Обучение чтению на уроках английского языка в средней школе | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (49) июнь 2024 г.

Дата публикации: 28.05.2024

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Агафонова, Е. А. Обучение чтению на уроках английского языка в средней школе / Е. А. Агафонова, В. А. Мячина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3 (49). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9233/ (дата обращения: 30.06.2024).



В статье авторы пытаются определить наиболее эффективные методы и стратегии обучения средних школьников чтению на уроках английского языка.

Ключевые слова: чтение, обучение, развитие.

Обучение чтению на уроках английского языка в средней школе представляет собой многофункциональный процесс, направленный на развитие у школьников навыков понимания и интерпретации письменных текстов. В современном мире, где английский язык является глобальным средством коммуникации, владение чтением на этом языке открывает перед учащимися широкий спектр возможностей в образовании, карьере и личной жизни.

Чтение является основой для развития всех остальных языковых навыков, включая письмо, говорение и аудирование. Умение читать на английском языке позволяет учащимся получать доступ к огромному количеству информации, расширять свой кругозор и развивать критическое мышление. В средней школе чтение становится важным инструментом для изучения различных предметов, а не только самого языка. Преимуществами для развития навыка чтения являются:

  1. Развитие словарного запаса. Чтение способствует обогащению словарного запаса учащихся, так как они сталкиваются с новыми словами и фразами в контексте. Это позволяет не только запомнить новые слова, но и понять их употребление в разных ситуациях.
  2. Понимание грамматических структур. Через чтение учащиеся знакомятся с разнообразными грамматическими конструкциями и синтаксическими структурами. Это помогает им лучше понимать правила языка и применять их на практике.
  3. Развитие критического мышления. Анализ и интерпретация текстов способствует развитию критического мышления. Ученики учатся оценивать достоверность информации, различать факты и мнения, а также высказывать свои собственные взгляды на прочитанное [2].

Обучение чтению на английском языке в средней школе требует использования различных методов и подходов, которые помогут учащимся эффективно развивать этот навык. Рассмотрим наиболее популярные и эффективные методы:

  1. Фонетический метод. Этот метод фокусируется на звуковой составляющей языка. Ученики учатся распознавать звуки и их соответствие буквам и сочетаниям букв. Фонетический метод особенно полезен на начальных этапах обучения, когда учащиеся только начинают осваивать чтение на английском языке.
  2. Метод целых слов. Данный метод предполагает запоминание целых слов без их разбивки на отдельные звуки или буквы. Ученики учат слова в контексте, что помогает им быстрее запоминать и распознавать их в текстах.
  3. Методика направленного чтения и мышления (DRTA). Эта методика направлена на развитие прогнозирования, проверку гипотез и пересказ прочитанного. Учащиеся читают текст по частям, предсказывая, что произойдет дальше, и проверяя свои предположения. Это стимулирует активное участие в процессе чтения и развитие критического мышления.
  4. Метод чтения вслух. Чтение вслух помогает улучшить произношение и интонацию, а также способствует лучшему пониманию текста. Этот метод также развивает навыки аудирования у других учащихся, которые слушают читающего.
  5. Метод использования аутентичных текстов. Аутентичные тексты, такие как статьи, рассказы, письма и объявления, приближают учащихся к реальной языковой среде. Это помогает им понять, как используется язык в повседневной жизни, и развивает способность к чтению различных типов текстов [1].

Рассмотрим применение технологии в обучении чтению. Современные технологии играют важную роль в обучении чтению на английском языке. Использование цифровых ресурсов и интерактивных инструментов делает процесс более увлекательным и эффективным.

