайджане с площадью 86,6 тыс. кв. км, находятся 60 городов, 125 поселков городского типа, 61 район, примерно 4300 сёл.
До 30-х гг. ХХ вв. в Азербайджане всё ещё существовали большие семьи. В состав больших семей входили 3–4 поколенные семьи с совместным проживанием нескольких братьев и основанные на агнатном родстве. Гянджабарский регион, то есть территория города Гянджа и всего западного региона страны особенно отличается сохранением национальных традиций. Все члены семей такого типа вместе жили, ели, трудились в одном хозяйстве. Главой семьи был мужчина семьи, «ата» (отец), после его смерти главой семьи становился старший сын. Другие мужчины семьи подчинялись ему. Он также регулировал вопросы имущества семьи. Особое место и роль в семьи принадлежало «бёюк ана», «агбирчек» (старшая мать). Она контролировала выполнение домашних дел. Имущество семьи являлось неделимой собственностью всех её членов. Развитие капиталических отношений в селах Азербайджана, проведение аграрных реформ и, наконец, политика коллективизации явились причиной разделения больших семей и, как следствие, складывания патронимических родов. В современных селах патронимические названия «кёк, ушагы, нясиль, эвляри, тиря, нясиль оджагы, тайфа, тёремя, аграба» и т. д. означают родственные связи, а «мяхля, тяряф, щенлик, оба» и др. — соседские.
На состав семей оказывают влияние и демографические процессы. Численность населения Азербайджане в 1917 г. составила 2,861 тыс., в 1926 г.; 2,314 тыс.; 1939 г. — 3,205 тыс., 1959 г. — 3,698 тыс.; 1970 г. — 5,117 тыс., 1979 г. — 6,028 тыс., 1989 г. — 7,038 тыс. человек. Особую роль сельское население играет в создании материальных ценностей в Азербайджане. Сельское население в 1913 г. составляло 76 % от общего числа населения Азербайджана, в 1917 г. — 76,8 %, 1926–71 %, 1939–64 %, 1959–52 %, 1970–50 %, 1979 -57 %, 1989–47 %. Общие признаки семейных отношений и структура азербайджанских семей напоминают структуру семей других народов мира. Однако, ряд локальных, специфических особенностей, национальные особенности обрядов и обычаев отличают азербайджанские семьи. Создание условий для хозяйственной независимости в сельских районах обеспечивает независимое проживание членов семьи. Наличие возможностей у каждой семьи для строительства домов для молодых семей на приусадебном хозяйстве или дополнительном земельном участке ведёт к росту числа нуклеарных семей и количество малых семей увеличивается. Главой семьи в семьях такого типа в основном является отец, т. е. мужчина дома. Специфика нуклеарных семей проявляется во взаимоотношениях, нормах поведения, уважении к старшим в семье. В поколенный состав современных семей входят имеющие одно брачное соглашение малые, индивидуально неполные и относящиеся к простым семьям, не вступившие в брак, мать и дети, вдовые и развёденные. К формам сложной семьи относятся имеющие две и более брачные регистрации (полная семья), браки вдовцов или вдов (неполная семья), а также семьи с несколькими брачными регистрациями [10, С.19–30].
Нужно отметить, что 31 % от всего населения страны живет на территории Гянджабасарского региона. Число характерных для Азербайджана малых семей составляет в городах 58,7 %, а в селах 65,1 %. Согласно обычаю (минорат) младший сын остается в отцовском доме. Живущие вне семьи другие дети поддерживают связь с родителями, где бы они ни жили. Изучение и исследование современных вопросов семьи показывает, что структура семей, направление семейных отношений проявляются в различных сферах семейный жизни, как соционально-профессиональный состав сельских семей, их численность, доходы членов семьи, бюджет, расходы, жилищные условия, регулирование материального и духовного быта. Характерная черта семей отражается демократизации внутрисемейных отношений, хозяйственных работах, воспроизводстве, воспитании детей и других вопросах. Основательное место в семье занимают соразмерное разделение труда, правовое равенство мужчин и женщин, заключение брака на основе законов государства, проведение свадебного обряда, обновляются, развиваются и совершенствуются, сохраняясь, национальные обычаи.
Известно, что 1925 г. в Азербайджане насчитывалось 32,789 тыс., в 1959–770,9 тыс., в 1970–956,7 тыс., 1979–1102,7 тыс., 1989–1381,4 тыс. семей. Надо отметить, что в самых современных сельских семьях живут специалисты и лица разного социально-профессионального состава. И поэтому происходящие в обществе общественно-экономические изменения оказывают влияние на семьи.
