Цели урока:
- предметные: познакомить детей с алгоритмом написания строчной буквы «к»; учить писать слоги, слова, предложение с буквой «к»; закреплять письмо изученных букв.
- метапредметные: развивать устную и письменную речь, внимание, логическое мышление, фонематический слух, творческие и коммуникативные способности, навыки классификации, умение формулировать тему и цель урока, подводить итог урока, выражать отношение к результату своей работы.
- личностные: создать условия для формирования внутренней позиции обучающихся, характеризующейся интересом к происходящему на уроке и положительной мотивацией учебной деятельности.
Оборудование: записи на доске, напечатанная ёлочка, вырезанные из бумаги шарики для работы в паре, ребус, условное обозначение: «Работа в паре», печатная буква «ш».
Ход урока.
- Организационный момент.
— Подравнялись. Поприветствуйте гостей. Я вижу, что мы готовы начать урок, пожалуйста, садитесь.
— Ребята, посмотрите, что лежит у вас на столах? (Прописи, пенал)
— Скажите, какой у нас урок? А что мы делаем на уроках письма?
— Положите перед собой правильно прописи.
II. Актуализация знаний. Мотивация.
1. — Ребята, скажите, пожалуйста, а что для вас является самым важным (ценным)?
— Многие люди считают ценностью информацию. Они считают, что если владеют информацией, значит, владеют целым миром!
— Сегодня мы с вами тоже получили некую информацию в письме. Но это не просто письмо, а видеописьмо. Его прислали нам ребята. Давайте посмотрим и скажем, какой информацией хотели поделиться с нами ребята. ( Видео )
—Какой информацией поделились ученики 3-го класса? (Они разгадали тайны письма и научились красиво писать)
— Ребята считают, что эта информация нам очень необходима. Вы согласны?
— Ну, тогда отправляемся за нужной информацией!
2. Разгадывание ребусов. ( На доске )
— Вы на что-нибудь обратили внимание? (Во всех отгадках есть звук ш)
— А с какой буквой мы познакомились на прошлом уроке? (С буквой «ш»)
— Что вы узнали про эту букву? (Буква ш может обозначать только один звук [ш], он согласный, глухой, всегда твёрдый, парный)
— Откройте прописи и сформулируйте тему урока. (Написание строчной буквы ш)
— Значит, какие цели нам необходимо поставить перед собой? (Научиться писать строчную букву ш в слогах, словах, учиться правильно соединять её с другими буквами)
— А моя цель — помочь вам в этом.
III . Формирование новых знаний.
- Определение этапов написания буквы.
— Тогда предлагаю вам определить этапы написания буквы ш. ( На доске. Расставить по порядку .)
Рассмотреть буквы.
Сравнить буквы.
Назвать элементы буквы.
Сконструировать букву.
Научиться писать букву.
- Работа по этапам.
— Я предлагаю вам рассмотреть буквы на картинках. Внимательно посмотрите и скажите, что вы увидели. ( Слева буква печатная, справа — письменная ) На доске
— Теперь я предлагаю поработать вам в паре и найти сходства и отличия букв. Договоритесь, кто будет говорить про сходства, кто — про отличия. Кто будет готов отвечать, просигнализируйте, подняв вместе руки.
Сходства: похожи ровными линиями, они на одинаковом расстоянии, один размер.
Отличия: прямые линии — наклонные линии, есть крючки — нет крючков, есть шалашики — нет шалашиков). Молодцы!
— Теперь посмотрим на верхнюю строку и попробуем назвать, из каких элементов состоит буква ш.(Слайды)
(Прямая наклонная линия, поворот, крючок, секретик и снова всё повторяется ещё 2 раза)
— А теперь посмотрите на букву в прописи в левом углу и скажите, на что указывают нам стрелочки? (В каком направлении мы должны писать букву)
— Давайте теперь попробуем сконструировать букву из её элементов. (Стр. 27 внизу слева) Соединяем по порядку элементы буквы. ( Интерактив )
Письмо по образцу.
— Посмотрите на образец написания буквы ш. ( Видео ) Посмотрите на букву в левом верхнем углу и скажите, на что указывают стрелочки? (В каком направлении мы должны писать букву). Посмотрите на букву в правом верхнем углу и скажите, на что мы должны обратить внимание? (Шалашики, чёрточки- место, где заканчиваем писать крючок).
- Письмо буквы ш. Показать на доске.
— Примите правильную позу за столом. (Сидим ровно. Ноги вместе. Спина прямая. Руки на парте.) Проверьте положение прописи на столе, покажите, как вы держите в руках ручки, указательный палец сверху — показали, большой слева придерживает ручку — показали, ручка лежит на среднем пальчике — показали.
— Пишем, обводим букву ш по прерывистым линиям, дописываем элементы и пишем до конца строки.
Не отвлекайся, не спеши,
Буквы правильно пиши.
Если пишешь не спеша,
Будет буква хороша!
— А сейчас выберите самую похожую букву на образец и обведите её. Для этого, что нам надо сделать? (Сравнить свои буквы с образцом)
— По каким критериям будете выбирать? (Сравнить наклон, расстояние между элементами, есть ли шалашики, все ли линии параллельные)
—Оцените свою работу. Поставьте себе заслуженный плюсик на полях.
5. Написание слогов.
— Что написано на следующей строке? (Слоги)
— Почему так решили? (Есть гласный, который образует слог.
— Предлагаю опять поработать в паре и ответить на вопрос: что общего в написании этих слогов? Кто готов — сигнализируйте. (Между всеми буквами среднее соединение, все слоги оканчиваются на гласный, они открытые)
— Дополните слоги до слов.
Написание слогов с проговаривание про себя. Оцените свою работу.
Физминутка музыкальная
6. Работа со словами.
— Посмотрите на следующую строку. Что записано? (Слова)
— Прочитайте. Дайте характеристику первому слову. (В слове шалаш 2 слога, т к 2 гласных звука, 1 слог — ша, 2 слог — лаш, ударение падает на 2 слог на гласную)
— Что это за слово? Слово шалаш — это перевёртыш, читается одинаково слева направо и справа налево. Что обозначает это слово?
Я нашла толкование слова в шалаш в словаре С. И. Ожегова.
( Слайд )
(Сергей Иванович Ожегов — русский языковед, автор «Толкового словаря русского языка». В нём можно найти объяснение разным словам) Прочитать значение.
— Запишите слово, обратив внимание на соединения букв. Проговорить. Можно вызвать к доске.
— А когда говорят шалаш? (Когда он большой) А когда маленький, как скажут? (Шалашик)
— Давайте покажем, какой бывает большой шалаш, маленький шалашик. (Дети встают)
— Прочитайте следующее слово. (Тишина) Что оно обозначает? (Молчание, нет ни звука)
— А давайте попробуем изобразить это слово. Молодцы.
— Дайте характеристику этому слову. (В слове тишина 3 слога, т к 3 гласных звука, 1 слог — ти, 2 слог –ши, 3 слог — на, ударение падает на 3 слог на гласную а, 2 слог — это ошибкоопасное место, надо запомнить)
— Обведите слово по пунктирным линиям. Придумайте предложение с этим словом.
— Поставьте плюсик на полях, если считаете, что хорошо справились с заданием.
- Работа с таблицей букв. ( Интерактив )
— Найдите букву схожую с образцом и обведите её в кружок. На что обращали внимание?
- Работа со словами. (Шарики, игрушки)
— Прочитайте первое слово на следующей строке.
— Дайте характеристику этому словам. О каких шариках может идти речь? (Об игрушках, новогодних украшениях)
— Что украшают шариками в Новый год? (Ёлочку) Нам сегодня с вами тоже предстоит украсить ёлочку и уже скоро.
— Запишите слово шарики, обратив внимание на соединения между буквами. Проговорить. (Можно вызвать ребёнка к доске записать с проговариванием)
— Оцените свою работу.
— Составьте предложение с этим словами.
Физминутка для глаз (Новогодняя)
— Прочитайте слова на след строке.
— Какое слово отвечает на вопрос что? А что такое шум?
— Какое слово отвечает на вопрос что делает? Какой?
— Что вы можете сказать про эти слова? (У них есть общая часть –шум) Как называются такие слова? (Родственные)
— Обведите эти слова по пунктиру и выделите общую часть. (Показать)
— Что обозначает это слово? (Много разных звуков)
— А какое слово обозначает молчание, нет ни звука. (Тишина)
— Как можно назвать эти слова? (Противоположные)
IV . Закрепление.
— Атеперь давайте покажем всем, как мы научились писать строчную букву ш. Перед вами лежат шарики. Найдите в прописях самую красивую букву, которая больше всего похожа на образец и напишите её на своём шарике. Но сначала произнесём волшебные слова:
Буква ш, буква ш
До чего ж ты хороша!
А теперь шариками украсим нашу ёлочку, и все увидят ваши старания.
— Вам нравится ёлочка? (На доске с шариками.)
V . Итог урока.
— Как вы думаете, достигли мы цели урока?
— Давайте похлопаем себе похвалим за хорошую работу.
VI . Рефлексия.
— А сейчас найдите подходящий смайлик и оцените свою работу на уроке.
— Поделитесь.

