Обучение чтению на уроках английского языка в средней школе
Авторы: Агафонова Екатерина Александровна, Мячина Вера Александровна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (49) июнь 2024 г.
Дата публикации: 28.05.2024
Статья просмотрена: 72 раза
Библиографическое описание:
Агафонова, Е. А. Обучение чтению на уроках английского языка в средней школе / Е. А. Агафонова, В. А. Мячина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3 (49). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9233/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье авторы пытаются определить наиболее эффективные методы и стратегии обучения средних школьников чтению на уроках английского языка.
Ключевые слова: чтение, обучение, развитие.
Обучение чтению на уроках английского языка в средней школе представляет собой многофункциональный процесс, направленный на развитие у школьников навыков понимания и интерпретации письменных текстов. В современном мире, где английский язык является глобальным средством коммуникации, владение чтением на этом языке открывает перед учащимися широкий спектр возможностей в образовании, карьере и личной жизни.
Чтение является основой для развития всех остальных языковых навыков, включая письмо, говорение и аудирование. Умение читать на английском языке позволяет учащимся получать доступ к огромному количеству информации, расширять свой кругозор и развивать критическое мышление. В средней школе чтение становится важным инструментом для изучения различных предметов, а не только самого языка. Преимуществами для развития навыка чтения являются:
- Развитие словарного запаса. Чтение способствует обогащению словарного запаса учащихся, так как они сталкиваются с новыми словами и фразами в контексте. Это позволяет не только запомнить новые слова, но и понять их употребление в разных ситуациях.
- Понимание грамматических структур. Через чтение учащиеся знакомятся с разнообразными грамматическими конструкциями и синтаксическими структурами. Это помогает им лучше понимать правила языка и применять их на практике.
- Развитие критического мышления. Анализ и интерпретация текстов способствует развитию критического мышления. Ученики учатся оценивать достоверность информации, различать факты и мнения, а также высказывать свои собственные взгляды на прочитанное [2].
Обучение чтению на английском языке в средней школе требует использования различных методов и подходов, которые помогут учащимся эффективно развивать этот навык. Рассмотрим наиболее популярные и эффективные методы:
- Фонетический метод. Этот метод фокусируется на звуковой составляющей языка. Ученики учатся распознавать звуки и их соответствие буквам и сочетаниям букв. Фонетический метод особенно полезен на начальных этапах обучения, когда учащиеся только начинают осваивать чтение на английском языке.
- Метод целых слов. Данный метод предполагает запоминание целых слов без их разбивки на отдельные звуки или буквы. Ученики учат слова в контексте, что помогает им быстрее запоминать и распознавать их в текстах.
- Методика направленного чтения и мышления (DRTA). Эта методика направлена на развитие прогнозирования, проверку гипотез и пересказ прочитанного. Учащиеся читают текст по частям, предсказывая, что произойдет дальше, и проверяя свои предположения. Это стимулирует активное участие в процессе чтения и развитие критического мышления.
- Метод чтения вслух. Чтение вслух помогает улучшить произношение и интонацию, а также способствует лучшему пониманию текста. Этот метод также развивает навыки аудирования у других учащихся, которые слушают читающего.
- Метод использования аутентичных текстов. Аутентичные тексты, такие как статьи, рассказы, письма и объявления, приближают учащихся к реальной языковой среде. Это помогает им понять, как используется язык в повседневной жизни, и развивает способность к чтению различных типов текстов [1].
Рассмотрим применение технологии в обучении чтению. Современные технологии играют важную роль в обучении чтению на английском языке. Использование цифровых ресурсов и интерактивных инструментов делает процесс более увлекательным и эффективным.
- Электронные книги и онлайн-библиотеки. Электронные книги и онлайн-библиотеки предоставляют широкий выбор текстов на английском языке. Учащиеся могут выбирать материалы, которые соответствуют их уровню и интересам, что способствует более мотивированному и осознанному чтению.
- Интерактивные платформы и приложения. Существуют множество интерактивных платформ и приложений, разработанных для обучения чтению. Эти инструменты предлагают различные упражнения и игры, направленные на развитие навыков чтения, такие как распознавание слов, понимание прочитанного и составление предложений.
