Особенности развития детей 3–4 лет | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (46) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 13.10.2023

Статья просмотрена: 175 раз

Библиографическое описание:

Карамова, А. М. Особенности развития детей 3–4 лет / А. М. Карамова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 5 (46). — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/259/8653/ (дата обращения: 16.11.2024).



Младший возраст важнейший период в развитии дошкольника.

Именно в этот период происходит переход к новым отношениям со взрослыми, сверстниками и окружающим миром.

Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, ребенок все больше начинает осознавать собственную «отдельность». У некоторых детей кризисные явления могут периодически появляться до 4-х лет. В такой ситуации рекомендуется стараться проводить доверительные беседы с ребенком как можно чаще, пытаться понять причины его психологического дискомфорта.

Основной вид деятельности в этом возрасте у детей — игра. Игра становится более коллективной, образно-ролевой. Ребенок представляет себя кем-то или чем-то и соответственно действует. Во время коллективной игры дети защищают свои личностные границы, воспринимают её наличие у других.

Взаимоотношение детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

В 3,5–4 года список умений и навыков детей может отличаться в зависимости от индивидуальных особенностей каждого отдельного ребенка. Мальчики в большинстве случаев лучше осваивают двигательные навыки, показывают успехи в физическом развитии, девочки — лучше разговаривают, предпочитают спокойные игры, небольшие компании. Психологи и педагоги рекомендуют оценивать навыки и умения ребенка, сравнивая его же достижения в прошлом с настоящим, проводя некий мониторинг достижений и умений.

Развитие личности:

– формирование самосознания и его элементов;

– кризис 3-х лет;

– формирование преднамеренности, произвольности действий, то есть подчинение их определенному образцу;

– бурное развитие игровой деятельности;

– ярко выраженное стремление к самостоятельной деятельности.

Развитие психических процессов:

восприятие: носит предметный характер, ребенок видит наиболее яркие признаки предмета (небо — синее, трава — зеленая);

внимание: способность детей управлять своим вниманием очень невелика (внимание носит непроизвольный характер);

память: непроизвольная, преобладают процессы узнавания, ребенок хорошо запоминает, все то, что представляет для него жизненный интерес, сильный эмоциональный отклик;

мышление: наглядно — действенное, элементарные обобщения («это игрушки», «это фрукты», «это мебель» и т. д.);

воображение: развито слабо, проявляется в основном в игровой деятельности;

речь: продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой, словарный запас увеличивается за год примерно до 1500 слов.

Что должен уметь ребенок 3–4 лет

Речевое развитие

– понимать речь взрослого;

– повторять за взрослым звуки, слова, предложения;

– различать гласные и согласные звуки;

– уметь согласовывать признак с предметом (зеленый лист), предмет с действием (собака лает);

– иметь словарный запас на темы: мебель, игрушки, транспорт и т. д.;

– знать несколько простейших сказок.

Художественно — эстетическое развитие

– проявлять эмоциональную отзывчивость, интерес при знакомстве с произведениями искусства, литературы, живописи, музыки;

– замечать изменения громкости и ритма звучания музыки;

– знать названия некоторых музыкальных инструментов;

– правильно работать карандашом и кистью;

– уметь проводить прямую линию, наклонные, длинные, короткие;

– рисовать предмет округлой формы;

– изображать простейшие предметы и явления действительности;

– лепить предметы, состоящие из 1–3 частей;

– владеть навыком округлого скатывания (шар);

– владеть навыком прямого скатывания (столбик);

– владеть навыком соединения, сплющивания, защипывания краев формы кончиками пальцев.

– владеть навыком наклеивания с помощь клея;

– создавать изображения путем наклеивания готовых форм.

Познавательное развитие

различать предметы по величине, используя слова «большой», «маленький»;

– уметь видеть один и много предметов, используя слова «один», «много», «ни одного»;

– понимать вопрос «сколько?»;

– сравнивать группы предметов, используя приемы наложения;

– узнавать знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) называть их;

– называть знакомые предметы, объяснять их значение, выделять, называть признаки (цвет, форму, материал);

– ориентируется в помещениях детского сада и на участке;

– называть свой город;

– знать и называть некоторые растения, животных и их детенышей;

– выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе;

проявлять бережное отношение к природе.

Физическое развитие

– выполнять упражнения в ходьбе и беге, меняя темп движения по просьбе взрослого;

– уметь прыгать на двух ногах с передвижением вперед;

– уметь катать мяч в определенном направлении, бросать и ловить мяч;

– уметь прыгать на одной ноге, удерживая равновесие;

– уметь выполнять упражнения для руг, ног и туловища: махи, приседания, наклоны, вращательные движения и т. п.;

– уметь выполнять танцевальные упражнения.

Социально-коммуникативное развитие

самостоятельно одевать вещи;

одеваться и раздеваться в определенной последовательности, одежду складывать, выворачивать на лицевую сторону;

замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его, обращаться за помощью к взрослому;

своевременно пользоваться носовым платком, салфеткой, туалетом;

мыть руки, засучив рукава, мыть лицо, не разбрызгивая воду, правильно пользоваться мылом, не мочить одежду, насухо вытираться полотенцем, вешать его на свое место;

– убирать игрушки в определенное место.

Вывод: Постоянная непрерывная работа по всем образовательным областям: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие способствует развитию навыков каждого ребенка.

Дети становятся более раскрепощенными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым, способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

Литература:

  1. Быстрова Е. А. Коммуникативная методика в формировании коммуникативных навыков. Воспитание в детском саду, 1996. № 1. — с. 3–8.
  2. Котова Е. В., Кузнецова С. В., Романова Т. А. Развитие творческих способностей дошкольников. — М., 2010.- 128 с.
  3. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального развития детей. — Я.: Академия развития, 1997. — 127 с.
  4. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. — М., 1997.
Задать вопрос