Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Основные образовательные технологии в урочной деятельности

Общеобразовательная школа
9
Поделиться
Аннотация
В статье рассматривается важность использования современных образовательных технологий в учебном процессе. Автор подробно останавливается на различных методах обучения, таких как интерактивные уроки, дистанционное обучение, проектная деятельность и другие. Анализирует, как эти технологии могут повысить эффективность обучения, сделать его более интересным и доступным для учащихся.
Библиографическое описание
Ганижева, М. А. Основные образовательные технологии в урочной деятельности / М. А. Ганижева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 1 (53). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/278/9425.


В статье рассматривается важность использования современных образовательных технологий в учебном процессе. Автор подробно останавливается на различных методах обучения, таких как интерактивные уроки, дистанционное обучение, проектная деятельность и другие. Анализирует, как эти технологии могут повысить эффективность обучения, сделать его более интересным и доступным для учащихся.

Ключевые слова: учитель, обучение, технологии, урок, исследовательская работа

Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму.

Конфуций

С годами меняются цели и содержание образования, возникают новые средства и технологии обучения, но урок по-прежнему остается главной формой передачи знаний. На каждом уроке, как и сотни лет назад, соприкасаются два важнейших участника образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда существует неизведанный мир знаний, полон противоречий между познанным и еще не осмысленным. Независимо от ярких идей самообразования и дистанционного обучения, учитель неизменно остается главным действующим лицом в классе.

Учебно-воспитательный процесс начинается и заканчивается уроком. Каждый новый урок — это шаг в познании и развитии ученика, вклад в формирование его умственной и моральной культуры. Современный урок — это синтез новизны и связей с прошлым, актуальная форма обучения. Наша задача состоит не в оценке каждого урока, а в понимании:

— что происходит с современным уроком;

— как он справляется с новыми вызовами образования;

— как изменилось наше восприятие целей урока и методов обучения.

Замысел современного урока заключается в создании условий для максимального влияния образования на развитие индивидуальности ребенка. Урок неизбежно меняется, подвержен объективным факторам, как новые образовательные стандарты и информационные технологии, трансформирующие процесс обучения.

На сегодняшний день существует обилие педагогических технологий, как традиционных, так и инновационных. Невозможно утверждать, что одна из них превосходит другую или что для достижения положительных результатов следует полагаться исключительно на какую-то одну методику.

В моем понимании, выбор той или иной технологии обусловлен множеством факторов: контингентом учащихся, их возрастом, уровнем подготовки, темой занятия и другими факторами, которые могут оказывать влияние на процесс обучения. Каждый метод обладает своим уникальным потенциалом, и лишь внимательное изучение контекста позволяет учителю выбрать наилучший путь к сердцам и умам своих студентов. Эффективное обучение — это результат чуткого взаимодействия между учителем и учениками, где адаптируемость и разнообразие подходов играют ключевую роль.

Таким образом, важно не только знать различные технологии, но и уметь их интегрировать, создавая гармоничную основу для образовательного опыта, который будет вдохновлять и развивать.

Современные педагогические технологии

Рис. 1. Современные педагогические технологии

1) Проблемное обучение

Актуальность проблемного обучениязаключается в том, что оно, в отличие от традиционного, доставляет радость самостоятельного поиска, открытия, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности и творческой активности обучаемых. Повысить качество обучения, пробудить интерес к знаниям и поднять их престиж, обратиться к реальным запросам ученика — таковы задачи школы сегодня.

Одна из основных целей данной технологии — научить ребёнка самостоятельно мыслить и передавать информацию, чтобы и другие узнали то новое, что он открыл для себя. К примеру:

— вопрос на рассуждение: «Почему Афину называют сердцем Греции?»

— написание творческих работ по изучаемой теме

— «История в красках»

История в красках

Рис. 2. История в красках

Применение этих методов на уроках позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия.

2) Здоровьесберегающая технология

Здоровьесберегающий подход на моих уроках пронизывает каждый этап, чередую различные виды деятельности. Чтобы предотвратить утомление детей, внедряю физкультминутки и специальные упражнения, направленные на расслабление мышц опорно-двигательного аппарата, развитие рук и пальцев, формирование правильного дыхания, а также укрепление глазных мышц для улучшения зрения. Школа и учитель должны не только передавать знания, но и охранять здоровье ребенка.

3) Игровые технологии .

В. А. Сухомлинский однажды сказал: «Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Действительно, наиболее любимая форма обучения — игровая технология, идеальное сочетание взаимодействия педагога и учащихся. Игра — это творчество и труд. В процессе игры дети развивают привычку сосредоточенности, самостоятельного мышления, внимание и стремление к знаниям. Они невольно учатся, открывая новые горизонты, запоминая информацию и воспринимая необычные ситуации. Даже самые пассивные ученики охотно включаются в игру, где цель подается в виде увлекательной задачи. Например:

— конкурсы между рядами, назначая капитана и давая им учебные названия («рыцари», «финикийцы», «ремесленники»)

— анаграммы (расшифровка слов)

— интерактивная игра по изучаемой теме

— игра «День и ночь»

Учебный конкурс

Рис. 3. Учебный конкурс

4) Обучение в сотрудничестве (групповая работа)

Групповая работа активно способствует обучению с первых дней в школе. Она не только помогает детям лучше узнать друг друга и учиться учитывать интересы товарищей, но и дает учителю возможность наблюдать психические особенности учеников. На таких уроках каждый ребенок чувствует себя вовлеченным, и даже те, кто обычно молчит, стремятся участвовать. Однако, для достижения результатов требуется время и терпение. Для групповой работы можно провести работу в формате:

— задание «Исправляем учителя!»

— познание темы через рисунок

— заполнение листа «Вконтакте»

— филворд

Познание темы через рисунок

Рис. 4. Познание темы через рисунок

5) Исследовательская работа

Технология исследовательской работы преобразует ученика из простого слушателя в активного участника образовательного процесса. Исследование становится ключевым источником познания мира для ребенка. Взять в руки инструмент исследования, открывать и изучать — это шаг в неизведанное, наполненное чудесами. Учащиеся, по своей сути, исследователи, охотно погружаются в различные научные начинания.

Успех исследования во многом зависит от его грамотной организации. Важно научить учеников наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и стремиться к ответам. Это требует чтения дополнительной литературы, проведения экспериментов, обсуждения результатов и внимательного отношения к чужим мнениям. В ходе исследований дети осваивают навыки мышления, наблюдения и вывода.

— исследовательские работы (проекты)

3) Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) / развивающее обучение

Современная образовательная система вносит положительные изменения посредством информационно-компьютерных технологий, которые становятся новым, увлекательным способом передачи знаний, содействуя самостоятельности и ответственности учащихся. Мультимедиа-ресурсы обеспечивают визуальную наглядность в обучении, поддерживают игровые формы уроков и делают занятия более интересными и содержательными. Использование современных технологий значительно повышает качество обучения и активность учащихся, открывая новые горизонты для их творческого роста и самооценки.

Использование современных образовательных технологий позволяет учителям добиваться высокого качества обучения, увеличивается число учащихся, принимающих участие в олимпиадах, исследовательских проектах и различных творческих конкурсах, также способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения. Например:

— игра-рулетка

— тесты

— презентации + видео

— задания от Скайсмарт

— поделки

— создания учебной библиотеки в кабинете или выставки

Выставка «23 февраля — день памяти и скорби»

Рис. 5. Выставка «23 февраля — день памяти и скорби»

Игра-рулетка

Рис. 6. Игра-рулетка

Задание Skysmart

Рис. 7. Задание Skysmart

Современные методы, такие как смешанное обучение, виртуальная и дополненная реальность, а также онлайн-платформы, расширяют горизонты образовательного процесса. Они позволяют учащимся не только получать знания в удобном для них темпе, но и активно взаимодействовать с учебным материалом, что способствует более глубокому пониманию и усвоению информации.

Педагогические технологии также стимулируют развитие ключевых компетенций, необходимых в современном мире — критического мышления, креативности и сотрудничества. Благодаря адаптивным образовательным системам, каждый ученик имеет возможность следовать собственным путем, получая при этом поддержку и руководство от опытных педагогов.

Таким образом, современные образовательные технологии не только трансформируют сам процесс обучения, но и подготавливают новое поколение к вызовам будущего, формируя гибкого и разносторонне развитого человека, способного самостоятельно принимать решения и адаптироваться к быстро меняющаяся окружающей среде.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный