Автор представил разработку мероприятия по социализации детей-инофонов в форме планера с определением целей и задач.
Ключевые слова: мероприятие, социализация, поход.
Поход выходного дня является интереснейшим мероприятием для сплочения коллектива школьников. В состав туристической группы могут входить учащиеся с различными стартовыми возможностями и уровнем социализации.
Целеполагание |
Результаты Какая цель у мероприятия? Какие планируемые результаты данного мероприятия? |
Ключевые смысловые единицы Какие ключевые мысли, понятия и смысловые блоки лежат в основе мероприятия? | ||
Цель: развитие самостоятельности, коллективного взаимодействия и чувства команды, расширение кругозора. Результаты: дети узнают новые сведения о Калужском крае, получат опыт общения в неформальной ситуации, освоят правила поведения в природных условиях. Главное условие: участие детей-инофонов (по возможности и родителей) в мероприятии. |
Смысловые блоки: 1.Физическая подготовленность 2.Эмоциональная составляющая. 3.Психологический настрой. 4.Взаимопонимание и взаимовыручка. 5.Единение. 6.Краеведение. | |||
Обратная связь Как я проверю, что ученики достигли образовательных результатов? |
Место мероприятия в плане воспитательной работы школы Как планируемые результаты этого мероприятия соотносятся с планом воспитательной работы? | |||
1.Проведу неформальную беседу о походе на ближайшем классном часе или на переменах. 2.Объявлю о необходимости написать статью в школьную газету «35 параллель» о походе для всех желающих или создании иллюстраций к статье (по желанию детей). 3.Аккуратно послушаю разговоры детей на переменах на предмет обмена впечатлениями (а они будут!) 4.Предложу создать альбом походных фотографий (что у кого получилось) для архива класса, чтобы каждый внес свой вклад (по желанию) |
Такая форма работы, как поход, является актуальной для нескольких направлений воспитательной работы школы. Одно из направлений воспитательной работы школы (и класса) — социальное (адаптация обучающихся в современном социуме, приобретение опыта взрослой жизни в разных условиях, применение к себе социальных ролей). Второе направление — краеведение, узнавание родного края, места, где живем. Итоги мероприятия «работают» на реализацию плана ВР в названных направлениях. | |||
Подготовка к занятию |
Учебные материалы Какие инструменты работы/технические средства/элементы среды понадобятся на этом занятии педагогу? |
Правила, процедуры, установки Что я сделаю, чтобы создать на мероприятии атмосферу праздника, принятия и поддержки? Что внутри мероприятия помогает мне сохранять безопасную обстановку? | ||
Для подготовки похода нужно провести классный час и рассказать о маршруте: презентация, памятки о поведении на природе, рассказ детей, если им знакомы места. |
Перед мероприятием вспомним с детьми о прошлых походах (они были), особенно сделаю упор на интересных и смешных моментах, дам высказаться всем желающим. Поговорю с детьми о мерах безопасности, о форме одежды, о питании, обсудим маршрут, наметим особенно интересные места; предложу тем, кто ходил уже в поход, предположить, что будет особенно интересным (эффект ожидания). Если есть нерешительные дети, требующие внимания, негласно назначу для них помощников (из детей)=взаимопомощь. С родителями обязательно обговорю время начала и окончания мероприятия, доставку детей домой, питание, финансы (если нужно), чтобы неприятные неожиданности не испортили праздник общения. | |||
Методика мероприятия |
НАЧАЛО МЕРОПРИЯТИЯ: 9 часов утра (15 мин). | |||
Деятельность педагога Какие приёмы и методы я буду применять на этом этапе, о чём буду говорить? На какие ключевые смысловые единицы мероприятия я обращу внимание на этом этапе? |
Деятельность учеников Какова роль учеников на этом этапе? Что им предстоит делать? |
Учебные материалы Какие учебные материалы я использую на этом этапе, какие предложу ученикам? | ||
Сбор детей. Вводная беседа о ТБ и правилах поведения по ходу маршрута. |
Слушают педагога |
Памятки «Береги природу!» | ||
НОВЫЙ МАТЕРИАЛ в течение дня 8–9 часов (с 9 часов до 17 часов) В какой форме будет представлен новый материал? Какие учебные действия должны совершить ученики, чтобы освоить новый материал? | ||||
Деятельность педагога |
Деятельность учеников |
Учебные материалы | ||
Новый материал — маршрут похода и все достопримечательности, запланированные для изучения, например, монастырь, святой источник, памятник павшим воинам, заповедник. Педагог рассказывает об увиденном, сам или с привлечением экскурсовода, отвечает на вопросы детей. Следит за поведением, речью, взаимодействиями детей. |
Ученики слушают экскурсовода или учителя, рассматривают все, что предложено, фотографируют, общаются по ходу движения, записывают заметки (по желанию), задают вопросы, обсуждают увиденное между собой, спонтанно делятся впечатлениями. |
Достопримечательности, доступные во время движения интернет-ресурсы (по мере надобности) | ||
РАБОТА СОВМЕСТНО С ПЕДАГОГОМ в течение дня (во второй половине) Как ученики применят новый материал совместно с педагогом, чтобы достичь образовательных результатов? Какую поддержку я окажу ученикам в ходе этой работы? | ||||
Деятельность педагога |
Деятельность учеников |
Учебные материалы | ||
После очередного этапа маршрута учитель организует беседу (делает привал), представляет ребятам самостоятельно организовать место отдыха, высказать свои впечатления, ненавязчиво включая в беседу детей-инофонов. |
Высказывают свои мысли по поводу увиденного, выслушивают мнение других. Организуют совместный отдых и обед. |
Информация, полученная во время экскурсий. | ||
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА в течение дня (во второй половине) Как каждый ученик сможет закрепить новые знания и навыки самостоятельно? | ||||
Деятельность педагога |
Деятельность учеников |
Учебные материалы | ||
Дает детям свободное время для общения, наблюдает за общением, делает выводы о включенности инофонов в общий процесс общения и деятельности отряда. Предлагает обратить внимание на природу, чтобы сменить вид деятельности, отмечает особенности, красоту нашей природы, напоминает об условии похода — беречь земную красоту |
Отдыхают и свободно общаются, приводят в порядок мысли, делают заметки, задают возникшие вопросы. |
Окружающая среда | ||
ОКОНЧАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ вечер: 17 часов перед дорогой домой Как ученики обобщат и осмыслят то, что они изучили на занятии? В какой форме будет проведена рефлексия и собрана обратная связь по итогам мероприятия? | ||||
Деятельность педагога |
Деятельность учеников |
Учебные материалы | ||
Собирает детей в общий круг (хоровод). Предлагает детям по пути домой собрать воедино все события дня, чтобы обсудить их дома с родителями. Предлагает детям в одном предложении высказать, КАКИМ был сегодняшний поход. Другой вариант: создать цветок впечатлений, где каждый лепесток — впечатление ребенка. |
Осмысливают все увиденное, отделяют свои личные впечатления и информацию для родителей. |
Материал, полученный во время похода | ||