- Аудиокниги и подкасты. Аудиокниги и подкасты являются отличным дополнением к традиционному чтению. Они помогают развивать навыки аудирования и произношения, а также предлагают возможность слушать тексты в любом месте и в любое время.
- Мультимедийные ресурсы. Видеоуроки, анимации и интерактивные презентации могут значительно обогатить процесс обучения. Они позволяют визуализировать содержание текста, что способствует лучшему пониманию и запоминанию материала.
Для эффективного обучения чтению на английском языке необходимо применять различные стратегии, которые помогут учащимся развивать и совершенствовать этот навык.
- Активное чтение. Активное чтение предполагает активное участие учащихся в процессе. Они должны не просто читать текст, но и анализировать его, задавать вопросы, делать заметки и обсуждать прочитанное. Это помогает углубить понимание и закрепить полученные знания.
- Чтение с целью. Важно, чтобы учащиеся читали с определенной целью. Это может быть поиск информации, анализ главных идей, понимание авторской позиции или сравнение различных точек зрения. Чтение с целью делает процесс более осмысленным и мотивирующим.
- Обсуждение и пересказ. Обсуждение прочитанного в классе или в малых группах помогает учащимся лучше понять и запомнить материал. Пересказ прочитанного развивает навыки устной речи и критического мышления.
- Работа с контекстом. Учащиеся должны уметь использовать контекст для понимания значения незнакомых слов и выражений. Это помогает им развивать словарный запас и улучшать навыки понимания текста.
- Развитие навыков критического мышления. Чтение должно способствовать развитию критического мышления. Ученики должны уметь анализировать тексты, различать факты и мнения, оценивать достоверность информации и высказывать свои собственные суждения.
Внедрение различных методов и стратегий в обучение чтению на английском языке можно проиллюстрировать на примерах и кейсах из практики.
- Пример использования аутентичных текстов. Учитель выбирает статью из популярного англоязычного журнала на тему, интересующую учащихся (например, технологии или спорт). Учащиеся читают статью, делятся своими мнениями и обсуждают, как представлена информация и какие языковые средства используются.
- Пример интеграции мультимедийных ресурсов. Для изучения темы «Экология» учитель использует документальный фильм на английском языке. Учащиеся сначала смотрят фильм с субтитрами, затем обсуждают его содержание и пишут краткое эссе по теме [3].
- Пример работы с контекстом. Учитель дает учащимся отрывок из книги, содержащий несколько незнакомых слов. Учащиеся работают в парах, пытаясь понять значение этих слов из контекста, а затем проверяют свои догадки с помощью словаря.
В заключение следует отметить, что обучение чтению на уроках английского языка в средней школе является многогранным и комплексным процессом, требующим использования разнообразных методов, стратегий и инструментов. Регулярные чекапы помогают обеспечить систематический подход к развитию навыков чтения, а также способствуют общей языковой компетенции учащихся. Важно помнить, что успешное обучение чтению требует постоянного внимания к индивидуальным потребностям учащихся, их мотивации и уровня подготовки. Только в этом случае можно достичь высоких результатов и помочь учащимся развить необходимые навыки для успешного использования английского языка в различных жизненных ситуациях.
Литература:
- Боричевская Е. М. Пути повышения мотивации на уроках английского языка // Вестник Донецкого педагогического института. 2018. № 3. С. 77–84.
- Вербицкая, М. В., Махмурян, К. С., Симкин, В. Н. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по иностранным языкам [Электронный ресурс] // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки: Интернет-портал.
- Язданкулова Г. М. Видеоматериалы в современной системе обучения на уроках английского языка в школе // CARJIS. 2022. № Special Issue 4. С. 55–61.
Похожие статьи
Способы использования публицистических текстов на уроке английского языка в старшей школе
В статье автор рассматривает приемы использования текстов статей британской прессы на уроке английского языка в старшей школе с целью развития умений в различных видах деятельности (чтение, письмо, устная речь) старшеклассников, а также предлагает не...
Использование видеороликов на уроках английского языка в школе
В статье авторы описывают преимущества и способы использования видеороликов на школьных уроках.
