Особенности развития детей 3–4 лет
Автор: Карамова Ася Магарламовна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (46) декабрь 2023 г.
Дата публикации: 13.10.2023
Статья просмотрена: 209 раз
Библиографическое описание:
Карамова, А. М. Особенности развития детей 3–4 лет / А. М. Карамова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 5 (46). — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/259/8653/ (дата обращения: 17.12.2024).
Младший возраст — важнейший период в развитии дошкольника.
Именно в этот период происходит переход к новым отношениям со взрослыми, сверстниками и окружающим миром.
Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, ребенок все больше начинает осознавать собственную «отдельность». У некоторых детей кризисные явления могут периодически появляться до 4-х лет. В такой ситуации рекомендуется стараться проводить доверительные беседы с ребенком как можно чаще, пытаться понять причины его психологического дискомфорта.
Основной вид деятельности в этом возрасте у детей — игра. Игра становится более коллективной, образно-ролевой. Ребенок представляет себя кем-то или чем-то и соответственно действует. Во время коллективной игры дети защищают свои личностные границы, воспринимают её наличие у других.
Взаимоотношение детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
В 3,5–4 года список умений и навыков детей может отличаться в зависимости от индивидуальных особенностей каждого отдельного ребенка. Мальчики в большинстве случаев лучше осваивают двигательные навыки, показывают успехи в физическом развитии, девочки — лучше разговаривают, предпочитают спокойные игры, небольшие компании. Психологи и педагоги рекомендуют оценивать навыки и умения ребенка, сравнивая его же достижения в прошлом с настоящим, проводя некий мониторинг достижений и умений.
Развитие личности:
– формирование самосознания и его элементов;
– кризис 3-х лет;
– формирование преднамеренности, произвольности действий, то есть подчинение их определенному образцу;
– бурное развитие игровой деятельности;
– ярко выраженное стремление к самостоятельной деятельности.
Развитие психических процессов:
– восприятие: носит предметный характер, ребенок видит наиболее яркие признаки предмета (небо — синее, трава — зеленая);
– внимание: способность детей управлять своим вниманием очень невелика (внимание носит непроизвольный характер);
– память: непроизвольная, преобладают процессы узнавания, ребенок хорошо запоминает, все то, что представляет для него жизненный интерес, сильный эмоциональный отклик;
– мышление: наглядно — действенное, элементарные обобщения («это игрушки», «это фрукты», «это мебель» и т. д.);
– воображение: развито слабо, проявляется в основном в игровой деятельности;
– речь: продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой, словарный запас увеличивается за год примерно до 1500 слов.
Что должен уметь ребенок 3–4 лет
Речевое развитие
– понимать речь взрослого;
– повторять за взрослым звуки, слова, предложения;
– различать гласные и согласные звуки;
– уметь согласовывать признак с предметом (зеленый лист), предмет с действием (собака лает);
– иметь словарный запас на темы: мебель, игрушки, транспорт и т. д.;
– знать несколько простейших сказок.
Художественно — эстетическое развитие
– проявлять эмоциональную отзывчивость, интерес при знакомстве с произведениями искусства, литературы, живописи, музыки;
– замечать изменения громкости и ритма звучания музыки;
– знать названия некоторых музыкальных инструментов;
– правильно работать карандашом и кистью;
– уметь проводить прямую линию, наклонные, длинные, короткие;
– рисовать предмет округлой формы;
– изображать простейшие предметы и явления действительности;
– лепить предметы, состоящие из 1–3 частей;
– владеть навыком округлого скатывания (шар);
– владеть навыком прямого скатывания (столбик);
– владеть навыком соединения, сплющивания, защипывания краев формы кончиками пальцев.
– владеть навыком наклеивания с помощь клея;
– создавать изображения путем наклеивания готовых форм.
Познавательное развитие
– различать предметы по величине, используя слова «большой», «маленький»;
– уметь видеть один и много предметов, используя слова «один», «много», «ни одного»;
– понимать вопрос «сколько?»;
– сравнивать группы предметов, используя приемы наложения;
– узнавать знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) называть их;
– называть знакомые предметы, объяснять их значение, выделять, называть признаки (цвет, форму, материал);
– ориентируется в помещениях детского сада и на участке;
– называть свой город;
– знать и называть некоторые растения, животных и их детенышей;
– выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе;
– проявлять бережное отношение к природе.
Физическое развитие
– выполнять упражнения в ходьбе и беге, меняя темп движения по просьбе взрослого;
– уметь прыгать на двух ногах с передвижением вперед;
– уметь катать мяч в определенном направлении, бросать и ловить мяч;
– уметь прыгать на одной ноге, удерживая равновесие;
– уметь выполнять упражнения для руг, ног и туловища: махи, приседания, наклоны, вращательные движения и т. п.;
– уметь выполнять танцевальные упражнения.
Социально-коммуникативное развитие
– самостоятельно одевать вещи;
– одеваться и раздеваться в определенной последовательности, одежду складывать, выворачивать на лицевую сторону;
– замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его, обращаться за помощью к взрослому;
– своевременно пользоваться носовым платком, салфеткой, туалетом;
– мыть руки, засучив рукава, мыть лицо, не разбрызгивая воду, правильно пользоваться мылом, не мочить одежду, насухо вытираться полотенцем, вешать его на свое место;
– убирать игрушки в определенное место.
Вывод: Постоянная непрерывная работа по всем образовательным областям: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие способствует развитию навыков каждого ребенка.
Дети становятся более раскрепощенными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым, способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
Литература:
- Быстрова Е. А. Коммуникативная методика в формировании коммуникативных навыков. Воспитание в детском саду, 1996. № 1. — с. 3–8.
- Котова Е. В., Кузнецова С. В., Романова Т. А. Развитие творческих способностей дошкольников. — М., 2010.- 128 с.
- Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального развития детей. — Я.: Академия развития, 1997. — 127 с.
- Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. — М., 1997.