Учебно-методический комплект темы по дисциплине «Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний в разные возрастные периоды» как инновационный педагогический продукт | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Штанько, А. А. Учебно-методический комплект темы по дисциплине «Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний в разные возрастные периоды» как инновационный педагогический продукт / А. А. Штанько. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3.1 (49.1). — С. 46-49. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9263/ (дата обращения: 18.07.2024).



В статье представлен педагогический опыт создания инновационного продукта — учебно-методического комплекта темы по дисциплине «Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний в разные возрастные периоды», представлены цели, задачи, описаны предполагаемые эффекты для педагогического коллектива, обучающихся колледжа и социума.

Ключевые слова: учебно-методический комплект темы, санитарно-просветительская работа, формы, методы и средства санитарного просвещения населения, сотворчество.

Одним из основных направлений профилактической медицины является санитарно-просветительная работа. Санитарно-просветительная работа — совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни. Санитарное просвещение — обязательный раздел деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого медицинского работника.

Целью санитарного просвещения является формирование санитарной культуры населения, соответствующей современным гигиеническим требованиям и рекомендациям.

Санитарная культура — это осведомленность населения в вопросах гигиены и в области охраны здоровья. Важно не только обладать достаточной суммой гигиенических знаний, но и реализовать эти знания в своем поведении. Санитарное просвещение направлено на то, чтобы полученные населением гигиенические знания нашли свое практическое применение. Это естественно, поскольку роль личностного (поведенческого) фактора велика в предупреждении заболеваний, в раннем обращении за медицинской помощью. Этот фактор влияет на сроки выздоровления, эффективность долечивания и восстановления трудоспособности и на предупреждение обострении заболеваний. Санитарное просвещение носит государственный характер. Оно должно быть планомерным и организованным, соответствовать современному состоянию науки, именно поэтому санитарно-просветительная работа опирается на опыт не только медицинских дисциплин, но и социологии, психологии, педагогики [1, 2, 3].

В целях формирования санитарно-гигиенической культуры в обществе и мотивации граждан к здоровому образу жизни проводится санитарно-гигиеническое просвещение населения посредством распространения знаний, необходимых для формирования здорового образа жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек, профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья, знаний по иным вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с использованием средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», печатной продукции (памяток, буклетов, плакатов и другой), социальной рекламы, а также при проведении мероприятий в организованных коллективах, индивидуальных консультаций граждан [5].

В Хабаровском государственном медицинском колледже к санитарно-просветительской деятельности привлекаются студенты 1–2 курсов обучения. Под руководством преподавателей, совместно со студентами создаются учебно-методические комплекты тем и сценарии проведения занятий, рассчитанные на детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занятия проводятся непосредственно с обучающимися дошкольных образовательных учреждений и средних общеобразовательных учреждений г. Хабаровска.

Данные занятия проводятся в рамках дисциплины МДК 03.01. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний в разные возрастные периоды. ПМ. 03. Проведение мероприятий по профилактике неинфекционных и инфекционных заболеваний, формированию здорового образа жизни и способствуют:

— формальному и неформальному проведению санитарно-просветительской работе среди детей дошкольного и младшего школьного возраста;

— воспитанию творческой инициативы и ответственности студентов, в охране и укреплении своего здоровья и окружающих;

— систематический контроль и наблюдение за выполнением гигиенических рекомендаций на практике.

В данной статье автор представляет инновационный педагогический продукт — учебно-методический комплект темы «Проведение индивидуального (группового) профилактического консультирования населения о факторах, способствующих сохранению здоровья, факторах риска для здоровья и мерах профилактики предотвратимых болезней с использованием наглядных средств просвещения населения по формированию здорового образа жизни (памятки, буклеты, санитарные бюллетени)».

Тематика инновационного продукта: подготовка кадрового капитала.

Настоящий учебно-методический комплект темы представляет собой совокупность учебно-методических материалов по дисциплине «Проведение индивидуального (группового) профилактического консультирования населения о факторах, способствующих сохранению здоровья, факторах риска для здоровья и мерах профилактики предотвратимых болезней с использованием наглядных средств просвещения населения по формированию здорового образа жизни (памятки, буклеты, санитарные бюллетени)», способствующих эффективному усвоению учебного материала, а также правильной организации самостоятельной работы студентов.

Данная тема занимает важное место в дисциплине «Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний в разные возрастные периоды». Её актуальность определяется необходимостью владения медицинской сестрой умениями проводить индивидуальное (групповое) профилактическое консультирование населения о факторах, способствующих сохранению здоровья, факторах риска для здоровья и мерах профилактики предотвратимых болезней; формировать общественное мнение в пользу здорового образа жизни и мотивировать пациентов на ведение здорового образа жизни.

Цели УМК: создать учебно-методическую базу для совершенствования используемых методов и форм обучения, повышения качества обучения, а также создать программу действий преподавателя и студентов в ходе занятий по теме учебно-методического комплекта для достижения качественного усвоения знаний, формирования умений, общих и профессиональных компетенций по данной теме учебной дисциплины

Учебные цели:

— студент должен иметь практический опыт: проводить мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению населения;

— студент должен уметь: проводить индивидуальное (групповое) профилактическое консультирование населения о факторах, способствующих сохранению здоровья, факторах риска для здоровья и мерах профилактики предотвратимых болезней; формировать общественное мнение в пользу здорового образа жизни и мотивировать пациентов на ведение здорового образа жизни.

студент должен знать: информационные технологии, организационные формы, методы и средства санитарного просвещения населения; правила проведения индивидуального и группового профилактического консультирования, современные научно обоснованные рекомендации по вопросам личной гигиены, рационального питания, планирования семьи, здорового образа жизни, факторов риска здоровья; факторы, способствующие сохранению здоровья; формы и методы работы по формированию здорового образа жизни

Развивающие цели: развить устойчивый познавательный интерес к данной теме; развить клиническое и логическое мышление; развить стремление к максимальной самостоятельности в работе; развить умение студентов воспринимать и осмысливать знания, полученные на занятии.

Воспитательные цели: воспитать у студентов чувство ответственности при планировании профилактических мероприятий; научить устанавливать контакт с пациентами и их родственниками; воспитать понимание ответственности за здоровье и жизнь пациентов.

УМК темы включает следующие рекомендованные разделы: пояснительная записка; методическая разработка практического занятия для преподавателя; методические рекомендации по выполнению практической работы для студентов; методические указания для студентов по самоподготовке к практическому занятию.

УМК темы адресован преподавателям и студентам для работы на учебных занятиях, выполнения внеаудиторных работ, самостоятельной работы и подготовки к текущему и итоговому контролю знаний.

УМК темы апробирован в краевом государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Хабаровский государственный медицинский колледж имени Г. С. Макарова» и МАДОУ детский сад комбинированного вида Верботон в период 2023–20224 уч. году.

Модель реализации продукта. Транслирование педагогического опыта.

Практическое занятие проводилось на базе МАДОУ детский сад комбинированного вида Верботон. Для него разработаны: технология занятия (технологические карты); система методических приемов (набор ситуационных задач для учащихся, вопросы к эвристическим беседам, тесты для самоконтроля и др.); эффективные средства обучения (видео, презентации, макеты); реализация принципов обучения (креативности, комфортности, вариативности и др.); эффективная система оценки знаний (доклады, тесты); сценарий практического занятия (стихи, игры, макеты, мультипликационные фильмы).

Автор считает, что при использовании разработанного инновационного продукта будут получены следующие эффекты:

для педагогического коллектива : предлагаемый инновационный продукт позволит существенно оптимизировать и систематизировать образовательный процесс, а также внести элемент сотворчества в образовательный процесс МДК 03.01. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний в разные возрастные периоды с учетом внедрения федеральных государственных образовательных стандартов, способствующий развитию социокультурного, аксиологического, коммуникативного, познавательного, мотивационного и творческого потенциалов личности, повышая ее конкурентоспособность на рынке труда, а также позволяет сформировать «умения активно участвовать в общественных процессах и адаптироваться к культурному, этническому и языковому разнообразию»;

для обучающихся: умение проводить индивидуальное (групповое) профилактическое консультирование населения о факторах, способствующих сохранению здоровья, факторах риска для здоровья и мерах профилактики предотвратимых болезней; способность формировать общественное мнение в пользу здорового образа жизни и мотивировать пациентов на ведение здорового образа жизни;

—для социума: социум получает специалиста системы здравоохранения Российской Федерации который: владеет информационными технологиями, организационными формами, методами и средствами санитарного просвещения населения; знает правила проведения индивидуального и группового профилактического консультирования, современные научно обоснованные рекомендации по вопросам личной гигиены, рационального питания, планирования семьи, здорового образа жизни, факторов риска здоровья; владеет формами и методами работы по формированию здорового образа жизни.

В процессе апробирования инновационного продукта автором выявлены некоторые сложности в его реализации и предложены пути решения.

Таблица 1

Возможные проблемы и пути их решения в апробировании инновационного продукта

Возможная проблема

Возможные пути решения

Ориентация преподавателя на «традиционную, транслирующую» форму обучения. Его неготовность перейти к формам творческого подхода к проведению занятий и привлечению студентов к сотворчеству и управлению образовательным процессом

Повышение квалификации преподавателей, развитие креативности

Неприятие форм сотворчества в управлении образовательным процессом студентами колледжа

Дискуссии, ролевые игры, доклады, решение ситуативных задач помогают приблизить обучение к естественным условиям общения и повысить уровень культуры речевого общения, позволяют соблюдать нормы русского литературного языка и правила речевого поведения, соблюдать морально-этические нормы, аргументированно, разносторонне, с привлечением жизненного опыта и научных знаний излагать свою точку зрения.

Проведение практического занятия вне учебного заведения, позволяет освоить формат сотворчества в управлении и приближает образовательный процесс к практической деятельности.

Представленные в рамках УМК мероприятия по санитарному просвещению способствовали не только закреплению знаний и умений элементарных правил гигиены и здорового питания детей дошкольного и младшего школьного возраста (цель практического занятия была достигнута), но и научила студентов:

— адаптировать материалы по санитарному просвещению к определенной возрастной категории (в нашем случае беседа проводилась доступным языком, без использования сложной медицинской терминологии, с разнообразными стихотворными формами, мультипликационными фильмами, играми, раздаточными карточками и др.);

— мотивировать, т. е. помогать, пробуждать и поддерживать интерес к развитию, продолжению или изменению деятельности, или поведения, способствующих укреплению организма;

— сотворчеству в управлении образовательным процессом, работе в команде.

Результат проведенной апробации инновационного продукта позволяет сделать вывод о целесообразности внедрения данного инновационного продукта в образовательный процесс и рекомендации его к транслированию в педагогическом сообществе.

Литература:

  1. Ворошилова И. И. Роль санитарно-гигиенического просвещения и обучения в реабилитации пожилых людей // Фундаментальные исследования. — 2008. — № 1. — С. 101–103.
  2. Санитарно-просветительская работа среди населения в борьбе за санитарно-эпидемиологическое благополучие страны// [Электронный ресурс]. — URL: https://medicclub.ru/sanitarno-prosvetitelnaya-rabota-v-aptekax
  3. Трегубов В. Н., Полухин Н. В., Водолагин М. В. Анализ трудов Н. А. Семашко о санитарном просвещении населения. (К 150-летию со дня рождения). Профилактическая медицина. — 2023. –№ 26(9). — С. 125‑130.
  4. Шарпинская, К.А., Шаров, Д.В., Сахно, Л.В., Колтунцева, И. В. Роль санитарного просвещения в воспитании здорового образа жизни у школьников // [Электронный ресурс]. — URL: https://ojs3.gpmu.org/index.php/forcipe/article/view/5267
  5. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Ключевые слова

формы, сотворчество, учебно-методический комплект темы, санитарно-просветительская работа, методы и средства санитарного просвещения населения
Задать вопрос