Формирование текстовых умений и навыков на уроках русского языка в начальной школе
В статье рассматриваются вопросы о формировании текстовых умений на уроках русского языка в начальной школе, а также примеры упражнений. Использование на уроках данных упражнений помогает учителю правильно и эффективно организовать урок.
Эффективность использования дидактических игр и игровых упражнений при обучении иностранному языку детей старшего дошкольного возраста
В статье описана актуальность раннего обучения английскому языку в дошкольных учреждениях. Авторы пытаются доказать, что использование дидактических игр эффективно в процессе обучения английскому языку детей старшего дошкольного возраста.
Обучение чтению на уроке английского языка в средней школе
В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется видам чтения, а также этапам работы с текстом для чтения на уроке английского языка. Приводятся примеры упражнений в обучении различным видам чтения.
Использование игровых технологий в начальной школе в обучении грамматике испанского языка
В статье автор предлагает методику формирования грамматических навыков у учащихся начальной школы с использованием игровых технологий на уроках испанского языка.
К вопросу мотивации обучающихся начальных классов на уроке английского языка
В статье автор рассматривает понятие «учебная мотивация». Рассматриваются современные методы и формы мотивации обучающихся к изучению английского языка в начальной школе.
Использование газетных статей для развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка
В статье рассматривается роль газетных материалов в обучении английскому языку. Рассматриваются этапы работы с аутентичными текстами, предлагаются задания для развития умений различных видов чтения, а также лексических и грамматических навыков.
Использование онлайн-сервисов с целью развития академической письменной речи студентов языковых факультетов
В статье рассматриваются способы использования онлайн-сервисов с целью развития умений академической письменной речи на английском языке студентов языковых факультетов.
Важность обучения английскому языку в школе
В данной статье рассмотрены перспективы в овладении английским языком, важность обучения навыкам говорения и формирование активного словаря на уроках английского языка в школе, а также применение игровых технологий на уроках английского языка как сре...
Похожие статьи
Способы использования публицистических текстов на уроке английского языка в старшей школе
В статье автор рассматривает приемы использования текстов статей британской прессы на уроке английского языка в старшей школе с целью развития умений в различных видах деятельности (чтение, письмо, устная речь) старшеклассников, а также предлагает не...
Использование видеороликов на уроках английского языка в школе
В статье авторы описывают преимущества и способы использования видеороликов на школьных уроках.
Формирование текстовых умений и навыков на уроках русского языка в начальной школе
В статье рассматриваются вопросы о формировании текстовых умений на уроках русского языка в начальной школе, а также примеры упражнений. Использование на уроках данных упражнений помогает учителю правильно и эффективно организовать урок.
Эффективность использования дидактических игр и игровых упражнений при обучении иностранному языку детей старшего дошкольного возраста
В статье описана актуальность раннего обучения английскому языку в дошкольных учреждениях. Авторы пытаются доказать, что использование дидактических игр эффективно в процессе обучения английскому языку детей старшего дошкольного возраста.
Обучение чтению на уроке английского языка в средней школе
В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется видам чтения, а также этапам работы с текстом для чтения на уроке английского языка. Приводятся примеры упражнений в обучении различным видам чтения.
Использование игровых технологий в начальной школе в обучении грамматике испанского языка
В статье автор предлагает методику формирования грамматических навыков у учащихся начальной школы с использованием игровых технологий на уроках испанского языка.
К вопросу мотивации обучающихся начальных классов на уроке английского языка
В статье автор рассматривает понятие «учебная мотивация». Рассматриваются современные методы и формы мотивации обучающихся к изучению английского языка в начальной школе.
Использование газетных статей для развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка
В статье рассматривается роль газетных материалов в обучении английскому языку. Рассматриваются этапы работы с аутентичными текстами, предлагаются задания для развития умений различных видов чтения, а также лексических и грамматических навыков.
Использование онлайн-сервисов с целью развития академической письменной речи студентов языковых факультетов
В статье рассматриваются способы использования онлайн-сервисов с целью развития умений академической письменной речи на английском языке студентов языковых факультетов.
Важность обучения английскому языку в школе
В данной статье рассмотрены перспективы в овладении английским языком, важность обучения навыкам говорения и формирование активного словаря на уроках английского языка в школе, а также применение игровых технологий на уроках английского языка как сре...