В работе рассматривается несколько основных теорий развития детей с точки зрения их взгляда на процесс обучения и возможные полученные результаты. Рассматривается теория психосексуального развития Фрейда, когнитивная теория развития Пиаже, теория Выготского и поведенческая теория Скинера.
Ключевые слова: теории развития ребенка.
В настоящее время существует несколько наиболее известных теорий развития ребенка. Такие теории пытаются объяснить или предложить возможную структуру развития человека, показать, как человек развивается и учится. Обычно такие теории рассматривают период от рождения до взросления. Существует колоссальное отличие в обучении детей в человеческом обществе и, например, детенышей животных в животном мире. Дети и люди вообще обучаются один от другого способами, которые недоступны животным. В частности, люди передают индивидуально приобретенное поведение и информацию и внутри поколения, и через поколения с намного большей степенью точности. Процессы обучения, которые гарантируют эту точность направлены на предотвращение потери информации и таким образом, в комбинации с индивидуальной и совместной изобретательностью формируют основы культурных изменений, культурной эволюции. Люди способны к обучению друг у друга практически без потерь благодаря очень мощной, уникальной форме социального познания — понимают и принимают точку зрения других в такой манере и степени, которая позволяет тонко и глубоко участвовать в знаниях и навыках других людей [1].
Теория психосексуального развития Фрейда.
Одна из первых теорий развития ребенка принадлежит Зигмунду Фрейду, который предполагал, что каждая, начинающаяся с рождения стадия развития ребенка непосредственно связана и определяется конкретными нуждами и запросами [2]. Он связывал каждый этап с отдельной частью тела и корни каждого этапа имели сексуальную основу. При этом, в своей теории Фрейд одним из первых попытался применить к философии такую же научную структуру и методологию, как и к медицине [2].
Теории Фрейда охватывают Его теории четыре области: уровень сознания, структуру личности, защитные механизмы и стадии психосексуального развития. Теория Фрейда постулирует, что взрослая личность состоит из трех аспектов: (1) оно, действующего на принципе удовольствия, как правило, в бессознательном; (2) эго, действующее по принципу реальности в сфере сознания; и (3) суперэго, действующее по принципу морали на всех уровнях сознания. Взаимодействие этих личностных структур порождает тревогу, которую необходимо уменьшить с помощью различных защитных механизмов. Эти механизмы действуют, чтобы скрыть истинные, вызывающие тревогу причины поведения человека.
Хотя теории Фрейда сыграли важную роль в расширении нашего понимания человеческой психики, сегодня в научных исследованиях личности им уделяется мало внимания. Его теории нелегко поддаются научному исследованию, поскольку они часто приводят к неспецифическим гипотезам, а ожидаемые эффекты могут быть просто результатом действия неизвестных защитных механизмов. Кроме того, постулируя, что развитие личности, связанное с его стадиями психосексуального развития, по существу, заканчивается в подростковом возрасте, теории Фрейда имеют ограниченное применение в областях геронтологии и гериатрической медицины [2].
Ядром теории Фрейда является гипотеза о телесно-центрируемых влечениях. С точки зрения этой гипотезы эмоциональное здоровье ребенка и взрослого определяется правильным разрешением этих влечений. Таким образом, несмотря на то, что идеи Фрейда спорные они дали возможность появиться дальнейшим теориям развития.
Психоанализ Фрейда дал понимание невозможности обучения введением психоаналитической теории бессознательного в педагогику. По сути, психоанализ показывает, что педагогам нужно научиться жить с пониманием неопределенности результатов своих усилий, несмотря на поставленные личные, политические или социальные силы. Однако, такой подход оставляет место возможности затронуть учеников совершенно неочевидным способом на более глубоком уровне [3].
Когнитивная теория развития Пиаже.
Пиаже, являясь психологом с серьезным биологическим заделом считал, что когнитивные структуры, являясь базовыми связанными психологическими системами дают возможность людям обрабатывать информацию соединяя ее с уже имеющимися знаниями и опытом. Люди ищут шаблоны, идентифицируют правила, вырабатывают принципы, подходящие к различным случаям. Пиаже декларировал активный интеллект. Такой тип интеллекта подразумевает, что знания образуются в результате изменений и трансформации.
Теория Пиаже подразумевает, что знания являются результатом, появляются в процессе продвижения между стадиями развития и приобретения возможности эти знания получить, принять. Процесс приобретения знаний рассматривается как строительство.
Пиаже выделил четыре стадии когнитивного развития: сенсомоторную, дооперационную, стадия конкретных операций и стадия формальных операций. Дети на сенсомоторной стадии, также называемой младенчеством, обычно учатся, используя свои пять чувств, постоянство объекта и целенаправленные действия. Младенцы и дети думают не так, как взрослые. Маленькие дети испытывают эгоцентризм, потому что не понимают, чем чужая точка зрения может отличаться от их собственной, или не могут согласовать свою точку зрения с точкой зрения другого человека. Дооперационная стадия охватывает возраст от двух до семи лет. В этот период дети могут решать одношаговые логические задачи, развивать речь, быть эгоцентричными и завершать операции. Стадия конкретных операций происходит в возрасте от семи до одиннадцати лет. В этом возрасте дети связывают понятия с конкретными объектами. С двенадцати лет и до совершеннолетия дети вступают в стадию формальных операций, что позволяет им более гибко и логически мыслить [4]. Более старшие дети обнаруживают новые возможности для развития в изменениях, произошедших в повзрослевшем организме.
Взгляд на обучение. По этой теории обучение и развитие — это параллельные и во многом независимые процессы. Вне зависимости от того имеет ли место обучение ребенка он будет проходить определенные стадии развития, однако именно степень развития будет определять способности и возможности обучения. Обучение, таким образом, будет всегда вторично и всегда базироваться на развитии.
Пиаже был уверен в необходимости адаптации к окружающей среде. Адаптацию можно разделить на два процесса — ассимиляцию и аккомодацию. Если использовать или менять окружающую среду так, чтобы она укладывалась в уже существующие когнитивные структуры — ассимиляция.
Если когнитивные структуры нужно изменять, дополнять, чтобы описать внешнюю среду — аккомодация. Сточки зрения Пиаже комфортное развитие при балансе ассимиляции и аккомодации, когда преподаваемое уже усвоено и есть база для реализации и выполнения поставленной задачи, но это уже не процесс получения новой информации. Для получения новой информации должно нарушиться равновесие и появиться что-то новое во внешней среде. Это и есть стимул для обучения.
Теория Выготского.
В теории Выготского рассматривается социально-когнитивный подход. Выготский считал, что социально-культурное окружение критично для когнитивного развития. Он предполагал, что развитие не предшествует социализации, однако именно социальные структуры и отношения ведут к развитию сознания. Выготский выделял зоны когнитивного знания. В зависимости от зоны знаний может быть достаточно для самостоятельного выполнения детьми заданий или в другой зоне может требоваться помощь преподавателей, когда знаний недостаточно для самостоятельного решения проблемы или может быть большой зазор между тем, что может быть сделано самостоятельно и тем, что может быть сделано с чьей-либо помощью.
С точки зрения Выготского обучение происходит ступенчато, используя социальные контакты и язык.
Важную роль в обучении имеют социальные взаимодействия, именно через эти взаимодействия возможно обучение друг у друга. По теории Выготского первичным является процесс обучения между двумя людьми и только потом между личностью и социумом.
По мнению Выготского, обучение — это по своей сути социальный процесс. Благодаря взаимодействию с другими, обучение становится интегрированным в понимание мира человеком. Сам же процесс обучения возможен только при недостаточности имеющихся знаний для решения поставленной задачи и с помощью других более знающих людей [5].
Поведенческие теории развития ребенка. Теория Скинера.
Теория Скинера обсуждает обучение, адаптацию личности и решение социальных вопросов. По этой теории результаты обучения возможно увидеть только, рассматривая изменения в поведении детей, вызванные изменениями их внешней среды. Если есть изменение в поведении, следовательно, произошел процесс обучения.
Каждое положительное действие должно быть подкреплено вознаграждением. Если действие подкреплено оно с большой вероятностью будет повторено. Неподкрепленное действие либо станет редким, либо исчезнет вообще. С другой стороны, существует также отрицательное подкрепление, нацеленное на устранение первопричины действия. Любое наказание, создавая неприятную ситуацию снижает обучаемость [6].
Существуют разные теории развития детей. Ни одна из них не может быть признана единственно верной, но каждая из них рассматривает развитие со своей точки зрения, под своим углом. Для педагога наилучшим является сочетание в своей практике знаний основных теорий и использование каждой из них в зависимости от обстоятельств и при индивидуальном подходе. Понимание теорий развития детей дает возможность ориентироваться в их способностях, проходимых стадиях развития и готовности к обучению в зависимости от возраста [6].
Литература:
- M. Tomasello et al. Cultural learning // Behavioral and brain sciences. 1993. 16, 495.
- The Aging Personality and Self: Diversity and Health Issues Howard M. Fillit MD, Brocklehurst's Textbook of Geriatric Medicine and Gerontology, 2017.
- Felman, S. Psychoanalysis and Education: Teaching Terminable and Interminable. // Yale French Studies, 1982. 63, The Pedagogical Imperative: Teaching as a Literary Genre, 21–44.
- Barbara Blake and Tambra Pope. Developmental Psychology: Incorporating Piaget’s and Vygotsky’s Theories in Classrooms // Journal of Cross-Disciplinary Perspectives in Education V. 1, 1. 2008. 59–67.
- Шмырев И. В., Нестеров Д. В., Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. Сборник трудов Восемнадцатой международной научно-практической конференции. 2019. 16–21.
- Olivia N. Saracho & Roy Evans. Theorists and their developmental theories // Early child development and care 2021, VOL. 191, NOS. 7–8, 993–1001.

