В статье автор представляет игру-квест экологической направленности.
Ключевые слова: игра, экология, лесное сообщество.
Цель игры : создать условия для развития познавательной активности детей в процессе настольной игры-квеста «Лесными тропинками»
Задачи:
— активизировать у учащихся знания о животном и растительном мире лесной зоны Ульяновской области;
— развивать познавательную деятельность в процессе свободного общения с одноклассниками и учителем; способность осуществлять самостоятельный поиск решений экологических проблем;
— развивать умение размышлять,
— формировать бережное и экологически правильное отношение к животным и растениям лесной зоны.
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
— формировать положительное отношение к приобретению новых знаний.
— формировать готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;
— формировать бережное отношение к природе.
Регулятивные УУД:
— развивать умение принимать и сохранять задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
Познавательные УУД:
— уметь устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные УУД:
— учиться вступать в учебно-игровое сотрудничество с учителем и одноклассниками;
— строить речевое высказывание в устной форме.
Оборудование: игровое поле, карточки для заданий, фишки, кубик.
Задание: пройти по игровому полю до финиша, соблюдая правила игры и выполняя задания.
Ход игры
- В игре принимает участие от 3 до 8 человек.
- Играть строго по очереди.
- Внимательно слушать ведущего и ответы играющих.
- Перед игрой каждый участник выбирает фишку.
- Игроки по очереди бросают кубик, продвигаются по зеленым дорожкам в зависимости от того, какое число выпадет при сбрасывании кубика.
- Если попадают
— на жёлтый кружок — выполняет задание данного сектора, этот участник после выполнения задания может двигаться 1 шаг вперед, если не выполнит задание, то 1 шаг назад;
— на красный — выполняет задание данного сектора, этот участник после выполнения задания может двигаться 2 шага вперед, если не выполнит задание, то 2 шага назад;
— на зеленый — без изменений.
- Есть зелёная стрела, где учащийся продвигается вперёд на несколько шагов; красная стрела указывает на то, что игрок возвращается на несколько шагов назад.
- Тот, кто мешает отвечать и играть другим игрокам, начинает двигаться в обратном направлении. Одно замечание — 2 шага назад, два замечания — 4 шага.
- Побеждает тот, кто первым дошел до лесной избушки.
Комментарии:
— Игровое поле (рис. 1)
Рис. 1
— Жёлтый кружок. Задание: определить лесного зверя по описанию. Тут же зелёная стрелка: игрок продвигается вперед на 6 шагов. (рис. 2)
Рис. 2
— Грибная полянка. Задание: из предложенных грибов найти несъедобный (рис. 3)
Рис. 3
— Привал. Задание: рассортировать мусор, оставленный туристами. (рис. 4)
Рис. 4
— Ёжики-ёжки. Задание: Пропрыгать на левой ноге 20 раз. (Задания меняются) (рис. 5)
Рис. 5
— Цветочная полянка. Задание: сложить пазлы, узнать растение «По следу зверя». Задание: определить, чьи это следы. Тут же красная стрелка: игрок продвигается назад на 4 шага.
— «Посидим на лавочке». Задание: сделай 4 приседания
— «Экознак». Задание: определить, что означает предложенный экознак.
— Победителю Дед Лесовед вручает медаль.
Литература:
- Гурин Ю. В. Школа занимательных наук. — «ОЛМА Медиа Групп» 2007.
- Дыбина О. Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей. —М., 2002.
- Лунич М. В. Детям о природе. М., 1996.
- Павлова. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 6–7 лет». М., 1998.
- Николаева С. Н. Место игры в экологическом воспитании детей. М., 1999.
- Николаева С. Н. Юный эколог. М: «Мозаика — Синтез» 1999г.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Звери / Сост. Л. А. Багрова; Под общ.ред. О. Г. Хинн. — М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

