История вокруг: методические рекомендации по созданию видеороликов в рамках изучения учебной дисциплины ОГСЭ.02 «История» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Егорова, Е. Ю. История вокруг: методические рекомендации по созданию видеороликов в рамках изучения учебной дисциплины ОГСЭ.02 «История» / Е. Ю. Егорова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3.1 (49.1). — С. 27-28. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9254/ (дата обращения: 30.06.2024).



В статье рассматриваются разработанные методические рекомендации для создания видеороликов как инновационный метод аттестации студентов и повышения интереса к изучению истории. Описан опыт изготовления видеороликов на заданную тему по предмету «История России с опорой на региональный компонент».

Ключевые слова: инновации, методические рекомендации, изучение истории, аттестация студентов, создание видеоролика.

Сегодня в условиях реформированного образования особое значение в секторе СПО получила инновационная деятельность, которая направленна на внедрение многообразных педагогических новшеств. Отсутствие заинтересованности у современных учеников в освоении знаний различных дисциплин, в частности по истории, стимулирует преподавателей искать новые способы чтобы донести и помочь усвоить необходимые знания.

Для этого необходимо, чтобы студенты развивали навык организационно-познавательной деятельности, стремились самостоятельно и мотивированно применять различного рода анализ информации. Научились выявлять сущностные характеристики изучаемого объекта, определять критерии для сопоставления и сравнения. Именно для этого применяются инновационные технологии в образовании: развитие критического мышления для применения в проектной деятельности, интерактивное обучение, и другие.

Методические рекомендации по созданию видеоролика в рамках изучения учебной дисциплины ОГСЭ.02 «ИСТОРИЯ» и проверки знаний по предмету включают несколько этапов.

1. Подготовительный этап

Чтобы сделать качественное видео, нужно ответить себе на четыре важных вопроса:

— «Кто я в этой деятельности?» (Руководитель, эксперт, исполнитель);

— «Для кого я говорю?» (определить объект исследования и работы, целевую аудиторию (взрослые: учителя, родители; дети; профессиональное сообщество и т. д.), которые будут смотреть это видео: какие они, почему смотрят это видео, что их объединяет);

— «О чем я говорю?» (основную мысль видео);

— «Почему я это говорю?» (Основная цель вашего видео. Я, например, записываю это видео для того, чтобы подбодрить, вдохновить, предостеречь, поддержать).

2. Этап планирования

— определить методы приемы и технологии видеопроизводства;

— создать сценарий — последовательно изложить сюжет видеоролика; «Раскадровка» (что и для чего снимать) — это последовательное схематическое изображение объектов в кадре;

— подготовьте локации — место съемки. (безопасность, фон, отвлекающие лишние предметы, отвлекающие шумы);

— подготовить оборудование: фотоаппарат, штатив, петличный микрофон, профессиональная камера, обычный смартфон и т. д., материал для видео;

— подготовить освещение (правила: «никогда не стреляйте против света», «установить дополнительное освещение»);

— обратить внимание на эстетику, проследить за цветовой гармонией в кадре;

— добавление заголовков и подписей: субтитры можно добавлять в разные части видео: в начале, в конце, до и после видео, или поверх него; заголовок воспроизводится в течение определенного времени либо сам по себе.

3. Съемочный этап

Композиция в кадре: крупные планы, помогут детализировать происходящее в кадре; возможно использование нескольких камер; есть несколько хороших ракурсов; выбрать наилучший ракурс; протестировать съёмку, убедиться в готовности к до начала съёмки. Расположите камеру наилучшим образом, например, для интервью — на уровне глаз человека, которого снимаете.

Настройте камеру. Отрегулируйте звук: важно, проверить слышимость и разборчивость. Как на мобильных телефонах, так и микрофон, который должен быть подключен к камере проводом. Не делайте резких движений.

Сценарий, тезисы и другую важную информацию можно разместить за кадром, на бумаге или ноутбуке. Записав рассказ блоками можно упростит процесс редактирования видео. Подача материала должна быт лаконичной и компактной. Особое внимание уделить речевому сопровождению видео, оно должно быть разборчивым, грамотным, приятным для слуха.

4. Этап монтажа

Монтаж — заключительный этап работы над видео. Он включает в себя как непосредственный монтаж — объединение отснятых кадров, так и монтаж звука, который называется «озвучиванием». Существуют законы монтажа (чередования кадров и т. д.), о которых должен знать любой монтажер. Главное — не планировать слишком долго.

Для монтажа необходимо: выбрать программу для редактирования, установить на компьютер или смартфон; загрузить материалы в программу, нужные моменты склеить между собой; создать и добавить титры, фоновую музыку и текстовые вставки; сделать цветокоррекцию видео, при желании добавить спецэффекты; особое внимание уделить продолжительности; экспортировать файл в нужный формат, например, MP4 или AV.

Для проведения промежуточной аттестации в новом формате, было необходимо провести ряд мероприятий где студенты приобщались и готовились к внедрению инновационной формы аттестации. В течении 10 месяцев происходила демонстрация видеороликов похожей направленности раз в неделю на линейке. Создавались творческие группы для предложения и утверждения тем видеороликов. После того как всё было готово к проведению аттестации было получено согласование проведения зачёта в формате защиты видеоролика с администрацией техникума, внесены изменения в ККОС по учебной дисциплине ОГСЭ.02 «ИСТОРИЯ».

Список тем для видеороликов.

  1. «Октябрята, пионеры, комсомольцы — как это было?»
  2. «История Ургалуголь — история нашего посёлка»
  3. «Трудовые династии — опора производства»
  4. «Великая Отечественная война в судьбах наших земляков»
  5. «Судьба человека — рассказ о выдающихся шахтёрах нашего предприятия»
  6. «В буднях великих строек — БАМ в истории страны, края, района»
  7. «Дальний Восток — кладовая России» история становления и развития добывающей промышленности в нашем регионе.
  8. «Далёкий — близкий сосед. История развитие сотрудничества СССР и КНДР»
  9. «Войны в мирное время» О судьбах воинов интернационалистов, участников чеченского конфликта, СВО.
  10. «Верхнебуреинцы — ликвидаторы аварии на ЧАЭС»
  11. «Перестройка в воспоминаниях жителей нашего района»
  12. «Почётные граждане Верхнебуреинского района — ими можно гордиться»
  13. «Чегдомын вчера, сегодня, завтра»
  14. «История страны в лицах моей семьи»
  15. «История нашего техникума»

Изучение истории в новых форматах требует высокой заинтересованности и активности студентов, которые умеют самостоятельно находить нужную информацию, анализировать и обрабатывать её, в том числе исторические первоисточники. Создание видеороликов — это лучший способ добиться желаемого результата.

Изучение отношения студентов к дисциплине «История» ДО и ПОСЛЕ внедрения инновационной формы аттестации

Рис.1. Изучение отношения студентов к дисциплине «История» ДО и ПОСЛЕ внедрения инновационной формы аттестации

Использование формата создания видеороликов как проверка знаний по истории на 2 курсе способствовало повышению активности студентов, позволило с большей эффективностью наладить познавательную и исследовательскую деятельность, значительно увеличило эмоциональное содержание и наглядность предмета. Безусловно все это способствует развитию творческих качеств и самореализации студентов.

Литература:

  1. Ефимова Е. А. Информационные технологии в образовательном процессе / Е. А. Ефимова // Теория и практика современной науки. — 2022. — № 9 (87).
  2. Кузнецов А. Л., Кожевникова М. Н. Роль современной информационной среды в формировании интереса учащихся к изучению истории России (о пособии «Русские имена на карте мира») / А. Л. Кузнецов, М. Н. Кожевникова // МИРС. — 2013. — № 2.
  3. Слепушкин В. В. Педагогические условия формирования познавательной активности старшеклассников с применением электронных средств обучения / В. В. Слепушкин // КПЖ. — 2022. — № 5 (154).

Ключевые слова

инновации, методические рекомендации, изучение истории, аттестация студентов, создание видеоролика
Задать вопрос