  1. Электронные книги и онлайн-библиотеки. Электронные книги и онлайн-библиотеки предоставляют широкий выбор текстов на английском языке. Учащиеся могут выбирать материалы, которые соответствуют их уровню и интересам, что способствует более мотивированному и осознанному чтению.
  2. Интерактивные платформы и приложения. Существуют множество интерактивных платформ и приложений, разработанных для обучения чтению. Эти инструменты предлагают различные упражнения и игры, направленные на развитие навыков чтения, такие как распознавание слов, понимание прочитанного и составление предложений.
  3. Аудиокниги и подкасты. Аудиокниги и подкасты являются отличным дополнением к традиционному чтению. Они помогают развивать навыки аудирования и произношения, а также предлагают возможность слушать тексты в любом месте и в любое время.
  4. Мультимедийные ресурсы. Видеоуроки, анимации и интерактивные презентации могут значительно обогатить процесс обучения. Они позволяют визуализировать содержание текста, что способствует лучшему пониманию и запоминанию материала.

Для эффективного обучения чтению на английском языке необходимо применять различные стратегии, которые помогут учащимся развивать и совершенствовать этот навык.

  1. Активное чтение. Активное чтение предполагает активное участие учащихся в процессе. Они должны не просто читать текст, но и анализировать его, задавать вопросы, делать заметки и обсуждать прочитанное. Это помогает углубить понимание и закрепить полученные знания.
  2. Чтение с целью. Важно, чтобы учащиеся читали с определенной целью. Это может быть поиск информации, анализ главных идей, понимание авторской позиции или сравнение различных точек зрения. Чтение с целью делает процесс более осмысленным и мотивирующим.
  3. Обсуждение и пересказ. Обсуждение прочитанного в классе или в малых группах помогает учащимся лучше понять и запомнить материал. Пересказ прочитанного развивает навыки устной речи и критического мышления.
  4. Работа с контекстом. Учащиеся должны уметь использовать контекст для понимания значения незнакомых слов и выражений. Это помогает им развивать словарный запас и улучшать навыки понимания текста.
  5. Развитие навыков критического мышления. Чтение должно способствовать развитию критического мышления. Ученики должны уметь анализировать тексты, различать факты и мнения, оценивать достоверность информации и высказывать свои собственные суждения.

Внедрение различных методов и стратегий в обучение чтению на английском языке можно проиллюстрировать на примерах и кейсах из практики.

  1. Пример использования аутентичных текстов. Учитель выбирает статью из популярного англоязычного журнала на тему, интересующую учащихся (например, технологии или спорт). Учащиеся читают статью, делятся своими мнениями и обсуждают, как представлена информация и какие языковые средства используются.
  2. Пример интеграции мультимедийных ресурсов. Для изучения темы «Экология» учитель использует документальный фильм на английском языке. Учащиеся сначала смотрят фильм с субтитрами, затем обсуждают его содержание и пишут краткое эссе по теме [3].
  3. Пример работы с контекстом. Учитель дает учащимся отрывок из книги, содержащий несколько незнакомых слов. Учащиеся работают в парах, пытаясь понять значение этих слов из контекста, а затем проверяют свои догадки с помощью словаря.

В заключение следует отметить, что обучение чтению на уроках английского языка в средней школе является многогранным и комплексным процессом, требующим использования разнообразных методов, стратегий и инструментов. Регулярные чекапы помогают обеспечить систематический подход к развитию навыков чтения, а также способствуют общей языковой компетенции учащихся. Важно помнить, что успешное обучение чтению требует постоянного внимания к индивидуальным потребностям учащихся, их мотивации и уровня подготовки. Только в этом случае можно достичь высоких результатов и помочь учащимся развить необходимые навыки для успешного использования английского языка в различных жизненных ситуациях.

Литература:

  1. Боричевская Е. М. Пути повышения мотивации на уроках английского языка // Вестник Донецкого педагогического института. 2018. № 3. С. 77–84.
  2. Вербицкая, М. В., Махмурян, К. С., Симкин, В. Н. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по иностранным языкам [Электронный ресурс] // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки: Интернет-портал.
  3. Язданкулова Г. М. Видеоматериалы в современной системе обучения на уроках английского языка в школе // CARJIS. 2022. № Special Issue 4. С. 55–61.

Ключевые слова

обучение, развитие, чтение
Задать вопрос