Методическая разработка профориентационной игры «Юный фармаколог»
Автор: Щепочкина Надежда Сергеевна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (50) октябрь 2024 г.
Дата публикации: 22.09.2024
Статья просмотрена: 16 раз
Библиографическое описание:
Щепочкина, Н. С. Методическая разработка профориентационной игры «Юный фармаколог» / Н. С. Щепочкина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 4 (50). — С. 120-122. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/272/9424/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье автор предлагает методическую разработку профориентационной игры для организации учебной деятельности.
Ключевые слова: профориентационная игра, проектное задание, дополнительное образование.
Значимым вопросом в жизни каждого человека является выбор будущей профессии. Выбирая профессию, мы выбираем свое будущее.
Сделать осознанный выбор самостоятельно подростку бывает очень трудно, в связи с этим профориентационной работе со школьниками в нашей стране уделяется особое внимание. Воспитание достойных граждан своей страны — это важная обязанность педагога!
Профориентационная деятельность охватывает всю систему дополнительного образования. Очень важно помочь ребенку не выбрать профессию, а научить ее выбирать. Что для этого нужно? Во-первых, необходимо выявить способности и стремления каждого ученика, во-вторых научить разбираться в мире профессий, а в-третьих, организовать образовательное пространство, чтобы обучающийся сам смог попробовать понравившиеся профессии, пройти интересную и безопасную профессиональную пробу. Например, в формате профессиональной игры, чтобы потом сделать осознанный выбор и определить шаги, ведущие к успеху в профессиональной сфере.
Профориентационная игра «Юный фармаколог» проводится для обучающихся 10–11 классов в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы «Биотехнологии в медицине и фармацевтике».
Миссия:
Профессиональная ориентация молодежи
Пропаганда научных знаний
Популяризация достижений отечественной наномедицины
Цель данной методической разработки — внедрение активных форм профориентации в образовательный процесс.
Задачи:
— Выработка обучающимися новых теоретических и практических знаний
— Сформировать интерес к профессиональному самоопределению;
— Развить любознательность и креативность;
— Воспитывать самостоятельность и ответственность в выборе будущей профессии.
Сценарий профориентационной игры «Юный фармаколог»
Работа предусматривает выполнение практических заданий.
I Этап. Как правильно выбрать будущую профессию? (20 мин)
Основные задачи:
1) активизация имеющихся знаний;
2) пробуждение интереса к новой профессии.
Эпиграфом к данному этапу является изречение Конфуция, древнего мыслителя и философа Китая «Если вы найдете дело своей жизни, то вам не придется работать ни дня».
Ресурсное обеспечение: раздаточные лотки (лекарственные растения, колба химическая, пробирки, механические пипетки-дозаторы, склянки с химическими реактивами, аппарат Сокслета (прибор для проведения экстракции).
Педагог-наставник задает участникам вопрос с демонстрацией предметов.
Вопрос: на раздаточном лотке находятся разные предметы, представители какой профессии используют их в своей деятельности?
Дополнительный вопрос-подсказка (если обучающиеся дали не правильный ответ или сомневаются) : специалист данной профессии имеет высшее образование, одновременно относится к медицинской и промышленной среде и поэтому очень хорошо знает биологию, химию, математику и информатику. Занимается научно-исследовательской деятельностью и практическим применением полученных веществ.
Правильный ответ: фармаколог.
Педагог-наставник демонстрирует презентацию «Фармакология: из прошлого в будущее».
Педагог-наставник спрашивает обучающихся об известных им способах доставки лекарственных средств в организм человека.
Обучающиеся: определяют содержание понятия лекарственных веществ и перечисляют основные фармакологические формы (таблетки, капсулы, мази, сиропы и пр.).
Педагог-наставник: с учётом полученной информации задаёт вопрос о способах транспортировки веществ внутри организма. Например, на внутриклеточном уровне.
Обучающиеся: пытаясь ответить на этот вопрос, проводят аналогии, сравнивая лекарственные формы (сиропы и капсулы) с элементами строения организма и с элементами строения клетки — в частности.
