Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности развития детей 3–4 лет

Дошкольное образование
13.10.2023
322
Поделиться
Библиографическое описание
Карамова, А. М. Особенности развития детей 3–4 лет / А. М. Карамова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 5 (46). — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/259/8653/.


Младший возраст важнейший период в развитии дошкольника.

Именно в этот период происходит переход к новым отношениям со взрослыми, сверстниками и окружающим миром.

Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, ребенок все больше начинает осознавать собственную «отдельность». У некоторых детей кризисные явления могут периодически появляться до 4-х лет. В такой ситуации рекомендуется стараться проводить доверительные беседы с ребенком как можно чаще, пытаться понять причины его психологического дискомфорта.

Основной вид деятельности в этом возрасте у детей — игра. Игра становится более коллективной, образно-ролевой. Ребенок представляет себя кем-то или чем-то и соответственно действует. Во время коллективной игры дети защищают свои личностные границы, воспринимают её наличие у других.

Взаимоотношение детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

В 3,5–4 года список умений и навыков детей может отличаться в зависимости от индивидуальных особенностей каждого отдельного ребенка. Мальчики в большинстве случаев лучше осваивают двигательные навыки, показывают успехи в физическом развитии, девочки — лучше разговаривают, предпочитают спокойные игры, небольшие компании. Психологи и педагоги рекомендуют оценивать навыки и умения ребенка, сравнивая его же достижения в прошлом с настоящим, проводя некий мониторинг достижений и умений.

Развитие личности:

– формирование самосознания и его элементов;

– кризис 3-х лет;

– формирование преднамеренности, произвольности действий, то есть подчинение их определенному образцу;

– бурное развитие игровой деятельности;

– ярко выраженное стремление к самостоятельной деятельности.

Развитие психических процессов:

восприятие: носит предметный характер, ребенок видит наиболее яркие признаки предмета (небо — синее, трава — зеленая);

внимание: способность детей управлять своим вниманием очень невелика (внимание носит непроизвольный характер);

память: непроизвольная, преобладают процессы узнавания, ребенок хорошо запоминает, все то, что представляет для него жизненный интерес, сильный эмоциональный отклик;

мышление: наглядно — действенное, элементарные обобщения («это игрушки», «это фрукты», «это мебель» и т. д.);

воображение: развито слабо, проявляется в основном в игровой деятельности;

речь: продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой, словарный запас увеличивается за год примерно до 1500 слов.

Что должен уметь ребенок 3–4 лет

Речевое развитие

– понимать речь взрослого;

– повторять за взрослым звуки, слова, предложения;

– различать гласные и согласные звуки;

– уметь согласовывать признак с предметом (зеленый лист), предмет с действием (собака лает);

– иметь словарный запас на темы: мебель, игрушки, транспорт и т. д.;

– знать несколько простейших сказок.

Художественно — эстетическое развитие

– проявлять эмоциональную отзывчивость, интерес при знакомстве с произведениями искусства, литературы, живописи, музыки;

– замечать изменения громкости и ритма звучания музыки;

– знать названия некоторых музыкальных инструментов;

– правильно работать карандашом и кистью;

– уметь проводить прямую линию, наклонные, длинные, короткие;

– рисовать предмет округлой формы;

– изображать простейшие предметы и явления действительности;

– лепить предметы, состоящие из 1–3 частей;

– владеть навыком округлого скатывания (шар);

– владеть навыком прямого скатывания (столбик);

– владеть навыком соединения, сплющивания, защипывания краев формы кончиками пальцев.

– владеть навыком наклеивания с помощь клея;

– создавать изображения путем наклеивания готовых форм.

Познавательное развитие

различать предметы по величине, используя слова «большой», «маленький»;

– уметь видеть один и много предметов, используя слова «один», «много», «ни одного»;

– понимать вопрос «сколько?»;

– сравнивать группы предметов, используя приемы наложения;

– узнавать знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) называть их;

– называть знакомые предметы, объяснять их значение, выделять, называть признаки (цвет, форму, материал);

– ориентируется в помещениях детского сада и на участке;

– называть свой город;

– знать и называть некоторые растения, животных и их детенышей;

– выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе;

проявлять бережное отношение к природе.

Физическое развитие

– выполнять упражнения в ходьбе и беге, меняя темп движения по просьбе взрослого;

– уметь прыгать на двух ногах с передвижением вперед;

– уметь катать мяч в определенном направлении, бросать и ловить мяч;

– уметь прыгать на одной ноге, удерживая равновесие;

– уметь выполнять упражнения для руг, ног и туловища: махи, приседания, наклоны, вращательные движения и т. п.;

– уметь выполнять танцевальные упражнения.

Социально-коммуникативное развитие

самостоятельно одевать вещи;

одеваться и раздеваться в определенной последовательности, одежду складывать, выворачивать на лицевую сторону;

замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его, обращаться за помощью к взрослому;

своевременно пользоваться носовым платком, салфеткой, туалетом;

мыть руки, засучив рукава, мыть лицо, не разбрызгивая воду, правильно пользоваться мылом, не мочить одежду, насухо вытираться полотенцем, вешать его на свое место;

– убирать игрушки в определенное место.

Вывод: Постоянная непрерывная работа по всем образовательным областям: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие способствует развитию навыков каждого ребенка.

Дети становятся более раскрепощенными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым, способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

Литература:

  1. Быстрова Е. А. Коммуникативная методика в формировании коммуникативных навыков. Воспитание в детском саду, 1996. № 1. — с. 3–8.
  2. Котова Е. В., Кузнецова С. В., Романова Т. А. Развитие творческих способностей дошкольников. — М., 2010.- 128 с.
  3. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального развития детей. — Я.: Академия развития, 1997. — 127 с.
  4. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. — М., 1997.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный