Роль учителя-дефектолога в коррекционно-образовательном процессе
Автор: Якушева Анастасия Николаевна
Рубрика: Специальные (коррекционные) школы
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (49) июнь 2024 г.
Дата публикации: 17.04.2024
Статья просмотрена: 137 раз
Библиографическое описание:
Якушева, А. Н. Роль учителя-дефектолога в коррекционно-образовательном процессе / А. Н. Якушева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3 (49). — С. 35-39. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9159/ (дата обращения: 22.12.2024).
В статье автор отвечает на наиболее актуальные вопросы, которые родители часто задают учителю-дефектологу во время родительских собраний или индивидуальных консультаций.
Ключевые слова: дефектолог, вопросы, дети с ОВЗ, познавательное развитие.
Чаще всего вопросы, кто такой дефектолог и как проходят занятия с этим специалистом, задают родители детей дошкольного возраста. Это связано с тем, что родители данной категории только начинают свое знакомство со службой психолого-педагогической сопровождения детей с особыми возможностями здоровья и не в полной мере проинформированы о целях и задачах нашей с вами работы.
Для начала я бы хотела обратиться к терминологии, которую любой специалист в свое время старательно учил во время обучения в вузе. В одной из научных статей говорится, что «учитель-дефектолог — это человек с особым складом души, деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в успешном результате своей профессиональной деятельности, доброжелательный и тактичный. Оптимизм педагога проявляется в его социально активном отношении и к субъекту педагогического воздействия (ребёнку или взрослому с ограниченными возможностями), и к обществу — среде, в которую должны включаться воспитанники учителя-дефектолога, к себе самому как активной личности и решающему фактору положительных перемен в жизни людей». Автор статьи отмечает, что специалист, работающий с детьми ограниченными возможностями здоровья, должен быть подготовлен и в когнитивном, и личностном плане к реализации гуманистических принципов в организации коррекционно-развивающего процесса; должен учитывать особенности протекания психических процессов у детей; создавать позитивные перспективы развития и коррекции личности ребенка: организовать личностно ориентированную образовательную среду [7]. Весь этот внушительный груз ответственности, который мы возложили на себя решив связать жизнь с профессией учителя-дефектолога, безусловно должен быть замечен и принят с благодарностью не только родителями, но и коллегами, чтобы мы не теряли свою самоценность и не заработали то самое «профессиональное выгорание», о котором так часто в последние годы говорят психологи. Именно поэтому так важно развивать в себе навык эффективной самопрезентации и уметь говорить о себе и значимости своей профессии уверенно и грамотно, но при этом доступным и понятным языком.
Профессиональная деятельность учителя-дефектолога включает в себя различные виды социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, коррекционной деятельности , с целью содействия человеку с ограниченными возможностями здоровья в его социальной адаптации и интеграции средствами специального (коррекционного) образования [7].
Если обратить внимания на приоритетные направления работы учителя-дефектолога с детьми дошкольного возраста, то мы можем обратить внимание на то, как наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая предусматривает либо самостоятельный поиск знаний, либо под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества. Те самые зоны ближайшего и актуального развития, о которых писал в своих трудах Лев Семенович Выготский.
Одним из основных принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Такое понимание познавательного развития дошкольников предлагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.
К стадиям познавательного развития относится: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности [5].
Для учителя-дефектолога, работающего с детьми дошкольного возраста, познавательная активность является чем-то сродни топливу для автомобиля. Тяга ребенка к получению новых знаний открывает для специалистов службы сопровождения массу возможностей для компенсации дефицитов познавательного, речевого или эмоционально-волевого развития. Поэтому наша задача как коррекционных педагогов всячески поощрять и усиливать познавательную активность дошкольника с ОВЗ, для последующего качественного перехода к познавательной и учебной деятельности в начальной школе. Я заострила на этом внимание, потому что именно эти мысли мы должны постараться донести до родителей наших воспитанников во время родительских собраний и индивидуальных консультаций.
Цель работы учителя-дефектолога — выявление актуального уровня познавательного развития ребенка, коррекция и развитие высших психических функций (мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия) у детей с ОВЗ, а также помощь по преодолению трудностей в овладении учебных знаний, умений и навыков [5].