II этап. Погружение в профессию (60 минут)
Основные задачи:
1) активное получение новой информации;
2) выработка практических навыков работы в лаборатории.
Ресурсное обеспечение: технологическая карта для обучающихся.
2.1 На данном этапе педагог-наставник знакомит обучающихся с основными функциональными задачами квалифицированных специалистов в области фармакологии.
Обучающиеся: принимают решение о создании модели «наномашины» для работы во внутриклеточном мире, определяют цель и задачи предстающей работы по изготовлению нанокапсул.
2.2 Выполнение практического задания «Адресная доставка лекарственных средств в нанокапсулах».
Педагог-наставник: предлагает обучающимся поделиться на микрогруппы по 2–3 человека, напоминает, что на этом этапе учащиеся могут произвести максимально большое количество вариаций капсул — это поможет создать более крупную выборку и провести крупное исследование.
Примечание: Каждой микрогруппе рекомендуется сделать не менее 4-х разных капсул.
Проектное задание предусматривает выполнение следующих этапов:
- Получение нанокапсул.
- Исследование. Определение устойчивости капсул к различным условиям.
- Проверка эффективности продукта.
Обучающиеся: используя материалы технологической карты (приложение 3), приступают к изготовлению капсул из альгината натрия. Пробуя различные рецептуры получают капсулы разного цвета, с содержанием различных веществ и уровня кислотности.
2.3 Исследование
Педагог-наставник: Помогает учащимся обменяться наборами произведённых капсул для их исследования. Определяет с участниками предмет исследования: размеры, цвет, уровень рН, способность к гидрофобности.
Обучающиеся: обмениваются сделанными капсулами и исследуют их. Предмет исследования учащиеся выбирают самостоятельно.
2.4 Конкретизация проектного задания. Подведение итогов исследования.
Планируемый результат (продукт): Лекарственная форма — капсулы из альгината натрия, которая является условной моделью липосомы — внутриклеточного нанотранспорта.
Педагог-наставник: Конкретизирует проектную задачу как создание лекарственной формы, способной целенаправленно пройти желудок и раствориться в кишечнике.
Обучающиеся: подводят итоги.
Педагог-наставник: Выписывает на доску предположения учащихся. Задаёт учащимся вопрос: «Подтвердилась ли гипотеза исследования?»
Обучающиеся: отвечают на исследовательский вопрос, подводят итоги.
III этап. Рефлексия (10 минут).
Отвечаем на главный вопрос: «Я — Фармаколог?»
Педагог-наставник: Важно осознать для себя, почему ты хочешь заниматься этим делом. Расставить все плюсы и минусы, чтобы полностью убедиться в правильном выборе.
Если ответ — да, то « Почему мне подходит эта профессия?»
Если ответ — нет, то каждый конкретный ученик определяет минусы профессии.
Выстраиваем дальнейшие образовательные траектории.
Литература:
- Максимова Е. Б., Бондаренко Ф. В., Кудряшов Е. С. STA-ведение «Медицинские биотехнологии». — СПб.: Школьная лига, 2017. — 16 с.
- Максимова Е. Б., Бондаренко Ф. В., Кудряшов Е. С. Модуль-гид «Медицинские биотехнологии». — СПб.: Школьная лига, 2017. — 32 с.
- Шимановский Н. Л. Лекция 5.2. Нанофармакология как перспективное направление наномедицины | Наномедицина | Лекториум [Электронный ресурс] // Лекториум. URL: https://www.youtube.com/watch?v=hax1hT4EQyg (дата обращения: 19.02.2023).
- Мажуга А. Г. Нанохимия в лечении рака [Электронный ресурс] // Постнаука. URL: https://postnauka.ru/faq/58691 (дата обращения: 17.09.2024).
Похожие статьи
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов
Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...
Педагогический эксперимент по введению элективного курса «Биология вокруг нас» как средство развития навыков исследования и проектирования у студентов СПО
В своей статье автор рассказывает о необходимости введения элективного курса по «Биологии» для студентов средних профессиональных учебных заведений.
Образовательный web-квест «Пешком в прошлое»
В статье рассматривается вопрос внедрения новой формы игры по краеведению — web-квест для учащихся образовательных организаций в системе дополнительного образования. Использование данной технологии описано в моей работе. В качестве примера предлагает...
Профориентация младших школьников как основа будущего профессионального самоопределения учащихся
В статье рассматривается роль профессиональной ориентации учащихся начальной школы в профессиональном самоопределении. Выделены и рассмотрены теоретический и практический аспекты профориентации. Представлен вариант организации внеурочной деятельност...
Развитие интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника на уроках математики
В статье представлены основные правила и приемы проектирования урока-исследования в начальной школе. Приведены пояснения к содержанию каждого этапа на примере урока математики, разработанного авторами статьи.
Формирование инженерного мышления при обучении физике через внеурочную деятельность
В статье рассмотрена программа внеурочной деятельности «Юный изобретатель» для учащихся 7х классов, направленная на повышение эффективности обучения детей физике и развития инженерного мышления.
Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы
В статье излагается возможность внедрения в образовательный процесс элементов робототехники. Представлен анализ использования среды MRDS при изучении информатики в 7–9 классах на примере программы Л. Л. Босовой.
Разработка методического пособия для студентов среднего профессионального образования
В научной статье автор делится своим опытом в разработке методического пособия для студентов СПО.
ПрофГид
В статье описана авторская разработка, направленная на самоопределение учеников школ в области профессий Чегдомынского горно-технологического техникума. Приводятся результаты опрос школьников района и студентов техникума об информированности професси...
Формирование информационной компетенции в процессе преподавания курса по выбору «Занимательная математика»
В статье раскрыты некоторые методические приемы формирования информационной компетентности обучающихся на основе курса по выбору «Занимательная математика». Обоснована возможность развития информационной с помощью кластера. Представлены результаты эк...
Похожие статьи
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов
Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...
Педагогический эксперимент по введению элективного курса «Биология вокруг нас» как средство развития навыков исследования и проектирования у студентов СПО
В своей статье автор рассказывает о необходимости введения элективного курса по «Биологии» для студентов средних профессиональных учебных заведений.
Образовательный web-квест «Пешком в прошлое»
В статье рассматривается вопрос внедрения новой формы игры по краеведению — web-квест для учащихся образовательных организаций в системе дополнительного образования. Использование данной технологии описано в моей работе. В качестве примера предлагает...
Профориентация младших школьников как основа будущего профессионального самоопределения учащихся
В статье рассматривается роль профессиональной ориентации учащихся начальной школы в профессиональном самоопределении. Выделены и рассмотрены теоретический и практический аспекты профориентации. Представлен вариант организации внеурочной деятельност...
Развитие интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника на уроках математики
В статье представлены основные правила и приемы проектирования урока-исследования в начальной школе. Приведены пояснения к содержанию каждого этапа на примере урока математики, разработанного авторами статьи.
Формирование инженерного мышления при обучении физике через внеурочную деятельность
В статье рассмотрена программа внеурочной деятельности «Юный изобретатель» для учащихся 7х классов, направленная на повышение эффективности обучения детей физике и развития инженерного мышления.
Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы
В статье излагается возможность внедрения в образовательный процесс элементов робототехники. Представлен анализ использования среды MRDS при изучении информатики в 7–9 классах на примере программы Л. Л. Босовой.
Разработка методического пособия для студентов среднего профессионального образования
В научной статье автор делится своим опытом в разработке методического пособия для студентов СПО.
ПрофГид
В статье описана авторская разработка, направленная на самоопределение учеников школ в области профессий Чегдомынского горно-технологического техникума. Приводятся результаты опрос школьников района и студентов техникума об информированности професси...
Формирование информационной компетенции в процессе преподавания курса по выбору «Занимательная математика»
В статье раскрыты некоторые методические приемы формирования информационной компетентности обучающихся на основе курса по выбору «Занимательная математика». Обоснована возможность развития информационной с помощью кластера. Представлены результаты эк...