Рождение, воспитание, хозяйство, материально-экономические и другие функции являются характерными особенностями сельских семей. Родственные же отношения регулируют азербайджанскую систему родства и термины, характеризующие родство. Брачные семейные обряды и обычаи обновляются и формируются, сохраняя локальные, специфические особенности.
В исследовательский период основной формой брака были моногамные браки. Очень мало таких форм брака, как левират, сорорат, «бешиккяртме», «баш-баша», а кузенных браков много. Растёт число девушек, не вступивших брак, т. к. увеличился отток молодёжи из села по причине экономического и духовного несоответствия. Наряду с традиционными развились и новые обычаи при проведении свадебного обряда. Однако, сохранность определённых традиционных обычаев, например, «башлык», в изменённой форме наблюдается в определённых регионах. В настоящее время народные праздники в семьях отмечаются на государственном уровне. В годы Советской власти религиозные праздники отмечались добровольно, на государственном уровне не отмечались. Поэтому с этим в семейный быт вошли и новые — календарные, профессиональные и другие — праздники.
Известно, что система, развитие образования влияет на образований уровень членов семьи; также образование, хозяйственная деятельность, домашние и семейные условия играют определенную роль в культурной жизни сельских семей. Конечно, все достижения общества в деле морального прогресса, развития и формирования человеческой личности находят своё отражение в семье. Надо отметить, что за период 1922–1991 годы в Азербайджане была установлена Советская власть, в течение 70 лет проживания в рамках Советского государства развилась экономика Азербайджана, повысился культурный уровень. Таким образом, накануне распада СССР в Азербайджане, в силу созданного экономного, научно-технического и культурного потенциала, была заложена основа для независимого существование республики.
14 сентябрья 1991 г. на своём 23 чрезвычайном съезде Коммунистическая партия Азербайджана была ликвидирована. 18 октябрь 1991 г. Азербайджан вновь обрёл независимость. Независимое Азербайджанское государство вскоре добилось успехов в области независимой внутренней и внешней политики. В эти годы население Азербайджана составляло 8.141,4 тыс. человек, 50,8 % которого было городское, а 49,2 % — сельское население, мужчин было 3.988,3 тыс. (49,9 %), женщин — 4.152,6 тыс. (51 %). Развитие рыночной экономики отразилось и на семье. В Азербайджане заложились основы новых политических, социально-экономических отношений и на этих основах началась формирующихся азербайджанская семья. Так, все происходящие в обществе процессы исторически проникали в семейно-бытовые вопросы. В этом смысле 90-е годы ХХ в. занимают значительное место.
Согласно статическим данным, подготовленным в 2000 г. «Государственной Комиссией Государственного Комитета по делам беженцев и вынужденным переселенцам в «Азербайджанскую Республику, на оккупированных территориях была разрушено около 6.000 с\х и промышленных объектов, 102.000 жилых домов, 4366 социально-культурных объектов, 7.000 общественных зданий, 693 средних школ, 855 домашних учреждений, 695 больниц и других медицинских учреждений, 10 мечетей, 1 мост, 368 клубов, 927 библиотек, 85 музыкальных школ, 464 музеев и исторических памятников, 6 государственных театров. 800 км железных и автомобильных дорог, 15 тыс. км. электрических и газовых линий, 2,300 км. водокоммуникационных систем регионального значения были выведены из строя. На оккупированных землях в руки армянских сепаратистов перешли 31 мечеть, 9 исторических дворцов, 1 млн. га с\х площади, 250 тыс. га леса, 200 палеонтологических, региональных памятников [10, С.236–237].
В Азербайджане насчитывается 4,514 семей павших за родину, 4,395 детей-сирот, 41 национальных герой, 988 освобождённых заложников.
«Государственная программа» по решению проблем беженцев и вынужденных переселенцев, утвержденная указом № 895 Президент АР от 17 сентября 1998 г. была принята с целью защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев, выполнения мероприятий по их размещению, реабилитации, репатриации, социальной защите и других направлениях.
В Азербайджане насчитывается 72, 951 ветеран Карабахской войны. Семьи инвалидов и павших ежегодно обеспечиваются современным жильём и автомобилями со стороны министерства. Решение социальных проблем в Азербайджане находится под постоянным контролем государства и с каждым годом растёт забота о малообеспеченных слоях. На расходы на социальное обеспечение ежегодно выделяется соответствующая сумма из государственного бюджета. Государство строит частные дома для беженцев и вынужденных переселенцев, улучшает их бытовые условия.
За годы независимости образовательный уровень населения Азербайджана значительно вырос. Уровень образованности населения в возрасте старше 15 лет в 2000 г. составлял 98,8 %.
Значительное продвижение достигнуто в сферах промышленности, фундаментального строительства, торговли, хозяйства и обслуживания.
Правда, что в мире живут около 50 млн. азербайджанцев. Из них 8 млн. живут в Азербайджане, 30 млн. — в Иране, другие же в Турции, России, Германии, Ираке, Саудовской Аравии, Великобритании, Индонезии, Грузии, Казахстане, Узбекистане, Франции, Японии и др. государствах. Организовательный процесс азербайджанцев всего мира начался по инициативе общенационального лидера Азербайджана Гейдара Алиева в 1990 г. Начиная с этого года ежегодно 31 декабря отмечается День Азербайджанцев всего мира. Были проведении конгрессы азербайджанцев — в 1990 и 1997 гг. в Стамбуле, 1997 в Лос-Анжелесе, 1998 г. в Вашингтоне.
9–10 ноября 2001 г. в Баку был проведен I, а 16 марта 2006 г. II съезд Азербайджанцев всего мира. 2002 г. был создан «Государственный комитет по работе с азербайджанцами, проживающими за рубежом». Как видно, во вновь обретшим независимость Азербайджане заложено основы новых политических, социально экономических, культурных отношений, на которых начала формировалось азербайджанская семья.
В 1999 г. В Азербайджане было 1687582 домашних хозяйств, т. е. семей. Численность населения этих хозяйств составяла 7953438 человек.
33 % от этого числа приходилась на долю Западного региона — Гянджабасара. Домашних хозяйств в с 1- членом было 130589, 2–138709, 3–213644, 4- 350136, 5- 348327, 6- 230931, 7- 111113, 8- 65567, 9–38150, 10 и больше — 62416, количество членов в них 741057. 46 % домашних хозяйств находилось в селах, 54 % в городах, количество членов в них состовляло 49 % в селах и 51 % в городах [11, С.8]. Семьи из 4-х человек преобладали в городах, а в селах — семьи из 5-и человек. На уровень рождаемости в Азербайджане в 1999 г. значительное внимание оказал и брак. В этот период ежегодно в среднем заключалось примерно 57 тыс. браков и 8 тыс. разводов. Количество женщин в фертильном (детородном) возрасте составляло 2 млн. 311 тыс. В начале 2009 г. в Азербайджанской Республике насчитывалось 18878 семей, в 10836 в городах и 8042 в селах. Семьи из 1 человека составляли в городах 1090 и 371 в селах (12149). Среднее количество членов семей было 4,7, в городах 4,4, в селах 5,1 человек [12, С.164]. На начало 2009 г. в Азербайджане проживало 4358,3 тыс. (49 %) мужчин и 4338,6 тыс. (51 %) женщин.
Количество женщин в фертильном возрасте состояло 2694929, что составляло 59,4 % от общего числа женщин [12, С.75].
В 2008 г. в Азербайджане родилось 12086 детей (1278), умерло 52710 человек. Естественный прирост составил 99376 человек (12106118). В 2008 г. в Азербайджане было зарегистрировано 79,964 брака (12118) и 7,933 развода (12124). В начале 2009 г. в Азербайджане действовало 752 больницы, 1695 амбулаторной — поликлинических учреждений, 912 женских консультаций, детских поликлиник и амбулаторией. В этих учреждениях работало 32,5 тыс. врачей и 62,5 тыс. средних медицинских сестер [12, С.161].
В 2008 г. экономически активное население составляло 4318,2 тыс. человек. Из этого числа занятых было 4056,0 тыс. (93,9) человек, безработных — 262,2 тыс. Получающих пособие по безработице было 2109 чел., из них 1350 мужчин и 759 женщин [10,219]. Общие доходы населения составляли в 2000 г. 4047,3 млн. манат, в 2008 г.- 20058,2 млн. манат, а расходы в эти же годы составляли 3272,2 млн. манат и 15309,8 млн. манат [12, С.235]. В 2009 г. 163 409 семей получили целевую государственную социальную помощь [12, С. 241] из них 21 007 семей проживают на территории Гянджабасарского региона.