Рис. 1. Направления работы учителя-дефектолога
Когда мы говорим об основных направлениях деятельности учителя-дефектолога, то подразумеваем четыре основных параметра, реализуемых нами в процессе коррекционно-развивающей деятельности. В первую очередь стоит конечно же сказать про диагностическое направление, это наше «формальное знакомство» с ребенком, которое подразумевает выявление актуального уровня его познавательного развития, отслеживание динамики в процессе коррекционно-развивающих занятий. Коррекционно-развивающее направление отвечает за проведение занятий в индивидуальной или групповой форме, направленных на развитие и коррекцию ВПФ (мышление, память, внимание, восприятие, пространственно-временные и количественные представления, знания об окружающем мире, мелкая моторика). Консультативно-просветительское направление мы в полной мере реализуем во время консультирования педагогов, родителей, их законных представителей по вопросам индивидуального развития ребенка и при возникновении трудностей в процессе обучения. И конечно же главное — мы консультируем по поводу наиболее эффективной стратегии оказания комплексной психолого-педагогической поддержки наших подопечных. Я хотела бы обратить внимание на необходимость развития в себе навыка не только четко определять дефициты ребенка, но и все возможные компенсаторные пути его коррекции. Важный принцип «педагогического оптимизма», лежащий в основе работы учителя-дефектолога, должен находить свое отражение во всех сферах нашей работы, от диагностики и до консультативно-просветительской деятельности. Честно говоря, важность планомерного налаживания продуктивного контакта с родителями и коллегами по учебно-воспитательному процессу трудно переоценить.
В начале учебного года мы вместе с коллегами, работающими как на школьных, так и на дошкольных образовательных площадках нашего учебного комплекса, провели опрос среди родителей «Задай вопрос учителю-дефектологу» и проанализировав получившийся довольно обширный список, я выбрала из него только самые распространенные и актуальные вопросы, на которые постаралась ответить далее.
И теперь, когда мы освежили в памяти всё, что про учителей-дефектологов сказано в учебниках по коррекционной педагогике и различных педагогических статьях, можно перейти к вопросу: «Как же все эти «специфические» слова такие как: «праксис», «моторика», «познавательное развитие» и другие, донести до родителей?». Я думаю, что задачей каждого неравнодушного и искренне вовлеченного в консультационно-просветительскую деятельность педагога является поиск некоего баланса, гармонии между количеством терминов из области коррекционной педагогики, используемых в беседах с родителями или коллегами и простых, и понятных каждому взрослому человеку понятий. С употреблением чрезмерно большого количества специфических определений часто сталкиваются молодые педагоги, которые недавно закончили обучение в высшем учебном заведении и их речь может быть излишне обогащена тем багажом теоретических знаний, который они получили во время написания дипломов и диссертаций. Как я уже говорила, главная задача учителя-дефектолога, суметь проконсультировать родителей или коллег так, чтобы они поняли, как наши цели и задачи работы с ребенком, так и стали максимально расположены к сотрудничеству и командной работе по восполнению дефицитов обучающегося с ОВЗ.
- Кто такой учитель-дефектолог?
Разумеется, самым актуальным для родителей детей дошкольного возраста с ОВЗ является вопрос, а кто же такой дефектолог? «мы знаем, что логопед занимается речью, а психолог — эмоциями, а что же делаете вы?», говорят нам и какую же формулировку ответа выбрала для себя я? Я использую словосочетание «познавательная сфера» или «познавательное развитие», но всегда расшифровываю что же входит в это понятие. Работая с детьми дошкольного возраста, я всегда делаю акцент на поощрении познавательной активности в процессе выполнения игровых заданий, а когда на консультацию приходят родители школьников, то акцентирую свою речь на развитии произвольности, как восприятия, так и внимания к учебному материалу. Потому что как правило родители дошкольников беспокоятся о том, чтобы их ребенок не перетруждался на занятиях со специалистами службы сопровождения, а больше играл и познавал мир, в то время как родители школьников нацелены на комфортный и полноценный переход от игрового к учебному виду деятельности.
— Учитель-дефектолог — это специалист, который занимается диагностикой и развитием познавательной сферы удетей с ограниченными возможностями здоровья.
— Познавательная сфера это — мышление, внимание, речь, а также работа над пробуждением интереса к окружающему миру и формирование умения делать открытия и удивляться им.
- Чем занимается учитель-дефектолог?
Направления работы учителя-дефектолога с детьми можно условно разделить на семь блоков:
1 . Развитие психомоторики и сенсорных процессов
— В этот блок входит регулярное выполнение упражнений на развитие мелкой моторики. Если не развита мелкая моторика, возникают трудности с письмом и, как следствие, трудности со связной речью.
2. Формирование пространственно-временных отношений
— Изучение понятий «право» и «лево», «правый верхний угол», «левый нижний угол», «двухмерное и трехмерное пространство» и других. Если с этими категориями ребёнок не знаком, могут возникнуть проблемы с чтением и письмом.
3. Умственное развитие
— В данном блоке мы уделяем время развитию высших психических функций — внимания, восприятия, памяти, мышления.
4. Нормализация ведущей деятельности возраста
— Постепенная смена ведущей деятельности с игровой на учебную.
5. Формирование представлений о предметах и явлениях
— Работа над проблемами, возникшими из-за пробелов в предшествующем развитии. Например, ребёнок не ходил в детский сад, а в этом возрасте формируются такие представления как цвет, форма, размер и др.
