Игровой метод как форма закрепления материала и метапредметных связей в рамках изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (47) февраль 2024 г.

Дата публикации: 17.01.2024

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Блохина, В. В. Игровой метод как форма закрепления материала и метапредметных связей в рамках изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» / В. В. Блохина, Е. П. Строганова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 1 (47). — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/262/8914/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье представлена авторская разработка проведения в сюжетно-игровом формате учебного занятия по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», которая позволяет актуализировать фундаментальные знания, полученные в ходе проведения курса лекций. В предложенном сценарии занятия также затрагиваются метапредметные связи.

Ключевые слова: игровая форма, безопасность жизнедеятельности, метапредметные связи, география.

Знание теоретических и практических основ обеспечения безопасного существования человечества и окружающей среды в условиях ситуаций различного происхождения в настоящее время является познанной необходимостью [1]. С развитием общества участились случаи техногенных, антропогенных и социальных ЧС. В то же время к не менее катастрофичным последствиям приводят и периодически возникающие естественные стихийные бедствия. Всё это порождает необходимость направить все возможные силы современного общества на решение следующих целей [2]:

– Минимизировать риски возникновения неблагоприятных и опасных ситуаций.

– Ознакомить как можно большее число членов социума с алгоритмом действия в случае потенциального возникновения чрезвычайных ситуаций.

– Расширить общую базу знаний населения о каждом из вредных и опасных факторов, развить представление о природе возникновения ЧС разного характера и соответствующих профилактических мерах.

Одним из способов формирования коллективного мышления для решения таких общезначимых целей является образовательный процесс, реализуемый в учреждениях разного типа, начиная от общеобразовательных школ, лицеев и гимназий и заканчивая высшими учебными заведениями.

Однако востребованным и достаточно продуктивным видом деятельности при работе со школьниками и студентами младших курсов является игра — создание определенной виртуальной ситуации, в которой обучающимся предоставляется возможность поучаствовать в разных ролях. Использование такого формата при проведении занятия повысит общий уровень заинтересованности класса (группы) в изучении дисциплины, будет способствовать формированию позитивной психологической атмосферы в коллективе и, как итог, лучшему запоминанию изученного учебного теоретико-практического материала.

Так, нами был разработан сценарий сюжетно-ролевой игры для проведения контрольного занятия по безопасности жизнедеятельности под названием «Как выжить в походе, если удача отвернулась от вас». Спецификой составления сценария стал факт соотнесения сюжетной линии с реально существующими географическими особенностями, присущими восточной территориальной части Российской Федерации (характер рельефа, гидрологические и ландшафтные особенности местности, видовое разнообразие растительного и животного мира), что позволяет наряду с базовыми компетенциями, предписываемыми основной дисциплиной, формировать также сеть метапредметных знаний.

Сценарий игры «как выжить в походе, если удача отвернулась от вас»

Ведущий 1: Уважаемые студенты! Сейчас Вам предстоит отправиться в увлекательное и рискованное путешествие длиной в 1,5 дня. Вы отправляетесь в пеший тур в Сибирь. Путешествие будет насыщенным и незабываемым, возможно для кого-то из вас даже весьма опасным. Для того, чтобы начать, Вам необходимо разделиться на 2 команды и дать название каждой из них в соответствии с городом, который является для Вас отправной точкой.

Задание № 1

Ведущий 2: Итак, чтобы в походе всё прошло относительно хорошо, каждому путнику необходимо собрать снаряжение. Сейчас каждой группе будет представлен список разных вещей, из которых Вам необходимо выбрать только самое необходимое. Не забывайте, что в пути Вам будет необходимо утолить чувство голода, поэтому выбирайте продовольствие тщательно и с умом. При возникновении трудностей сейчас и до конца игры Вы можете обратиться за помощью к одному из ведущих, но не более 2-х раз.

Список (для карточки, с которой будет работать команда): спальный мешок, чай в пакетиках, фонарик, жареная курица, палатка, аптечка, утюг, чайник, посуда, борщ, молоко, зажигалка (спички), фен, дождевик, консервы, стиральный порошок, емкость для воды, средства от солнца, сухофрукты.

Правильный список ( 5 баллов ): палатка, спальный мешок, емкость для воды, дождевик, фонарик, посуда, аптечка, зажигалка (спички), средства от солнца (кепка и пр.), консервы, чай в пакетиках, сухофрукты.

Ведущий 1: Напоминаем, что вы идёте в пешее путешествие в Сибирь. Поэтому, сейчас у вас есть шанс заработать 2 бонусных балла для своей команды, если кто-то из участников правильно и первее ответит на следующий географический вопрос: какая особенность характерна для территории Западной Сибири, которая затрудняет её хозяйственное освоение?

Ответ: Территория Западной Сибири сильно заболочена ( 2 балла ).

Задание № 2

Ведущий 2: И, как раз-таки, к вашему сожалению, у вас на пути встречаются знаменитые Васюганские болота. Сейчас каждой команде будет предложен список действий, из которых необходимо выбрать только те, которые соответствуют правильному алгоритму передвижения по болотам.

Действия (для карточки, с которой будет работать команда):

1) Двигаться быстро

2) Двигаться медленно

3) Идти без опоры

4) Идти с шестом

5) Идти, держась за руки

6) Идти на небольшом расстоянии друг от друга

7) Не наступать на кочки или корневища растений

8) Наступать на кочки или корневища растений

Правильный алгоритм ( 3 балла ):

2) Двигаться медленно 4) Идти с шестом 6) Идти на небольшом расстоянии друг от друга 8) Наступать на кочки или корневища растений

Задание № 3

Ведущий 1: Вы справились с предыдущим заданием. Теперь представьте, вы идете по преимущественно открытой местности, где-то в междуречье Оби и Енисея, над вами ярко светит солнышко, температура под +30 градусов Цельсия, и всё бы ничего, но (имя участника из команды 1) и (имя участника из команды 2) забыли взять с собой кепки и получили солнечный удар. Вашим командам необходимо на отдельном листе бумаги описать алгоритм действий и оказания первой помощи пострадавшему.

Правильный алгоритм ( 7 баллов ):

1) Перевести человека в тень

2) Снять носки и ремень

3) Поднять ноги на 45 градусов

4) Подложить под шею и на лоб холодное

5) Дать теплый сладкий чай

Задание № 4

Ведущий 2: Что ж, поход походом, но голод не тётка. Теперь перед вами открываются безграничные таежные пространства. И поскольку вы знаете, что идти еще долго, а ваше продовольствие на грани исчерпания, ваши туристические группы решают собрать немного лесных грибочков. Но вот незадача: кто б ещё подсказал, какие из них являются ядовитыми, а какие съедобными. Попробуйте отгадать из следующего списка — кто есть кто ( 5 баллов ).

Список (для карточки, с которой будет работать команда) : белый гриб, сатанинский гриб, сопливый гриб, волнушка, бледная поганка, рыжик, королевский мухомор, скрипун, перечный масленок, свинушка тонкая, тапинелла панусовидная.

Правильный ответ: Съедобные грибы: белый гриб, сопливый гриб, волнушка, рыжик, скрипун, свинушка тонкая. Ядовитые грибы: сатанинский гриб, бледная поганка, королевский мухомор, перечный масленок, тапинелла панусовидная.

Ведущий 1: Всё хорошо, но, к сожалению, (имя участника из команды 1) и (имя участника из команды 2) решили продегустировать какой-то ядовитый гриб. Ваша задача из предложенного списка выбрать те признаки, по которым Вы смогли это понять (выберите характерные признаки отравления грибами).

Признаки (для карточки, с которой будет работать команда) : нарушение координации, резкая головная боль, возрастание аппетита, сильная тошнота и рвота, появление зеленого налета на языке, язвы по телу, колющие боли в области живота, нарушение зрения, судороги.

Правильные признаки ( 3 балла ): резкая головная боль, сильная тошнота и рвота, колющие боли в области живота, нарушение зрения, судороги.

Задание № 5

Ведущий 2: Но вот наступают сумерки, вы решаетесь приготовить собранные грибочки, но перед вами стоит непростая задача — правильно разложить палатку и так разжечь костер, чтобы ни ваше снаряжение, ни сама палатка не загорелись. Выберите те действия, которые вам необходимо совершить.

Список действий (для карточки, с которой будет работать команда) :

1) Расположить палатку на бугре

2) Место для палатки нужно выкопать

3) Избегать одиноко стоящих и старых деревьев

4) Палатка должна стоять на ровном и чистом месте

5) Не закреплять палатку

6) Закрепить палатку колышками

7) Вход палатки должен смотреть на солнечную сторону

8) Расстояние от костра до палатки должно быть не менее 15 м

Правильный список действий ( 5 баллов ):

1) Избегайте одиноко стоящих и старых деревьев

2) Палатка должна стоять на ровном и чистом месте

3) Вход палатки должен смотреть на солнечную сторону

4) Закрепите палатку колышками

5) Расстояние от костра до палатки должно быть не менее 15 м

Задание № 6

Ведущий 1: Вы успешно переночевали в лесу и уже было собрались уходить с места вашего бивака, но перед своим уходом вы попросили (имя участника из команды 1) и (имя участника из команды 2) хорошенько затушить костер. После того, как вы отошли на некоторое расстояние, вы ощутили, что вашу спину подпекает и в воздухе раздается ужасный запах гари. Когда вы обернулись, вы увидели, что началось непредвиденное возгорание. Назовите, примерный алгоритм ваших действий.

Правильный алгоритм ( 3 балла ):

1) Заливать водой очаг возгорания из ближайшего водоема

2) Сметайте пламя плотной или влажной одеждой

3) Небольшой огонь затоптать ногами

4) Не уходить с места до полного тушения

Задание № 7

Ведущий 2: Даже пожар не смог вас остановить! Вы продолжаете свой прекрасный путь, чувствуете, что аромат леса постепенно становится менее выраженным, внутри Вас блещет чувство достижения своей цели несмотря на все неудачи, которые встретились вам на пути. Но. Около поселка Удачный, недалеко от проезжей части, внезапно за ногу (имя участника из команды 1) и (имя участника из команды 2) кусает прекрасная змейка под названием обыкновенный щитомордник. Назовите алгоритм оказания первой медицинской помощи в данном случае.

Правильный алгоритм ( 7 баллов ):

1) Обеспечить пострадавшему полный горизонтальный покой

2) В первые секунды после укуса, надавливая пальцами, раскройте ранку и начните отсасывать яд ртом, периодически сплевывайте.

3) Ранку продезинфицировать, наложить стерильную повязку.

4) Если укус в ногу, прибинтуйте конечность к здоровой. Если в руку — забинтуйте в согнутом состоянии.

5) Обеспечьте пострадавшему обильное питье.

Задание № 8

Ведущий 1: Помните, что в таком случае важно своевременно вызвать скорую. Но так как ваши телефоны уже давно разрядились, а (имя участника из команды 1) и (имя участника из команды 2) потеряли их во время прохождения болота, вы решились остановить попутную машину и попросить набрать 03. Что вы будете говорить при вызове скорой? Выберите правильный вариант из списка.

Список (для карточки, с которой будет работать команда):

1) «Здравствуйте! Мы отправились в поход. На улице прекрасная погода, мы пообедали наивкуснейшими грибами, рекомендуем и вам попробовать их. Но вблизи города мы встретили змею, похожую на гадюку, и она укусила нашего товарища. Мы все так испугались, что аж перехватило дух, приезжайте скорее, спасите его!»

2) «ААААА….ПОМОГИТЕ…»

3) «Здравствуйте! Моего товарища укусила змея, ему 19 лет. Отсутствует аллергия. Очень красивый парень. Любит читать книги. Температура тела вроде не повысилась. Находимся около поселка Удачный. Что нам делать?»

4) «Здравствуйте! Молодого парня укусила змея за ногу, 19 лет. Аллергии нет. Мы находимся на 36-м километре дороги у поселка Удачный. Первую помощь оказали. Необходимо ли сделать что-то еще до вашего приезда?»

Правильная речь ( 3 балла ):

4) «Здравствуйте! Молодого парня укусила змея за ногу, 19 лет. Аллергии нет. Мы находимся на 36-м километре дороги у поселка Уютный. Первую помощь оказали. Необходимо ли сделать что-то еще до вашего приезда?»

Итого максимальное количество баллов за игру: 43

Литература:

  1. Безопасность жизнедеятельности. Краткий конспект лекций: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Сост. И. А. Леонтьева. — Елабуга: Изд-во Елабуж. ин-та КФУ. — 180 с.
  2. Смирнов, А. Т. Роль курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в формировании современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у учащихся общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов // Технологии гражданской безопасности. — 2008. — Т. 5, № 4(18). — С. 31–33

Похожие статьи

Игровая технология «Конструктор идей» как средство развития учащихся на уроках технологии в рамках профориентационной деятельности

В статье приводятся сведения о разработке коллектива преподавателей из ЧГПУ (г. Грозный), а также рассматривается вопрос о возможности использования в ходе проводимых уроков технологии игры «Конструктор идей», обеспечивающей развитие учащихся в проце...

Метапредметная неделя как эффективный способ формирования метапредметных умений и навыков в условиях реализации ФГОС ООО

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования метапредметных умений. Значительное внимание уделяется работе педагогов по организации и проведению метапредметной недели. В статье представлен практический опыт работы, дан образе...

Исследование сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога у студентов бакалавров

В статье представлены результаты эмпирического исследования и опыта независимой оценки сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога в соответствии с профессиональным стандартом. Были выявлены уро...

Методы организации групповой дискуссии в ходе семинарского занятия по социологии

В статье рассматривается роль семинара, а так же применение учебной дискуссии в ходе проведения семинарского занятия. Анализируется подготовка к семинарскому занятию для успешного проведения семинар-дискуссии. Описывается одна из основных методик орг...

Формирование мотивационных установок при проведении нетрадиционных уроков физической культуры с учащимися 6-х классов

В статье автор предлагает и обосновывает возможность формирования мотивационных и ценностных установок в сфере физической культуры (ФК) путем организации нетрадиционных уроков по ФК (на примере хатха-йоги) в рамках третьего часа. Материалы статьи сод...

Опыт самостоятельных тренировок, саморегуляции и контроля в профессиональном кроссфите в условиях социального дистанцирования

В статье автор дает обоснованные рекомендации по проведению тренировок по кроссфиту в условиях самоизоляции спортсменов, вызванной пандемией COVID-19. Приводимые данные являются составной частью разработанной и опробованной им самим, профессионалом к...

Применение модели информационного метаболизма для успешной реализации личностно-ориентированного подхода к обучающимся

Статья посвящена выделенным на основе базиса Юнга аспектам информационного метаболизма и важности применения знаний об оных для реализации индивидуального подхода к школьникам. В ней тезисно описана имеющаяся информация о нюансах аспектоники каждого ...

Проектирование урока иностранного языка с учётом культурологического аспекта в коммуникативно-направленном обучении

В статье автор рассматривает некоторые существующие тенденции в преподавании иностранных языков (далее ИЯ) и на основе их анализа предлагает принципы отбора компонентов урока, что находит отражение в методической разработке — памятке-вопроснике, пред...

Реализация иноязычной коммуникативной компетенции на основе языкового материала профессиональной направленности (из опыта работы со студентами направления «Издательское дело»)

В данной статье обосновывается важность изучения иностранных языков студентами университета - будущими конкурентно-способными специалистами. Автор описывает эффективные методические способы формирования языковой и межкультурной компетенций студентов ...

Методика организации самостоятельной работы курсантов в процессе формирования профессиональных компетенций

В статье отражены особенности организации самостоятельной работы курсантов военного вуза, специфические требования к ее методике в условиях реализации компетентностного подхода. Путем анализа теоретических положений и выводов современных исследовател...

Похожие статьи

Игровая технология «Конструктор идей» как средство развития учащихся на уроках технологии в рамках профориентационной деятельности

В статье приводятся сведения о разработке коллектива преподавателей из ЧГПУ (г. Грозный), а также рассматривается вопрос о возможности использования в ходе проводимых уроков технологии игры «Конструктор идей», обеспечивающей развитие учащихся в проце...

Метапредметная неделя как эффективный способ формирования метапредметных умений и навыков в условиях реализации ФГОС ООО

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования метапредметных умений. Значительное внимание уделяется работе педагогов по организации и проведению метапредметной недели. В статье представлен практический опыт работы, дан образе...

Исследование сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога у студентов бакалавров

В статье представлены результаты эмпирического исследования и опыта независимой оценки сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога в соответствии с профессиональным стандартом. Были выявлены уро...

Методы организации групповой дискуссии в ходе семинарского занятия по социологии

В статье рассматривается роль семинара, а так же применение учебной дискуссии в ходе проведения семинарского занятия. Анализируется подготовка к семинарскому занятию для успешного проведения семинар-дискуссии. Описывается одна из основных методик орг...

Формирование мотивационных установок при проведении нетрадиционных уроков физической культуры с учащимися 6-х классов

В статье автор предлагает и обосновывает возможность формирования мотивационных и ценностных установок в сфере физической культуры (ФК) путем организации нетрадиционных уроков по ФК (на примере хатха-йоги) в рамках третьего часа. Материалы статьи сод...

Опыт самостоятельных тренировок, саморегуляции и контроля в профессиональном кроссфите в условиях социального дистанцирования

В статье автор дает обоснованные рекомендации по проведению тренировок по кроссфиту в условиях самоизоляции спортсменов, вызванной пандемией COVID-19. Приводимые данные являются составной частью разработанной и опробованной им самим, профессионалом к...

Применение модели информационного метаболизма для успешной реализации личностно-ориентированного подхода к обучающимся

Статья посвящена выделенным на основе базиса Юнга аспектам информационного метаболизма и важности применения знаний об оных для реализации индивидуального подхода к школьникам. В ней тезисно описана имеющаяся информация о нюансах аспектоники каждого ...

Проектирование урока иностранного языка с учётом культурологического аспекта в коммуникативно-направленном обучении

В статье автор рассматривает некоторые существующие тенденции в преподавании иностранных языков (далее ИЯ) и на основе их анализа предлагает принципы отбора компонентов урока, что находит отражение в методической разработке — памятке-вопроснике, пред...

Реализация иноязычной коммуникативной компетенции на основе языкового материала профессиональной направленности (из опыта работы со студентами направления «Издательское дело»)

В данной статье обосновывается важность изучения иностранных языков студентами университета - будущими конкурентно-способными специалистами. Автор описывает эффективные методические способы формирования языковой и межкультурной компетенций студентов ...

Методика организации самостоятельной работы курсантов в процессе формирования профессиональных компетенций

В статье отражены особенности организации самостоятельной работы курсантов военного вуза, специфические требования к ее методике в условиях реализации компетентностного подхода. Путем анализа теоретических положений и выводов современных исследовател...

Задать вопрос