В современных семьях живут специалисты и лица разного социально-профессионального состава. Поэтому происходящие в обществе общественно-экономические изменения оказывают влияние и на семьи. Основательные место в хозяйственно-бытовой жизни занимает материальное обеспечение дела, разделение труда между ними и т. д. Экономическая функция семьи закладывает её материальную основу. Семейный бюджет обеспечивается за счёт заработков её членов, разных государственных пособий, доходов с приусадебных и личных хозяйств.
Особую роль играют женщины во всех областях семейно-бытовой, общественно-политической жизни в Азербайджане. И этом отношении Гянджабасарский регион (город Гянджа и окрестности) особенно отличается прогрессом. Здесь женщины трудятся наравне с мужчинами во всех сферах экономики, науки, культуры, социальной жизни. Наличие развитого экономического, научно-технического и культурного потенциала в Азербайджане создало почву для существования республики как полностью независимое государство и сегодня Азербайджан живёт как независимое государство.
Литература:
- Агамалиева С. М., Измаилова А. А. О семейных отношениях и характере брачных кругов у азербайджанцев / С. М. Агамалиева, А. А. Измаилова // Долгожительство в Азербайджане. — М.: Наука, 1989. — 183 с.
- Ализаде А. А. О некоторых особенностях семейно-брачных отношений //Уч. записки АГУ им. С. М. Кирова, Серия истории, философии и права. — Баку, 1968. № 2
- Алескеров В. Очерки экологии человека: Учебное пособие. / В. Алескеров //М., Из-во МНЭПУ, 1998. — 232 с.
- Апаниан Л. А. Жестокость в семье. РАН, ИН ИОН. — М., 2000. — 83 с.
- Багиров Гасан-бек. Некоторые характерные черты жителей Геран-Бой Ахмедлы, Елизаветпольской губернии, Елизаветполского уезда. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, вып.6. — Тифлис, 1886. — Изд. Управления Кавказского Учебного Округа, отд.1, отд.-11, с.177–185, 445 с.
- Бахышов И. К. Изменение этнического состава населения Азербайджанской ССР. СЭ. — М., Наука, 1982. — № 5.
- Бартус С. Н. Предмет и система советского гражданского права. — М., Юрид. лит, 1969. — 368 с.
- Басаева К. Д. Семья и брак у бурят. Новосибирск, Наука (Сибирское отделение). — 1980. — 223 с.
- Бурыкин А. А. Термины родства как объект лингвистического анализа (круг проблем и аспекты исследования). Алгебра родства, вып.2, СПб, МАЭРАН (Кунсткамера). 1998. — с.76–88.
- Кулиева Н. М. Современная сельская семья азербайджанцев (по мат-ам западной зоны Азербайджанской республики). — Баку, Элм, 1992, 2000. — 315 с.
- Культурология традиционных сообществ. Материалы Всесоюзной научной конференции молодых ученых (отв.ред. М. Л. Бережнова). — Омск, ОМГПУ, 2002. — 172 с.
- Кулиева Н. М. К некоторым вопросам семейно-брачных отношений (по мат-ам западной зоны Азербайджана). — Баку, 2013. — 304 с.
- Никонов А. Н. География фамилии. — М., Наука, 1988. — 181 с.
- Пчелницева Н. Д. Азербайджанцы / Пчелницева Н. Д. // Из кн. Семья и семейный быт народов СССР. — М., Наука, 1990. — 421–436 с.
Похожие статьи
О компаративном исследовании основных историко-этнографических особенностей города Гянджи
В статье на основе разных исторических источников, научно-теоретических материалов были исследованы главные особенности развития города Гянджи в течение тысячелетий на основе научного сравнения. Также были изучены важные аспекты его современного разв...
О характерных особенностях исследования устного народного творчества (на примере азербайджанских пословиц)
В данной научной работе впервые были исследованы местные материалы фольклора как важные историко-этнографические источники.
Об историко-этнографическом исследовании художественной керамики Гянджи эллинистического периода
Научная работа посвящена историко-этнографическому исследованию образцов художественной керамики античной Гянджи. Впервые был отображен вопрос о значении глиняных изделий гончарного ремесла Гянджи Эллинистического периода как важного источника в изуч...
О некоторых особенностях развития научных исследований в Гяндже
В данной статье было исследовано развитие научной среды Гянджи на основе разных источников и материалов. Также изучены основные особенности развития этого культурного центра в современном периоде.
Этнические особенности и семейные отношения в русских и азербайджанских семьях
В данной статье автор рассматривает формирование и модернизацию характерных особенностей азербайджанских и русских семей. Анализирует особенности внутрисемейных отношений и ценностей.
Фольклор тюркоязычных народов в творчестве М. Ю. Лермонтова
В настоящей статье на основе анализа многогранного художественного творчества видного русского писателя М. Ю. Лермонтова дается объективная оценка его деятельности в аспекте изучения и освещения фольклора тюркоязычных народов и отдельным суждениям, к...
Становление и развитие провинциального краеведения Калужской губернии
В статье автор показывает основной категорийный аппарат, касающийся провинциального краеведения Калужской губернии, а также определяет основные этапы становления процесса развития провинциального краеведения вышеназванного региона.
Методика организации курса краеведения в школе: о природно-рекреационном потенциале Алакольского района Казахстана
В данной статье проанализированы методические особенности и потребности организации курса краеведения в школах, отмечена значимость и педагогические и практические особенности этого курса для нашей страны, даны научно обоснованные теоретические опред...
Социально-культурные факторы актуализации развития теоретических основ самообразования в трудах учёных ХVIII–ХIХ веков
В статье раскрываются социально-культурные подходы развития теоретических основ самообразования. Значение народной педагогики в традиционно-культурной преемственности наследия. Этапы разработки теоретических вопросов самообразования в трудах учёных X...
Проблема сохранения традиций якутского народа
В статье раскрывается проблема сохранения традиций и культурных ценностей якутского народа. В теоретической части работы рассмотрены основные концепции и подходы к изучению этнического самосознания у подрастающего поколения и анализу его основных фак...
Похожие статьи
О компаративном исследовании основных историко-этнографических особенностей города Гянджи
В статье на основе разных исторических источников, научно-теоретических материалов были исследованы главные особенности развития города Гянджи в течение тысячелетий на основе научного сравнения. Также были изучены важные аспекты его современного разв...
О характерных особенностях исследования устного народного творчества (на примере азербайджанских пословиц)
В данной научной работе впервые были исследованы местные материалы фольклора как важные историко-этнографические источники.
Об историко-этнографическом исследовании художественной керамики Гянджи эллинистического периода
Научная работа посвящена историко-этнографическому исследованию образцов художественной керамики античной Гянджи. Впервые был отображен вопрос о значении глиняных изделий гончарного ремесла Гянджи Эллинистического периода как важного источника в изуч...
О некоторых особенностях развития научных исследований в Гяндже
В данной статье было исследовано развитие научной среды Гянджи на основе разных источников и материалов. Также изучены основные особенности развития этого культурного центра в современном периоде.
Этнические особенности и семейные отношения в русских и азербайджанских семьях
В данной статье автор рассматривает формирование и модернизацию характерных особенностей азербайджанских и русских семей. Анализирует особенности внутрисемейных отношений и ценностей.
Фольклор тюркоязычных народов в творчестве М. Ю. Лермонтова
В настоящей статье на основе анализа многогранного художественного творчества видного русского писателя М. Ю. Лермонтова дается объективная оценка его деятельности в аспекте изучения и освещения фольклора тюркоязычных народов и отдельным суждениям, к...
Становление и развитие провинциального краеведения Калужской губернии
В статье автор показывает основной категорийный аппарат, касающийся провинциального краеведения Калужской губернии, а также определяет основные этапы становления процесса развития провинциального краеведения вышеназванного региона.
Методика организации курса краеведения в школе: о природно-рекреационном потенциале Алакольского района Казахстана
В данной статье проанализированы методические особенности и потребности организации курса краеведения в школах, отмечена значимость и педагогические и практические особенности этого курса для нашей страны, даны научно обоснованные теоретические опред...
Социально-культурные факторы актуализации развития теоретических основ самообразования в трудах учёных ХVIII–ХIХ веков
В статье раскрываются социально-культурные подходы развития теоретических основ самообразования. Значение народной педагогики в традиционно-культурной преемственности наследия. Этапы разработки теоретических вопросов самообразования в трудах учёных X...
Проблема сохранения традиций якутского народа
В статье раскрывается проблема сохранения традиций и культурных ценностей якутского народа. В теоретической части работы рассмотрены основные концепции и подходы к изучению этнического самосознания у подрастающего поколения и анализу его основных фак...