Статья представляет собой анализ проекта «Школа Минпросвещения России» с точки зрения цифровизации образования. Автор рассматривает критерии и показатели Проекта, связанные с цифровой трансформацией образования.
Ключевые слова: цифровая трансформация образования, проект «Школа Минпросвещения России», система образования, оценка цифровой зрелости образовательной организации
В 2022 году Коллегией Министерства просвещения Российской Федерации была поддержана Концепция проекта «Школа Минпросвещения России» (далее — Проект), и, после апробации Проекта, с 2023 года он был реализован во всех субъектах Российской Федерации. Организаторами реализации проекта являются Министерство просвещения Российской Федерации и подведомственные ему организации, в первую очередь ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения», являющийся федеральным оператором Проекта с 2024 года, и ФГАНУ «Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования», обеспечивающий работу цифровых сервисов. Сам Проект реализован в цифровой форме. Проект предполагает проведение самооценки общеобразовательными организациями по магистральным направлениям и ключевым условиям. Результатом проведения этой процедуры является определение уровня соответствия общеобразовательной организации статусу «Школа Минпросвещения России». В каждом условии и направлении представлены критерии и показатели самооценки. При этом некоторые из них являются «критическими»: то есть их достижение является минимальны обязательным условием для обеспечения образовательной деятельности. В связи с этим для практической реализации Проекта определены три уровня соответствия общеобразовательной организации статусу «Школа Минпросвещения России»: базовый, средний и высокий. При нулевом значении хотя бы одного из «критических» показателей результат по данному направлению обнуляется, уровень соответствия — «ниже базового». В 2024 году были внесены изменения в Проект, по словам начальника отдела региональной политики и управления в сфере общего образования Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России Эдгара Гамбаряна: «В 2024 году 34 показателя были кластеризованы, у 19 показателей было скорректировано наименование, 1 показатель был исключен, а 2 — добавлено» [1].
В рамках Проекта определены восемь магистральных направлений и условий деятельности общеобразовательных организаций: «Знание», «Воспитание», «Здоровье», «Профориентация», «Творчество», «Учитель. Школьная команда», «Школьный климат», «Образовательная среда». При этом критерии и показатели, связанные с цифровой трансформацией образования встречаются только в четырёх из них: «Знание» (блок «Инклюзивное образовательное пространство»), «Творчество», «Профориентация», «Учитель. Школьная команда» и «Образовательная среда». На наш взгляд, цифровизация так или иначе может быть включена и в оставшиеся четыре направления. Например, использование цифровых платформ при воспитательной работе (проведение занятий «Разговоры о важном» или использование ИКОП «Сферум» при взаимодействии с родителями).
Так, в магистральном проекте «Знание» цифровизация образования представлена только в критерии «Обеспечение условий для организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), с инвалидностью. При этом, в показатели оценивания включены только (1.22.) «Обеспечение информационной открытости, доступности информации об организации образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью (за исключением персональной информации, в том числе о состоянии здоровья обучающихся)» и (1.25.) «Применение электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий в образовании обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью». На наш взгляд, в магистральный проект «Знание» могли бы быть включены также использование цифровых платформ при обучении всех детей, использование систем учета посещаемости и успеваемости обучающихся (электронный дневник и электронный журнал), ведение официального сайта, соответствующего Постановлению Правительства от 20.10.2021 г. № 1802 [2], и госпаблика, соответствующего Федеральному закону от 14.07 2022 г. № 270-ФЗ [3] и Распоряжению Правительства от 2.09.2022 г. № 2523-р [4].
В магистральном направлении «Творчество» Проекта цифровая трансформация образования косвенно представлена в критерии «Развитие талантов» в показателях (3.3.) «Наличие технологических кружков на базе общеобразовательной организации и/или в рамках сетевого взаимодействия» и (3.6.) «Сетевая форма реализации дополнительных общеобразовательных программ (организации культуры и искусств, технопарки «Кванториум», мобильные технопарки «Кванториум», Дома научной коллаборации, центры «IT-куб», «Точка роста», экостанции, ведущие предприятия региона, профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования и др.)», а также в критерии «Школьные творческие объединения» в показателе (3.11.) «Функционирование школьного медиацентра (телевидение, газета, журнал и др.)». На наш взгляд, в этом направлении могли бы быть отражены также созданные школой цифровые ресурсы для дополнительного ИТ-образования детей, а также достижения обучающихся в направлении информационных технологий (победы в конкурсах и олимпиадах различного уровня), как объективный результат работы в этом направлении.
В Магистральном направлении «Профориентация» цифровизации образования касается критерий «Сопровождение выбора профессии» и показатели его оценивания (5.5.) «Наличие и использование дополнительных материалов по профориентации, в том числе мультимедийных, в учебных предметах общеобразовательного цикла» и (5.7.) «Участие обучающихся в моделирующих профессиональных пробах (онлайн) и тестированиях». Могла бы представлять интерес раскрытая в этом направлении доля выпускников, выбравшая для продолжения образования инженерно-технологическое направление, в том числе цифровые профессии.
В ключевом условии «Учитель. Школьная команда» цифровизация образования представлена в критерии «Развитие и повышение квалификации» и в показателях его оценивания (6.9.) «Доля педагогических работников, прошедших обучение по программам повышения квалификации по инструментам ЦОС, размещенным в Федеральном реестре дополнительных профессиональных программ педагогического образования (за три последних года)» и (6.12.) «Дополнительное профессиональное образование учителей биологии, информатики, математики, физики, химии по программам, направленным на формирование у обучающихся общеобразовательных организаций навыков, необходимых для обеспечения технологического суверенитета РФ (за три последних года)». На наш взгляд, недостаточно представлено непосредственно использование педагогами цифровых платформ и сервисов при методической, образовательной и организационной работе. Так, на сегодняшний день, педагогу доступны различные электронные образовательные ресурсы, допущенные к использованию в образовательном процессе [5], а в каждой образовательной организации должен быть издан локальный акт (далее — ЛА) о применении электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ [6]. Кроме этого, во многих регионах созданы и функционируют электронные дневники и журналы, а для составления образовательной и рабочих программ возможно использовать специальные федеральные конструкторы. Считаем, что важным показателем было бы наличие в штатном расписании образовательной организации выделенных специалистов по сопровождению цифровизации школы (как образовательного, так и технического направления).
Проект, наиболее полно отражающий направление цифровизации образования, это «Образовательная среда». Внутри него с использованием цифровых технологий в образовательном процессе связаны 8 из 9 показателей. Так, в критерии «ЦОС (поддержка всех активностей)» показателями являются: (8.1.) «Наличие ЛА образовательной организации, регламентирующих ограничения использования мобильных телефонов обучающимися», (8.2.) «Подключение образовательной организации к высокоскоростному интернету», (8.3.) Предоставление безопасного доступа к информационно-коммуникационной сети Интернет», (8.4.) «Использование федеральной государственной информационной системы «Моя школа», в том числе верифицированного цифрового образовательного контента, при реализации основных общеобразовательных программ», (8.5.) «Использование информационно-коммуникационной образовательной платформы «Сферум»», (8.6.) «Оснащение образовательной организации IT-оборудованием в соответствии с Методическими рекомендациями по вопросам размещения оборудования, поставляемого в целях обеспечения образовательных организаций материально-технической базой для внедрения ЦОС», (8.7.) «Эксплуатация информационной системы управления образовательной организацией», (8.9.) «Функционирование школьного информационно-библиотечного центра» (далее — ИБЦ). Дополнить направление могли бы: наличие других ЛА, связанных с использованием цифровых инструментов в работе школы, более детальная конкретизация параметров работы ИБЦ, корреляция использования ИКОП «Сферум» и ФГИС «Моя школа» с федеральными целевыми показателями достижения цифровой зрелости образовательной организацией [7].
Таким образом, предложенный Проект ориентирован на самодиагностику (то есть данные не верифицируются), но при этом включает в себя различные направления оценки школ, часть из которых имеет отношение к цифровой трансформации. Заполнение самодиагностики образовательными организациями способствует увеличению бюрократической нагрузки, а в связи с тем, что заполнение контролируют органы управления образованием, возможны санкции за несоответствие, и, как следствие, искажение вводимых данных как на уровне школы.ю так и на уровне муниципалитета или региона. Кроме того, некоторые данные могут достаточно оперативно изменяться (например, доля педагогов, использующих ИКОП «Сферум»), что мешает использованию данного проекта в качестве инструмента тактического управления, однако это не умаляет его ценности для использования в качестве инструмента для стратегического управления образовательными системами различных уровней. Проект не предполагает выделения дополнительного финансирования для уменьшения образовательного неравенства, и не учитывает региональные особенности (например, в переполненных школах зачастую принимается решение о второй смене, и тогда школа не может выполнить требования о большом количестве внеурочных активностей и дополнительного образования). И, если негативные последствия при достижении школой уровня «ниже базового» понятны, то инструментов мотивации для усилий по переходу школы от «базового» к более высоким уровням, проект не предусматривает.
Литература:
- Управленческие команды школ изучили особенности реализации проекта «Школа Минпросвещения России» в 2024 году на цикле семинаров. — Текст: электронный // Институт реализации государственной политики и профессионального развития работников образования ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения»: [сайт]. — URL: https://apkpro.guppros.ru/novosti/upravlencheskie-komandy-shkol-izuchili-osobennosti-realizatsii-proekta-shkola-minprosveshcheniya-ros/ (дата обращения: 29.09.2024).
- Постановление Правительства РФ № 1802 от 20.10.2021 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (с изменениями на 28.09.2023 г.)
- Федеральный закон от 14.07.2022 г. № 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и статью 10 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»»
- Распоряжение Правительства РФ от 2.09.2022 г. № 2523-р «Об определении ВКонтакте и Одноклассники в качестве информационных систем и (или) программ для ЭВМ, используемых государственными органами, в том числе судами, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, включая управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъектах РФ, а также органами местного самоуправления, организациями, подведомственными государственным органам и органам местного самоуправления, для создания официальных страниц»
- Приказ Министерства просвещения РФ от 4.10.2023 г. № 738 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 г. № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
- Приказ Минцифры России от 18.11.2020 № 600 (ред. от 29.12.2023) «Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация» (вместе с «Методикой расчета целевого показателя «Достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления», «Методикой расчета целевого показателя «Достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления» для субъекта Российской Федерации», «Методикой расчета целевого показателя «Увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов», «Методикой расчета показателя «Доля домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к сети Интернет», «Методикой расчета целевого показателя «Увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий», «Методикой расчета целевого показателя «Увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий» для субъекта Российской Федерации»)