6. Обогащение словаря и развитие связной речи
7. Готовность к восприятию учебного материала
— Формирование тех знаний и умений, которые позволят усвоить учебный материал.
Отвечая на вопрос «Чем вы будете заниматься с моим ребенком на своих занятиях?», я предоставляю родителям небольшую памятку, которая умещается на обычном альбомном листе. Я не заостряю внимание родителей на таких понятиях как «тематическое планирование» или «индивидуальный учебный план», но обращаю внимание на те основные аспекты, над которыми мы будем работать в течение года. Разумеется, многое в ответе на этот вопрос индивидуально и зависит от личности родителя, пришедшего на консультацию. Если мы видим в процессе беседы, что родитель намерен регулярно следовать индивидуальной программе развития, мы можем предоставить ему краткий тематический план занятий с учителем-дефектологом, но как правило такой вопрос возникает во время первичных консультаций и для первого шага на пути к продуктивной коммуникации с родителями, достаточно краткой памятки.
Также я бы хотела обратить ваше внимание на шестой пункт, который, разумеется, в большей степени реализует на своих занятиях учитель-логопед, но от работы над накоплением словаря и развитием связной речи, особенно в начальной школе, мы также не отказываемся. Чем более всеобъемлющей будет работа по восполнению дефицитов у ребенка с ОВЗ, чем более позитивные прогнозы мы можем строить относительно успешной социализации и компенсации у наших воспитанников.
- Посоветуйте, пожалуйста, упражнения для развития памяти?
По индивидуальному запросу учитель-дефектолог может предоставить картотеку игр и упражнений, направленных на развитие разных видов памяти детей дошкольного и младшего школьного возраста. Если говорить в целом, то такие задания можно объединить по принципу «Найди пару», «Какой вещи не хватает?», «Запомни и повтори» и так далее. В картотеке учителя-дефектолога наверняка есть множество заданий для развития памяти и когнитивных процессов, из своего опыта я могу сказать, что в последнее время активно использую с учениками среднего школьного возраста различные мнемонические приемы для запоминания, казалось бы, никак не связанной между собой информации. Но что мы можем порекомендовать родителям? В первую очередь это должны быть те задания и игры, которые не требуют от родителей финансовых вложений. Самой простым, но весьма эффективным на мой взгляд приемом будет игра «да и нет не говорить, черное и белое не носить» и различные ее варианты с разными «запрещенными» по правилам игры словами.
- Хотелось бы узнать ваше мнение о том, сколько времени должен длиться «домашний» урок с родителями?
Продолжительность индивидуальных занятий для обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста составляет 25–30 минут. При этом продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3-х до 4-х лет — не более 15 минут, для детей от 4-х до 5-ти лет — не более 20 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности — не менее 10 минут [3].
- Хотелось бы заниматься пальчиковой гимнастикой дома самостоятельно, подскажите какие упражнения для развития мелкой моторики будут наиболее эффективны?
Для развития кистевого и пальцевого праксиса, можно порекомендовать методическое пособие для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» и базовые сенсомоторные взаимодействия с опорой на графическую деятельность (автор А. В. Семенович) Помимо этого, для развития общего праксиса подойдет курс индивидуальных занятий с детьми 5–6 лет (также А. В. Семенович) [6]. Не стоит забывать еще и о лепке, рисовании и конструировании.
— Праксис — это способность приобретать, сохранять и использовать разнообразные двигательные навыки.
- Чем отличается занятие с учителем-дефектологом от других уроков?
Дефектологические занятия проходят в игровой форме. Благодаря большому разнообразию развивающих пособий дети занимаются с таким интересом, что не замечают, как чему-то учатся. Каждое занятие — это комплекс по развитию познавательной деятельности, моторики, речи, высших психических функций. На занятиях используются игрушки, картины, компьютер, песок, карточки, карандаши, краски и другой дидактический материал [2].
- Занимается ли учитель-дефектолог математикой с детьми школьного возраста?
В сферу деятельности школьного учителя-дефектолога входит формирование умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала. В результате работы по данному направлению у учащихся формируются те знания и умения, которые помогают им усвоить учебный материал. Важно понимать, что учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку (хотя данные занятия осуществляются в коррекционном процессе). Во время занятий я прежде всего выясняю причину возникшей трудности путем подбора диагностической методики, вследствие чего и происходит коррекция нарушенных функций. Например, из-за недостаточной сформированности пространственных представлений могут возникнуть трудности письма, чтения. Их можно компенсировать как работой, направленной непосредственно на формирование чтения и письма (чем и занимается учитель), так и развитием пространственных представлений у ребенка (чем и занимается дефектолог).
Литература:
- Журавская Е. Познавательное развитие дошкольников // Международный образовательный портал. 09.01.2019. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/doklad-poznavatelnoe-razvitie-doshkolnikov.html (дата обращения 15.04.2024)
- Коррекция учебных навыков учитель-дефектолог в школе URL: https://obrazovanie-gid.ru/dokumentaciya/korrekciya-uchebnyh-navykov-uchitel-defektolog-v-shkole.html (дата обращения 15.04.2024)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». URL: https://base.garant.ru/75093644/ (дата обращения 15.04.2024)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/70862366/7af06a18e696b1f1f06e05ebdce27796/ (дата обращения 15.04.2024)
- Рудомётова Н. А. Коррекционная педагогика. Современный учитель-дефектолог, кто он? // Образовательная социальная сеть. 10.04.2018. URL: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2018/04/10/korrektsionnaya-pedagogika-sovremennyy-uchitel-0 (дата обращения 15.04.2024)
- Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. Учебное пособие. — М.: Генезис, 2017.
- Шкляр Н. В., Карынбаева О. В. Профессия педагога-дефектолога и её социальная значимость // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. 2016. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professiya-pedagoga-defektologa-i-eyo-sotsialnaya-znachimost (дата обращения: 15.04.2024).
Похожие статьи
Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации
В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.
Речевая диагностика ребенка как значимый компонент его общего развития
В данной статье рассказывается о целесообразности и актуальности ранней речевой диагностики детей, начиная с раннего возраста, о важности и эффективности просветительской работы с родителями этой категории детей.
Специфика работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
В статье представлен авторский взгляд на особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими особые возможности здоровья. Дано описание основных этапов проведения работы, а также раскрыты основные методики по предъявлению коррекци...
Актуальность речевой диагностики детей раннего возраста и просветительской работы с родителями этой категории детей
В данной статье рассказывается о целесообразности и актуальности ранней речевой диагностики детей, начиная с раннего возраста, о важности и эффективности просветительской работы с родителями этой категории детей.
Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха в освоении образовательной программы
В статье представлен опыт работы с детьми, имеющими нарушение слуха. Освещены актуальные вопросы по обучению и развитию данной категории детей с ОВЗ.
Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста
В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...
Особенности работы с психической травмой у детей дошкольного возраста
В статье на основе опыта работы автор раскрывает значимость темы коррекционной работы с психотравмой на современном этапе развития общества.
Взаимодействие специалистов ДОУ в сопровождении детей с ОВЗ
В данной работе представлен опыт работы по взаимодействию педагогов ДОУ в сопровождении детей с ОВЗ. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошкольных образовательных организаций.
Особенности организации логопедической работы с детьми старшей и подготовительной групп в детском саду
В статье освещаются основные особенности организации логопедической работы с воспитанниками детских садов, в которых нет специальных групп компенсирующей направленности. На основе многолетней практики и материалов научных публикаций современных автор...
Диагностика в дошкольном образовательном учреждении
В статье говорится о роли диагностики в работе педагога дошкольного образовательного учреждения. Автором рассматриваются методы педагогической диагностики. Более подробно описывается значение педагогического наблюдения.
Похожие статьи
Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации
В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.
Речевая диагностика ребенка как значимый компонент его общего развития
В данной статье рассказывается о целесообразности и актуальности ранней речевой диагностики детей, начиная с раннего возраста, о важности и эффективности просветительской работы с родителями этой категории детей.
Специфика работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
В статье представлен авторский взгляд на особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими особые возможности здоровья. Дано описание основных этапов проведения работы, а также раскрыты основные методики по предъявлению коррекци...
Актуальность речевой диагностики детей раннего возраста и просветительской работы с родителями этой категории детей
В данной статье рассказывается о целесообразности и актуальности ранней речевой диагностики детей, начиная с раннего возраста, о важности и эффективности просветительской работы с родителями этой категории детей.
Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха в освоении образовательной программы
В статье представлен опыт работы с детьми, имеющими нарушение слуха. Освещены актуальные вопросы по обучению и развитию данной категории детей с ОВЗ.
Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста
В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...
Особенности работы с психической травмой у детей дошкольного возраста
В статье на основе опыта работы автор раскрывает значимость темы коррекционной работы с психотравмой на современном этапе развития общества.
Взаимодействие специалистов ДОУ в сопровождении детей с ОВЗ
В данной работе представлен опыт работы по взаимодействию педагогов ДОУ в сопровождении детей с ОВЗ. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошкольных образовательных организаций.
Особенности организации логопедической работы с детьми старшей и подготовительной групп в детском саду
В статье освещаются основные особенности организации логопедической работы с воспитанниками детских садов, в которых нет специальных групп компенсирующей направленности. На основе многолетней практики и материалов научных публикаций современных автор...
Диагностика в дошкольном образовательном учреждении
В статье говорится о роли диагностики в работе педагога дошкольного образовательного учреждения. Автором рассматриваются методы педагогической диагностики. Более подробно описывается значение педагогического наблюдения.