Дошкольное образование уже трудно представить без современных практик. В связи с этим, дошкольные образовательные учреждения, опираясь на Федеральный образовательный стандарт, внедряют в свою работу различные практики. Что позволяет, детскому саду стать полноценным уровнем системы образования Российской Федерации- первой ступенью образования.
Педагоги дошкольного образования, используя в своей работе современные практики в условиях реализации ФГО ДОУ, что позволяет сочетать в себе пять основных, образовательных областей: социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития, художественно — эстетического и физического развития детей. Все это влияет на плавный переход из детского сада в школу детям дошкольного возраста.
Практическая значимость:
Что же такое педагогическая практика? Педагогическая практика — часть общественной практики, представляющая собой планомерную и целенаправленную деятельность профессиональных педагогов; педагогическая деятельность человека, позволяющая ему приобретать и накапливать соответствующий опыт. [5]
Успешная педагогическая практика — сочетание высокой результативности и новизны образовательной деятельности за счёт усовершенствования и оптимизации применяемых педагогических средств.
Особое внимание в дошкольных образовательных учреждения, уделяется организации деятельность по воспитанию у детей дошкольного возраста — культурного развития, формировать у них творческие навыки и воспитывать музыкальную культуру. У детей, в период дошкольного возраста, развивается познавательный интерес, любознательность, восприятие окружающего мира.
В своей работе мы используем одну из форм культурного развития дошкольников в соответствии с образовательными областями, как «Музыкальна гостиная».
Цель такой практики –это создание условий для эстетического воспитания и развития музыкально — творческой культуры, расширение кругозора в области музыкального искусства, воспитание интереса и любви к классической музыке, искусству, литературе.
Выбор нами такой практики связанно с тем, что в настоящее время современные средства массовой информации доносят до наших детей примитивную, агрессивную, бессмысленною музыку. Поэтому очень важно, уделяли больше внимание музыкальному воспитанию детей. Как говорила советский ученый Н. А. Ветлyгина «Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы». Её утверждения актуальны и по настоящее время.
Слушая музыку, дети должны получать воспитание и понятие о добре и зле, о красоте, формируется эмоциональная сфера о разносторонних чувствах. Как говорил Конфуций: «Разрушение государства начинается именно с разрушения его музыки. Не имеющий светлой и чистой музыки народ обречен на вырождение».
В связи с этим, одной из инновационных форм работы с детьми дошкольного возраста является музыкальная гостиная, в ней успешно сочетаются различные виды музыкальной деятельности: пение, игры с использованием музыкального инструментов, прослушивание музыкальных произведение, театральная игра, танцы, отгадывание загадок, импровизация и многое другое.
Музыкальная гостиная — это совокупность музыкальных-литературных мероприятий, в ходе которых задействованы различные виды искусств, взаимосвязь музыкальной, художественно-речевой, изобразительной и театрализованной деятельности, что и требуется для гармоничного воспитания музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
Результат:
Свою работу мы построили в два этапа:
Первый этап, когда дети поют, играют на музыкальных инструментах, театральные постановки.
Выполняются следующие задачи:
– формируется интерес и любовь к искусству (музыкальному, театральному, литературному;
– развитие эмоциональной восприятия музыки (умения чувствовать, сопереживать, выражать свое отношение к произведению, героям);
– формирование музыкального вкуса детей;
– расширение кругозора;
– развивается речь, словарный запас;
– развитие музыкальных способностей.
Второй этап, раскрытия своих творческих возможностей. Это позволяет дошкольникам раскрыться, творит в музыке, импровизировать.
Выполняются следующие задачи:
– создание благоприятных условий к формированию творческого мышления;
– способствует раскрытию личности — самостоятельности и свободы, мышления, индивидуального восприятия;
– развитие социально-коммуникативных качеств — общения, соучастия, контактности, доброжелательности, взаимоуважения, выдержки.
– развивается творческая самостоятельность;
– формируется умения передавать свои музыкальные впечатления слушателям.
Успешная практика, как музыкальная гостиная позволяет решить важные образовательные и воспитательные задачи, что способствует гармоничному развитию детей дошкольного возраста.
Ведь дошкольное детство — это особый культурный мир, со своими ценностями, языком, чувствами и ощущениями, мышлением. По мнению Н. Б. Крыловой, это «ростки нового культурного уклада жизни, которые могут прорасти только в пространствах автономных культурных практик, где дети по-своему, совсем не так, как хотелось бы взрослым, входят в человеческую культуру и современную цивилизацию, становясь ее авторами» [2, с. 272].
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013. URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
- Крылова Н. Б. Выпуск. 10 Новые ценности образования/ Н. Б. Крылова — Выпуск. 10 Новые ценности образования: Культурология образования //. — Москва: Нар. образование, 2000. -с. 272–275.
- Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. / М. Б. Зацепина// Программа и методические рекомендации. — Москва: Мозаика-Синтез, 2006. — С. 89
- Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. М: РГСУ, 2016
- Ветлyгина Н. А. Методика мyзыкального воспитания в детском садy / Н. А. Ветлyгина- Методика мyзыкального воспитания в детском садy // Учебники и пособия. — Москва: Просвещение, 1976.- с. 270
- Картушина М. Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников / М. Ю. Картушина // Управление ДОУ. — 2005. — № 5. — С. 42–46.