Формирование грамматического строя речи — это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, то можно добиться значительных результатов.
Предлагаю вашему вниманию комплекс игр и пособий для развития грамматического строя речи. Данные пособия могут быть использованы как в индивидуальной работе с ребёнком, так и в подгрупповой.
Актуальность этих пособий заключается в том, что, работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процессу обучения в целом. Использование данных игровых пособий облегчает усвоение учебного материала детьми и повышает эффективность логопедической работы.
Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга.
Овладеть грамматическим строем речи — значит научиться правильно употреблять падежные окончания слов, глагольные формы, местоимения, прилагательные, числительные, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, правильно строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для развития речи детей, формированию грамматически правильной речи посредством использования дидактических игр.
Задачи:
— помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по лицам, родам, числам, временам);
— совершенствовать синтаксическую сторону речи детей; знакомить их с некоторыми общеупотребительными словосочетаниями, обучать распространению предложений и составлению сложных предложений;
— учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте;
Использование дидактических игр и игровых приемов в процессе формирования грамматики у детей с нарушением речи является важным компонентом коррекционной работы логопеда. Дидактические игры закрепляют изменения в образовании слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь, являются эффективным средством закрепления грамматических навыков.
Дидактическое пособие «Волшебная лупа»
Цель: учить согласовывать существительные с прилагательными, развивать навыки контроля и самоконтроля произношения звуков.
Описание пособия:
Цветные лупы (красного, голубого, зелёного и желтого цветов), черно-белые картинки.
1 вариант игры:
Ребенок выбирает картинки и цветную лупу. Ребенку предлагается смотреть на картинки через красную лупу, назвать те картинки, про которые можно сказать: «красное», «красный», «красные».
2 вариант игры:
Перед детьми раскладываются картинки и цветная лупа. Детям предлагается смотреть на картинки через лупу, называть слова «ласково»: «красненький помидорчик» «красненькое ведерко».
3 вариант игры:
Картинки подобраны с учетом наличия отрабатываемых звуков. Для голубой лупы — со звуком Л, для зелёной — со звуком [Ль], для жёлтой — со звуком [Ж], для красной — со звуком [Р].
Ребенку предлагается смотреть на белые картинки через цветную лупу и «превращать " их в цветные. «Лодка была белая, а стала голубая»
Дидактическое пособие «Из чего сделаны предметы?»
Цель: закрепить навыки образования относительных прилагательных, согласования прилагательных с существительными в различных падежах.
Описание пособия:
Фишки с различными материалами (дерево, металл, стекло, вата, мех, кожа, пластмасса, резина), картинки.
1 вариант игры:
Перед детьми лежат картинки и фишки с различными материалами, детям нужно подобрать нужную картинку к фишке (карандаш сделан из дерева, значит он деревянный).
2 вариант игры:
Перед детьми лежат картинки и фишки с различными материалами, детям нужно определить: бывает такое или не бывает?" («бывает деревянная ложка?», «бывает резиновая кастрюля?»)
Дидактическое пособие «Волшебные кармашки»
Цели:
— упражнять в согласовании притяжательного местоимения «моя», «мой», «мои», «моё» с именами существительными в роде и числе;
— развивать умение подбирать существительные к глаголам;
— закреплять правильное употребление предлогов в самостоятельной речи.
Описание пособия :
Основа коробки (пластиковый зажим от упаковки с влажными салфетками). Карточки со схематическим изображением глаголов и предлогов, карточки с местоимения «моя», «мой», «мои», «моё», картинки.
1 вариант игры:
Взрослый раскладывает карточки с местоимения, дети подбирают нужную картинку и кладут её к нужной карточке. Обязательно при этом проговаривать: «слон мой», «кукла моя».
2 вариант игры:
Взрослый раскладывает карточки со схематическим изображением глаголов (стоит, идет, едят, летит), дети подбирают нужную картинку и кладут её к нужной карточке «слон стоит», «клубнику едят», «сова летает».
3 вариант игры:
Дети подбирают нужные картинки к предлогам
Литература:
- Агронович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико — грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. — СПб.: «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2003. — 128 с.
- Безрукова. О. А. Грамматика русской речи (учеб.-метод. пособие для работы с детьми дошк. и мл. шк. возраста: В 2 ч./ О. А. Безрукова; худ Н. Н. Бутусова [и др.]. — М.: Русская Речь, 2011. -111с.: ил.
- Дубинец А. С. Дидактические пособия по формированию грамматического строя речи у старших дошкольников https://solncesvet.ru/book_work/43099/
- Новиковская. О. А. Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для занятий с детьми 4–6 лет. — СПб.: КОРОНА принт, 2004–80с.
- Пятница. Т. В. Лексика + Грамматика =…: Пособие по развитию лексико-грамматического строя речи детей 4–6 лет. В 3ч.- Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2004.-124с.: ил.

