Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Задержка речевого развития

Специальные (коррекционные) школы
Поделиться
Библиографическое описание
Гуторина, С. Ю. Задержка речевого развития / С. Ю. Гуторина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 1 (47). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/262/8744.


В последнее время я всё больше встречаю детей с задержкой речевого развития. Данная проблема очень актуальна в современном мире. Всё чаще и чаще родители бьют тревогу, связанную с развитием их чада. Я, в свою очередь, слышу стандартный набор слов от врача-невролога: «Мамочка, успокойтесь, ждём четырёх, а то и пяти лет, и ваш сыночек, быть может дочка обязательно заговорит!». Что же делать родителям в данной ситуации? Ждать приговора пяти лет, что скажет в этом возрасте специалист? А может самостоятельно изучить вопрос и наметить алгоритм действий, который поможет ребёнку гармонично развиваться? Вопрос, спорный только в одном — гармоничном развитии, а то, что родитель должен действовать — нет сомнений.

Сейчас интернет кипит от разных психологических статей. Начиная с возрастной периодизации, заканчивая тем, как справиться с детской истерикой. Знание возрастной периодизации, определение ведущего вида деятельности, а также кризисы определённого возраста помогут составить план развивающих занятий. Ведь в каждом возрасте есть свои этапы развития отдельных познавательных процессов. К примеру, у детей в три-четыре года ведущей познавательной функцией будет восприятие. Дети сравнивают предметы по величине, вкусу и цвету. И давайте возьмем пять-шесть лет ребёнка, что же происходит в этом возрасте. Развивается способность к распределению и переключаемости внимания, формируется произвольная память, прогрессивно развивается образное мышление и фантазия ребёнка.

Формирование высших психических функций (внимание, память, мышление, речь, восприятие, воображение) идёт с первого года жизни. Я рассматриваю ВПФ как единое целое, а не как отдельные компоненты. Если у ребёнка слабая память, несвязная речь, в коррекционной программе я всего лишь делаю упор на определённый познавательный процесс, который требует особого внимания. Так как если идёт ЗРР развития, все ВПФ развиваются с опозданием, если не уделять им внимание. И ЗРР переходит в ЗПРР.

Самый большой бич в моей практике — родители. Они считают, что заниматься с ребёнком над определённым процессом нужно только после того, как пойдёт речь. Хотя можно взять целых 80 % родителей, которые видят только речевые нарушения, если не брать в расчёт более серьёзные заболевания. И это большая ошибка. Ребёнок как губка впитывает новые знания и общается в социальной жизни при помощи них. Сначала он накапливает знания, понимает их, применяет и воспроизводит в общении.

Как же составить план психокоррекционных занятий с ребёнком в возрасте 3 лет, у которого задержка речевого развития? При этом у ребёнка присутствует полное понимание обращённой речи. В своей статье я укажу минимальный чек-лист занятий в домашних условиях, направленный на развитие ВПФ с уклоном на речевое развитие.

  1. Развитие крупной моторики. Занятия проводятся в игровой форме. Ловим мяч двумя руками. Учимся стоять на балансировочной подушке. Усложняем задание, стоим на балансировочной подушке и ловим мяч.
  2. Развитие мелкой моторики. Приобретаем накладку (дельфинчик). Учимся штриховать. Рекомендую прописи Жуковой. Дети с удовольствием выполняют игровые занятия, составленные данным педагогом. Также использую различного формата рамки-вкладыши (пуговки).
  3. Развития восприятия. Запоминаем цвет, форму, величину. Дети любят игру: «Чья тень».
  4. Развитие памяти. В данном возрасте развиваем зрительную память. Обычно я предлагаю самую популярную игру: «Прятки». Начинаю с двух картинок и усложняю до пяти. Когда ребёнок не говорит, я путаю картинки и пальчиком прошу показать, что пропало. Данная игра заходит детям на ура.
  5. Развитие внимания. В развитии данного познавательного процесса нам помогут лабиринты. Также можно использовать в своих занятиях простые корректурные пробы. Найди пару, либо отыщи среди предметов такой же, который указан в рамке.
  6. Развитие мышления . Я использую игры «повтори по образцу». В этом возрасте ребёнок должен научиться копировать полученное задание. В игру можно включать простые танграмы (по контуру), цветовые гусеницы.
  7. Развитие воображения. Данный процесс отлично формируется и развивается в игре. Хоть и ведущий вид деятельности сюжетно- ролевая игра развивается в четырёхлетнем возрасте. На своей практике я практикую сюжетно-ролевую игру с трёх лет. Можно поиграть с детьми в театр теней, кукольный театр. Создать сенсорную коробку со зверюшками, имитировать местность по желанию.
  8. Развитие речи. Использую короткие чистоговорки. Пальчиковую гимнастику (с маленькими стишками). Здесь же использую ролевую игру. Карточки с короткими словами, звукоподражание. Игры на запуск речи (фефекты фикции «запуск речи»). Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Массаж пальчиков Су Джок шариком. Развивающие пособия Климантович.
  9. В свою работу я также включаю нейрогимнастику (кулак-ладонь, меняем руки по поочерёдно). Логоритмику Железновой. Лепку пластилином. Рисование: красками, цветными мелками. Развитие межполушарного взаимодействия (складываем предметы сначала левой рукой, правой рукой, затем обеими руками в коробку)
  10. Советую отдать ребёнка дополнительно в секцию: ритмика, футбол, плавание.

Чем раньше родители заметят, что их ребёнок развивается с опозданием, тем больше шансов выйти в норму к школьному возрасту. А самое главное, не нужно сравнивать своего малыша с другими детьми. Все мы разные. Кто-то в развитии опережает своих сверстников, а у кого-то есть особенности. И не нужно ждать, когда проблема решиться сама собой.

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный