Дисциплина как решение задачи воспитания | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 ноября, печатный экземпляр отправим 20 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогическая психология

Опубликовано в Образование и воспитание №6 (52) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 03.11.2024

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Фомин, Р. К. Дисциплина как решение задачи воспитания / Р. К. Фомин. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 6 (52). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/276/9552/ (дата обращения: 07.11.2024).

Препринт статьи



В статье автор исследует дисциплину как инструмент обучения ответственности.

Ключевые слова: внутренняя мотивация, дисциплина, хорошее поведение, ребенок, внутренний локус контроля, норма поведения.

Учителя, родители и другие взрослые дисциплинируют детей. Чаще всего при этом они испытывают негативные эмоции. Однако дисциплина может стать возможностью, а не проблемой.

Дисциплина как решение задачи воспитания

Конечная цель дисциплины — самодисциплина. Это вид самоконтроля, который связывает добровольное послушание с общепринятыми стандартами общества. Такая дисциплина характеризует зрелый характер. Перед учителями стоит общественная цель — развить в детях вежливость, самоконтроль. Вежливость можно достичь только тогда, когда человек обладает самодисциплиной.

Слово «дисциплина» происходит от латинского disciplina, что означает выдержку. Мы можем слабо контролировать мысли, которые относятся к нашей природе человека. Но осознавая или неосознавая (ввиду привычек, установок»), мы выбираем реакции на наши мысли и эмоции. Для того, чтобы класс был цивилизованным, необходимо воспитывать дисциплину. Ричард Э Кларк, заведующий кафедрой педагогической психологии Университета Южной Каролины, приходит к следующему выводу:

«Большинство преподавателей понимают дисциплину в очень ограниченном смысле: «как заставить детей хорошо себя вести», а не «как помочь нашим подопечным, пока они учатся, управлять своей позитивной энергией и направлять ее на достижение своих целей и целей общества».

Такое ограниченное понимание дисциплины говорит о том, что учитель, стоящий перед классом и заявляющий: «Я надеюсь, что вы будете хорошими, умными, благодарными учениками и делать то, что говорю я», сосредотачивается на подчинении, а не на самодисциплине обучающегося. Если ребенок не выполняет приказ, значит, его нужно наказать?

Ли Сэлк, известный детский психолог, настаивает: «Дисциплина — это точно не наказание».

В своей книге «Гид заботливого учителя по дисциплине: как помочь юным ученикам научиться самоконтролю, ответственности и уважению» Мэрилин Гутман пишет, что «дисциплина — это обучение самоконтролю, а не контроль над учениками или управление ими»

Как отмечает Ричард Сагор, для эффективной программы дисциплины необходимы три особенных, жизненно важных педагогических функции:

— поддержание порядка;

— развитие внутреннего локуса контроля;

— развитие просоциального поведения

Составляя программу по развитию дисциплины, данные функции необходимо реализовывать. В ходе данной системы ученик сам управляет своим поведением, оценивает и планирует свои действия. Сагор отмечает: локус контроля находится внутри нас.

Учитель старается дать готовый свод правил, проявляет власть и наказывает. Такая модель поведения часто приводит к «войне» между учеником и педагогом. Возникает конфликт интересов, выбора. Имея даже небольшой авторитет и находясь рядом с классным коллективом, вы заметите, что ученики чаще всего соблюдают дисциплину. Внешний метод контроля работает! Но что произойдет, если учитель выйдет из кабинета? Думаю, что каждый из вас знает ответ на этот вопрос. Мы все с этим сталкивались. Дети, постоянно соблюдающие дисциплину при внешнем контроле, формируют у себя низкий уровень стремлений к хорошему поведению. Делая вывод из вышесказанного, нужно отметить, что надо воспитывать внутреннюю мотивацию. Любой человек испытывает дискомфорт при тактике принуждения. Внутренняя мотивация воспитывается в атмосфере безопасности. Образовательная среда должна быть безопасной, комфортной, инклюзивной. Предоставляя выбор и укрепляя самостоятельность, мы расширяем возможности ребенка. Хорошая программа воспитания дисциплины требует поддержания порядка, развития внутреннего локуса контроля и поощрения социального поведения. Поведение учеников в отсутствии учителя по-настоящему отражает влияние на них учителя. Внутренняя мотивация неразрывно связана с возможностью выбирать. Сейчас существует множество приемов мотиваций и стимулирования. А если задуматься, то чаще всего именно родители «меняют» мотивацию Награждая ребенка за хорошее поведение, приучая к тому, что он будет получать что-то взамен. Такие послания «прирастают» к поведению. Тем самым награда за хорошее поведение — это прямая деградация развитию. Она препятствует развитию внутренней мотивации и ответственности. Мы действуем из благих намерений, давая указания на норму поведения. Само же указание часто воспринимается как попытка контролировать. Указания вызывают желание сопротивляться. Установки управляют нашим характером. Внутренний подход будет более эффективным. На нем основываются программы и системы развития дисциплины, ответственности. Ситуации, внешние стимулы оказывают мощное воздействие, но они не мотивируют нас на долгий срок. «Сколько волка ни корми, он все равно в лес смотрит» — знакомая нам пословица означает, что каждый стремится в ту среду, где ему удобно.

Учителя начальных классов ищут способы изолировать мешающего занятиям класса ученика от остальных. Такими мерами мы должны не просто «убрать» учащегося на некоторое время, а подвигнуть к самооценке своих действий и поступков. Если использовать случай нарушения порядка как возможность научить, а не наказать, выигрывают все.

Вот так дисциплина может быть решением задач воспитания:

1. Обеспечение безопасности и порядка:

Правильно построенная дисциплина устанавливает пределы допустимого поведения, защищает детей от опасности и создает структурированную среду для обучения и развития. Четкие правила и последствия за их нарушение делают ожидания ясными и снижают стресс как для детей, так и для взрослых.

2. Развитие самодисциплины:

Дисциплина учит детей управлять своим поведением, принимать ответственность за свои действия и следовать планам. Это способствует развитию самостоятельности, уверенности в себе и способности достигать целей.

3. Воспитание моральных ценностей:

Дисциплина может включать в себя установку этических норм, обучение состраданию, уважению к другим и ответственности перед обществом.

Это помогает формировать моральный компас и создать фундамент для этического поведения в будущем.

4. Подготовка к жизни в обществе:

Дисциплина учит детей следовать правилам и нормам поведения, принятым в обществе.

Это делает их более адаптивными и успешными в любой среде — школе, работе, общественной жизни.

Важно помнить, что дисциплина не должна быть жесткой и карательной. Она должна быть построена на понимании, уважении и открытом диалоге с ребенком. Важно объяснять причины правил, давать возможность для выбора и поддерживать усилия ребенка в самосовершенствовании.

Эффективная дисциплина — это не цель, а средство воспитания. Она помогает развивать положительные качества личности и заложить фундамент для счастливой и успешной жизни.

Литература:

1. Маршалл, М. Дисциплина без стресса, наказаний и наград: как развить в детях ответственность и желание учиться. / М. Маршалл. — Санкт- Петербург: «Весь», 2023. — 416 c. — Текст: непосредственный.

2. Максимов, В.И. (2018). Педагогика: Учебник для студентов вузов. Москва: Юрайт. — Общий курс педагогики с акцентом на воспитание.

3. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.Н. (2019). Педагогика: Учебник для бакалавров. Москва: Издательский центр «Академия». — Подробное изложение педагогических концепций, включая вопросы дисциплины и ее роли в воспитании.

4. Богуславская, Н.Е. (2014). Психология личности: учебник. Санкт-Петербург: Питер. — Книга, рассматривающая психологические аспекты формирования личности, включая вопросы дисциплины и саморегуляции.

5. Мухина, В.С. (2010). Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество, юность. Москва: Академия. — Подробное описание возрастных особенностей развития личности, включая вопросы формирования дисциплины и ее этапов.

6. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. (2015). Психология: учебник. Москва: Юрайт. — Общая психология с акцентом на вопросы мотивации, поведения, формирования личности и роли дисциплины в них.

Задать вопрос