Проектная деятельность в основной общей школе и использование интерактивной технологии формата «печа-куча» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (47) февраль 2024 г.

Дата публикации: 31.01.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Давыдов, А. В. Проектная деятельность в основной общей школе и использование интерактивной технологии формата «печа-куча» / А. В. Давыдов. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 1 (47). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/262/8952/ (дата обращения: 16.11.2024).



В наше время перед образованием стоит новая задача: «не научить» на всю жизнь, а научить учиться всю жизнь. Именно это сейчас диктует нам современное информационное общество. Значить, одной из важнейших задач современной школы является воспитание интеллектуально развитой личности, обладающей необходимыми качествами. Это инициативность, способность принимать нестандартные решения в различных жизненных ситуациях, умение находить недостающую информацию в информационном поле, способность творчески мыслить и, что очень важно, способность самостоятельно приобретать новые знания.

В основе новых образовательных стандартов лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий формирование готовности к саморазвитию и обучению в течение всей жизни. В условиях перехода на стандарты нового поколения особое значение приобретает поиск эффективных форм и методов обучения в школе. Там, где акцент делается на обучении через практику и самостоятельную деятельность учащихся, эти формы и методы формируют не только навыки, а компетенции, то есть умения, непосредственно связанные с опытом применения в практической деятельности.

Одним из таких методов, несомненно, является проект. Проекты позволяют более полно раскрыть творческие способности учащихся, могут стать основой и фундаментом научно-исследовательской деятельности, направленной на повышение их интеллектуального и культурного уровня. Общим теоретическим вопросам организации обучения учащихся проектной деятельности на современном этапе развития общеобразовательной школы посвящены исследования А. А. Карачева, Б. Ф. Ломова, В. А. Моляко, В. В. Рубцова, В. Д. Симоненко, Н. Н. Нечаева и других.

При этом стоит сказать, что метод проектов зародился за рубежом в начале XX века и активно использовался в отечественной образовательной среде. Обращаясь к истории вопроса, интересно отметить, что почти 100 лет назад метод проектов предполагал построение обучения на активной основе через целенаправленную деятельность в соответствии с разными интересами учащихся. Чтобы решить выбранную проблему, ребенок должен был применить приобретенные знания и новые, еще не полученные.

Со временем метод проектов претерпел некоторые изменения, но суть его не изменилась. Он по-прежнему заключается в том, чтобы вызвать интерес учеников к обозначенным проблемам, что предполагает наличие у них определенных знаний о них, и дать им возможность практически применить полученные знания для решения этих проблем.

При организации проектной деятельности учащихся необходимо учитывать некоторые факторы. Нельзя предложить ученику проект, для выполнения которого у него нет необходимых знаний и умений, которые он вряд ли сможет получить. То есть, у автора проекта должен быть определенный исходный уровень готовности. Кроме того, проект не должен быть слишком знакомым или тривиальным, чтобы не исключать поиск новых решений и возможность усовершенствования своих навыков.

Первый этап работы над проектом — проблематизация. Здесь нужно оценить имеющиеся условия и сформулировать проблему. Проблема вызывает чувство дисгармонии и стимулирует желание ее преодолеть, что создает первичную мотивацию для деятельности.

Второй этап — целеполагание. Здесь проблема превращается в цель с личной значимостью и приобретает образ ожидаемого результата, который затем будет воплощен в проектном продукте. Важный этап — планирование, где определяются путь к отдаленной цели и ближайшие шаги. Когда есть план работы, необходимые ресурсы и ясная цель, можно приступать к работе.

Следующий этап — реализация плана. По завершении работы автор сравнивает полученный результат с изначальным замыслом и, при возможности, вносит исправления. Это этап осмысления, анализа ошибок, оценки своих достижений и чувств, возникших в ходе работы.

Завершающий этап — самооценка и рефлексия. Основные этапы работы над проектом: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация и рефлексия. Внутри каждого этапа также есть важные шаги, которые нужно выполнять в процессе работы. При формулировании цели работы автор создает образ желаемого результата работы — проектного продукта, который является неотъемлемым условием. Во время планирования следует определить задачи для каждого этапа работы и способы их решения, а также разработать график выполнения работы. В ходе реализации плана может потребоваться вносить изменения в задачи и способы работы, а иногда может измениться представление об окончательном результате проекта.

Завершение проекта обычно сопровождается презентацией найденного автором способа решения проблемы и представлением созданного проектного продукта, а также самопрезентацией компетентности автора проекта. И тут пригодится умение убедительно представить и защитить полученные результаты. Как добиться того, чтобы работа вызвала интерес и имела практическую ценность? Одним из эффективных способов является использование формата «печа-куча».

Печа-куча, переводясь с японского как «звуки беседы», представляет собой специальный формат коротких докладов, ограниченных по форме и продолжительности. Этот формат помогает создать краткие и динамичные презентации и выступления. Изначально «печа-куча» использовалась для коммуникативных тренингов.

Для успешного проведения «печа-куча» необходимо нужное мультимедийное оборудование, которое позволяет демонстрировать презентации. Рассмотрим особенности этого подхода на конкретном примере, например, представление исследовательской работы на научно-практической конференции.

После того, как работа написана и собран необходимый теоретический и практический материал, начинается подготовка к выступлению. Сначала необходимо создать доклад-презентацию из 20 слайдов, на каждом из которых будет показываться информация в течение 20 секунд, после чего слайд автоматически меняется на следующий. Таким образом, продолжительность доклада ограничена 6 минутами и 40 секундами. За это время вам необходимо успеть передать главное и самое важное, не затягивая презентацию.

На первый взгляд может показаться, что это очень просто, однако это только на первый взгляд. Важно помочь учащимся качественно подготовить презентацию проекта, избежать ошибок и создать обстановку успеха. В процессе работы педагог обдумывает возможные направления обсуждения проекта и подготавливает вопросы на случай, если слушатели не включатся в диалог. Необходимо также помнить о воспитательном аспекте обучения: культуре общения, саморегуляции, умении работать в группе и толерантности.

«Печа-куча» как интерактивная форма организации учебной деятельности предполагает использование нескольких интерактивных методов обучения или их элементов.

При использовании интерактивных форм роль учителя заметно меняется, он перестаёт быть центральной фигурой и становится модератором, который регулирует процесс и обеспечивает его организацию. Он готовит необходимые задания, формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения плана.

Если вы только знакомитесь с этой интерактивной формой представления информации, то у меня есть несколько советов от «печа-кучи». Исходя из моего опыта, вот как подготовить свой доклад, чтобы привлечь внимание людей в течение 6 минут и 40 секунд:

  1. Выберите тему выступления, которая особенно вас затронула и вызывает эмоции. Поделитесь своими переживаниями со всеми.
  2. Репетируйте свою презентацию. Важно не только создать красивую презентацию, но и уметь красиво ее рассказать. Если вы недостаточно хорошо владеете материалом, то 20 секунд может показаться вам длительной временем. Но если вы прекрасно овладели своим материалом, то 20 секунд покажутся вам слишком короткими.
  3. Соблюдайте отведенное время. Просто составить 20 слайдов — это не сделает вас великим докладчиком. Все требует времени: выбор темы, сбор материала, разработка сценария, определение темпа выступления. Вам понадобится не меньше 6 часов, чтобы подготовиться к докладу.
  4. Ваш рассказ должен быть не только о том, что показано на слайдах, но и о ваших переживаниях, озарениях и ошибках. Вовлеките аудиторию в ваш рассказ, позвольте им почувствовать себя участниками. Ваша задача сохранить их интерес. Обращайтесь к людям, улыбайтесь, смотрите им в глаза, а не в даль.
  5. Не уходите сразу после выступления. Поблагодарите людей за их внимание и предоставьте им возможность задать вопросы. Оставайтесь открытыми для диалога.

Проектная деятельность — это метод обучения и организации работы, основанный на реализации проектов, а формат «печа-куча» возможно очень эффектная модель презентации результата проектной работы.

Литература:

  1. Электронный учебник по курсу: «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства» https://studfiles.net/preview/3239633/

Похожие статьи

Проектная деятельность в старшей школе (на примере комплекса «Потамонимы Нефтеюганска и Нефтеюганского района»)

Учебно-проектная деятельность в начальной школе (на примере проекта в 3 классе «Природные сообщества» по УМК «Перспективная начальная школа»)

Открытая интегрированная образовательная деятельность по речевому развитию в старшей группе «В гости к дедушке Маршаку»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Дикие животные зимой» с использование инновационной технологии «Лэпбук»

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Подарок маме» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)

Конспект совместной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе на тему «Путешествие на ракете»

Проектная деятельность в первой младшей группе по экологическому воспитанию «Здравствуй, дерево»

Интегрированное занятие по речевому развитию с элементами рисования в младшей группе «Чудеса в зимнем лесу»

Применение блочно-модульной технология в развитии профессиональной деятельности студентов колледжа

Похожие статьи

Проектная деятельность в старшей школе (на примере комплекса «Потамонимы Нефтеюганска и Нефтеюганского района»)

Учебно-проектная деятельность в начальной школе (на примере проекта в 3 классе «Природные сообщества» по УМК «Перспективная начальная школа»)

Открытая интегрированная образовательная деятельность по речевому развитию в старшей группе «В гости к дедушке Маршаку»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Дикие животные зимой» с использование инновационной технологии «Лэпбук»

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Подарок маме» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)

Конспект совместной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе на тему «Путешествие на ракете»

Проектная деятельность в первой младшей группе по экологическому воспитанию «Здравствуй, дерево»

Интегрированное занятие по речевому развитию с элементами рисования в младшей группе «Чудеса в зимнем лесу»

Применение блочно-модульной технология в развитии профессиональной деятельности студентов колледжа

Задать вопрос