Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Преодоление стереотипов на пути к творчеству

Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
5
Поделиться
Аннотация
В статье рассмотрены проблемы стереотипизации мышления, принципы современной педагогики, связь между педагогикой и стереотипизацией, а также рассмотрено противопоставление творческого мышлению стереотипному. В качестве практической части предложены пути решения проблем на пути к творчеству.
Библиографическое описание
Аксенова, С. А. Преодоление стереотипов на пути к творчеству / С. А. Аксенова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 6 (52). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/276/9377.


В статье рассмотрены проблемы стереотипизации мышления, принципы современной педагогики, связь между педагогикой и стереотипизацией, а также рассмотрено противопоставление творческого мышлению стереотипному. В качестве практической части предложены пути решения проблем на пути к творчеству.

The article examines the problems of stereotyping thinking, the principles of modern pedagogy, the relationship between pedagogy and stereotyping, and also considers the opposition of creative thinking to stereotyped thinking. As a practical part, ways to solve problems on the way to creativity are proposed.

Изо дня в день мы сталкиваемся со стереотипами, которые так или иначе навязывает нам общество, поддаваться им или нет — выбор каждого, но очень важно помнить о «внутреннем я», или что подсказывает внутренний голос. Зачастую человек поддаётся стереотипам и даже не подозревает о том, что его представления о той или и ной ситуации навязаны ему общественным мнением.

Стереотипное мышление может значительно повлиять на творческое отношение к жизни. Зачастую талантливые обучающиеся не хотят проявлять и развивать свой талант и особое видение окружающего мира, потому что боятся осуждения со стороны или неудач, боятся показаться нелепыми или совершить глупость. Также, существует ряд ошибочных суждений: «творческими рождаются, а не становятся», или на профессионального художника или музыканта нужно обязательно учиться и получать соответствующее образование. Это все стереотипы, которые некоторые люди разрушают, а некоторые разрушаются под ними. [1]

Стереотип относительно творчества — очень силен. Люди не верят, что творческие способности можно развить, что каждый человек по своей сути — творческий и не обязательно все зависит о того, когда ты родился и где. Многие стереотипы мешают человеку раскрыться, а нужно стремиться к тому, чтобы быть собой. Ты есть творческий человек — творение. Так будь им несмотря ни на что.

Работая с творческими обучающимися, любой педагог должен понимать, что стереотипизация мышления прямой путь к упадку творческой мысли, а также дальнейшем успехе в творчестве, работе и выстраивании карьеры в бедующем. Ведь то, что он сеет педагог сегодня отразится на завтрашнем дне подрастающего поколения. Именно поэтому педагог, это человек, который должен быть всегда на шаг впереди, тонко чувствовать и ощущать современные веяния мира, только так педагог сможет найти общий язык с обучающимися, создать доверительные отношения и передать всю ценную информацию с большой и положительной обратной связью.

Самый большой и болезненный стереотип прошлого поколения педагогов — это сравнение обучающихся друг с другом. «Нельзя сравнивать себя с другими, сравнивай себя с собой вчерашним», проводя параллель с педагогикой отметим, педагог вчера говорил: «Делай как я», современный педагог скажет иначе: «Делай как я, делай лучше меня». С этих слов начинается вера педагога в обучающегося, детское подсознание воспринимает это как: «У тебя все получится, ты все сможешь, ты справишься!»

В начале пути к творчеству нужно помнить о том, что творческий потенциал и энтузиазм всегда следует от сердца, внутренний голос подсказывает в каком творческом направлении стоит реализовать свои идеи и силы.

В школу искусств начинающий художник или музыкант приходит с осознанием того, что он готов попробовать себя в творчестве. Но даже творческий человек так или иначе сталкивается со стереотипами и предрассудками. Проблема возникает тогда, когда талантливый обучающийся не в состоянии раскрыть свой творческий потенциал, из-за определённых стереотипов. Задача педагога вовремя рассмотреть эту тенденцию мышления в учениках и помочь самостоятельно справиться со стереотипизацией мышления.

Борьба начинается с самого первого класса, а точнее со слов: «Это слишком сложно, я лучше выберу что-то попроще». В этой ситуации педагогу можно воспользоваться приемом обучения «просто о сложном» . В изобразительном искусстве человек в большей степени пользуется визуальным восприятием, и психология начинающего творческого обучающегося устроена так, что он видит только результат, например, сложный (для него), но очень красивый натюрморт. Задача педагога показать или объяснить, как выполнить задание максимально просто и поэтапно. Четко оговорив каждый этап. Так, большая цель делится на много мелких и простых задач, соблюдая очередность которых ученик добьётся успеха в своей работе, и самое главное, сам увидит результат и поверит в свои силы.

Свободное рисование или правополушарное рисование . Данная техника позволяет расслабиться и погрузиться в свой внутренний мир, а также понять, что на самом деле нравится ученикам. Бодо Шефер финансовый консультант номер один в Европе, писатель и бизнесмен, в одной из своих книг пишет: «Для того, чтобы добиться успеха, делай то, в чем ты силен». [2] Опытный педагог должен ориентироваться в творческих интересах своих учеников и развивать именно успешную сторону творчества. По мимо диагностик для педагога, эта техника полезна для детей ощущением своего успеха, а также привычка видеть красивое в чем угодно. Также способ правополушарного рисования поможет обучающимся взглянуть на бытовые предметы по-новому. Расческа необходима всему человечеству для создания ухоженности шевелюры, ежедневной укладки, а художнику расчёска подойдет для создания фактуры в живописи.

Упражнение на развитие фантазии, не требует материалов: «Что можно сделать из скрепки» , зачастую дети предлагают десятки вариантов предназначения такому простому и понятному предмету.

Сочетание не сочетаемого . Самые вкусные десерты получаются благодаря ошибкам. Лучшая практика в изобразительном творчестве — это работа в смешанной технике. Стоит позволить детям смешать несочетаемые вещи. Так, ребенок забывает о стереотипах, которые возможно ему внушили дома, или в школе.

Игра теней . Очень подойдет для начинающих художников. Выставив ряд предметов, можно осветить их под разным углом и предложить детям зафиксировать увиденные образы или новые предметы. В группе дети делятся увиденным друг с другом и в процессе игры взгляды участников «переворачиваются», дети любят говорить: «увиденное не развидеть»

Педагогическая поддержка. Самая главная составляющая в развитии творческого мышления. Отправляя ребенка в художественную школу, зачастую родители ждут от ребенка определенных результатов, но ребенок не должен поддерживать мнения или желания родителей, если он сам этого не желает. Соответственно, дома он не всегда получает одобрение или поддержку. Но мы помним, что современный педагог идет рядом, он не прокладывает путь, а помогает найти себя в творчестве. Поэтому, педагогическая поддержка очень важна, если педагог верит в силы ученика, ученик делает успехи.

В творческом процессе, не важно взрослый это или ребенок, важно помнить, о том, что искусство не бывает плохое или хорошее. Искусство просто есть, и вся суть в познании того, что вы видите и как оценить объект искусства — это выбор каждого.

Литература:

  1. Специализированный образовательный портал «Инновации в образовании». [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm/ (дата обращения: 21.03.2024). Текст: электронный.
  2. Шефер, Бодо. Пес по имени Money: [перевод с немецкого] / Бодо Шефер. — Москва; Санкт-Петербург: Диля, 2007. — 156, [1] с.: ил.; 22 см.; ISBN 978–5-88503–642–9 (В пер.)
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный