Словарный урок «Наши помощники — словари»
Автор: Александров Иван Николаевич
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (43) апрель 2023 г.
Дата публикации: 23.03.2023
Статья просмотрена: 41 раз
Библиографическое описание:
Александров, И. Н. Словарный урок «Наши помощники — словари» / И. Н. Александров. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 2 (43). — С. 73-75. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/246/8207/ (дата обращения: 17.12.2024).
Учитель: Язык любого народа богат, выразителен и ярок. Мы всегда обращаемся к нашим помощникам — словарям. В них отражена самобытность языка. Многие слова выходят из употребления, но они живут в словарях. Расположены в них слова в определенном порядке, их толкование, строение, этимология (происхождение), орфоэпия (произношение), орфография (правописание) и многое другое отражено в словарях русского языка.
Учитель : Какие словари вам известны? На какие виды делятся? ( энциклопедические и лингвистические, филологические, или языковые ). Из чего состоит любой словарь? ( словарная статья ) Какие толковые словари Вам известны? Назовите авторов? ( В. И. Даль, Д. Н. Ушаков, С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова ). Что они объясняют? ( толкуют значения слов и иллюстрируют их употребление). Что объясняет орфографический словарь? ( правильное правописание ). Этимологический? ( происхождение различных слов ). Фразеологический? ( значение устойчивых выражений ). Словарь иностранных слов? ( перечень слов и словосочетаний из других языков)
Учитель : Правильная речь должна строиться в соответствии с современными языковыми нормами. Совокупность норм устной речи называется оэфоэпией . Слово орфоэпия происходит от двух греческих слов: orthos- «прямой, правильный» и epos — «речь». Орфоэпический словарь призван отразить нормы, реализующиеся в устной речи. Это нормы ударения и произношения. Словарь также даёт сведения об образовании грамматических форм.
Задание: расставьте ударение в словах, дайте толкование непонятных слов. За помощью обращайтесь к «Орфоэпическому словарю русского языка для школьников» и «Толковому словарю русского языка» С. И. Ожегова.
Орфоэпическая разминка : вакуоль, вальдешнеп, вахмистр, буксировать, брюшко, типун, сосредоточение, храмовой, украинский, тутовник, термит, секатор, саммит, раскупоренный, пыхать, принудить, полог, погрызенный, пленэр, мытарь, кружева, жерло.
Проверка : вакуо́ль, ва́льдешнеп, ва́хмистр, букси́ровать, брюшко́, типу́н, сосредото́чение, храмово́й, украи́нский, ту́товник, терми́т, сека́тор, са́ммит, раску́поренный, пы́хать, прину́дить, по́лог, погры́зенный, пленэ́р, мы́тарь. кружева́, жерло́.
Сообщение учащегося: Словарь русского языка Ожегова С. И. — самый первый из вышедших после Октябрьской революции. Началом лексикографической деятельности С. И. Ожегова следует считать его участие в составлении четырёхтомного «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова. В 1942 году Ушаков умер, и вся работа по составлению словаря перешла к Ожегову. Ранние материалы были пересмотрены и заново отредактированы. Словарь увидел свет в 1949 году. Он включал 50 тысяч слов. При жизни Ожегова вышли шесть изданий словаря. В 1992 году словарь стал именоваться «Толковым словарём русского языка» (75 тыс. слов ). Впервые Н. Ю. Шведова была указана в нём в качестве соавтора.
Для толкования слов использован «Толковый словарь русского языка»
Вакуо́ль ( лат. vacuus —пустой) -большая одномембранная органелла в центральной части растительной клетки (также есть в животных и грибных клетках, но у них вакуоли меньше), заполненная клеточным соком; содержится в некоторых эукариотических клетках .
Ва́льдшнеп ( лат. Scolopax rusticola) - вид птиц семейства бекасовых , гнездящийся в умеренном и субарктическом поясе Евразии .
Ва́хмистр (также вахтмистр , нем. Wachtmeister)- воинское звание и должность унтер-офицерского состава кавалерии и артиллерии в армиях некоторых европейских государств, а также в Русской армии (кавалерия, казачьи войска ) и в Отдельных корпусах пограничной стражи и жандармов ВС России , до 1917 года; чин в армии Русского царства .
Сообщение учащегося: «Словарь русских пословиц и поговорок» В. П. Жукова ставит своей целью выявить наиболее употребительные пословицы и поговорки, встречающиеся в языке прежде всего художественных и публицистических произведений 19–20 вв.; раскрыть смысл пословиц и поговорок, имеющих переносное содержание; показать, как употребляются пословицы и поговорки в художественной литературе. От фразеологизмов пословицы и поговорки отличаются законченностью предложений. В их основе лежит не понятие, а суждение. Их смысл может быть передан только предложениями, обладают смысловой и интонационной завершённостью.
В «Школьном фразеологическом словаре» В. П. Жукова и А. В. Жукова собраны фразеологические обороты, или фразеологизмы. Их называют также «устойчивыми сочетаниями», «фразеологическими единицами». Фразеологизмы обладают устойчивостью, воспроизводимостью, целостностью. В словаре приводятся справки о происхождении и историческом развитии отдельных фразеологизмов.
Задание: учащимся предлагаются карточки с текстами; в данных текстах использованы пословицы, поговорки и фразеологизмы. Найдите все перечисленные лексические единицы, объясните значение каждого изречения и устойчивого оборота и запишите получившийся текст. За помощью обращайтесь к «Словарю русских пословиц и поговорок», «Школьному фразеологическому словарю»
Текст 1
Москва слезам не верит.
Часто мы слышим глас вопиющего в пустыне . Иногда выходим из себя , не знаем, что предпринять в такой ситуации, как помочь человеку. Понимаем, что все под богом ходим и надо уметь помогать, ведь на свете не без добрых людей . Всем миром можно решить проблемы другого, помочь советом. Ведь чёрным по белому написано: Бог терпел и нам велел . Но слезами делу не поможешь , ведь бог труды любит . Если любишь кататься, люби и саночки возить . Наступил чёрный день — не огорчайся, вкладывай душу в любимое дело, которое будет приносить тебе радость. И исчезнуть мысли о том, что всё плохо, не будешь переливать из пустого порожнее . Слезами горю не поможешь . Запомни: что потопаешь, то и полопаешь.
Переделанный текст.
Когда слёзы и жалобы не вызывают сочувствия, не могут помочь.
Часто мы слышим призывы о помощи , остающиеся без всякого ответа . Иногда теряем самообладание , не знаем, что предпринять в такой ситуации, как помочь человеку. Понимаем, что всё может произойти, случиться с каждым. И надо уметь помогать, ведь в этом мире не все люди злые, они могут проявлять добро. Вместе можно решить проблемы другого, помочь советом. Ведь совершенно ясно: Бог терпел, и мы можем испытывать трудности, нужно верить в себя . Но излишними переживаниями и слезами горю не поможешь , ведь кто много работает, у того нет времени на слёзы и переживания . Если хочешь жить хорошо, то нужно трудиться . Наступило трудное время в жизни — не огорчайся, все свои усилия, старания, способности направляй на что-либо, целиком отдавай себя любимому делу , которое будет приносить тебе радость. И исчезнуть мысли о том, что всё плохо, не будешь заниматься ненужным, бесполезным делом, не дающим никаких результатов . Если ты расстроен, то слезами этому не поможешь . Запомни: как поработаешь, так и поешь.
Текст 2
В тихом омуте черти водятся.
На пушечный выстрел нельзя подпускать к себе таких людей. Казалось бы, спокойный, тихий человек, интеллигентный с виду, но чужая душа — потёмки. О чём думает? Непонятно… Тихоня! И исподтишка всё делает. Такие люди могут без мыла в душу лезть , они без царя в голове . Молча делают то, что в их интересах, могут переступить через других без зазрения совести, чужими руками жар загребают . Подставить ножку им ничего не стоит! А стоит спросить их, кто виноват, то они набирают в рот воды и молчат. Они живут по принципу: моя хата с краю, никого не знаю . И после этого они продолжают играть в молчанку .
Переделанный текст.
Тихий, скрытный человек способен на поступки, которые от него нельзя было ожидать.
Вовсе нельзя подпускать к себе таких людей. Казалось бы, спокойный, тихий человек, интеллигентный с виду, но никогда не знаешь чужих чувств, мыслей. О чём думает? Непонятно… Тихоня! Делает всё исподтишка. Такие люди могут лестью, хитростью добиваться чьего-либо расположения, они недалёкого, ограниченного ума . Молча делают то, что в их интересах, могут переступать через других, не испытывая раскаяния, стыда, пользуются результатами чужого труда . Тайно, с умыслом вредят , и им ничего не стоит вести себя так. А если спросишь их, кто виноват, то они настойчиво молчат . Такие люди живут по принципу: если что-то случилось, то я к этому непричастен, меня это не касается . И они продолжают уклоняться от разговора .
Задание: вспомните фразеологизмы (при возникновении трудностей обратитесь к словарю), в которых употребляются слова: голова, рука, лицо, ноги и объясните их значение.
|
Потерять голову, поставить с ног на голову, поломать голову, полезть в голову, поднимать голову, погладить по головке правая рука, поднять руку, подписываться обеими руками, под рукой, под горячую руку под весёлую руку, пальца в рот не клади почву из-под ног выбивать, поставить на колени поставить с ног на голову, подниматься на ноги поворачиваться лицом. |
Для справок : терять голову — лишиться рассудительности, не знать от волнения, как поступить, что делать
Поставить с ног на голову- рассматривать что-либо неправильно, искажённо, не так, как надо.
Сообщение учащегося : Синонимы — это группа слов, за счёт которых обогащается лексический состав русского языка. Термин «синоним» буквально означает «одноименный». Синонимы — это слова совпадающие или близкие по значению, но отличающиеся по написанию и звучанию. Каждый синоним имеет свой оттенок значения. Не всегда возможно заменить одно слово другим.
Антонимы — это группа слов с противоположным лексическим значениями, помогающая воссоздавать оттенки словесного значения. Антонимы используется, если нужно показать противопоставление или контраст, различия однородных по качеству явлений, предметов и пр. Они относятся к одной части речи.
В словаре синонимы и антонимы расположены в алфавитном порядке.
Задание: из данных текстов выпишите слова разных частей речи (имена прилагательные, существительные, глаголы, наречия). Подберите к ним синонимы и антонимы. При затруднении обращайтесь к «Словарю синонимов и антонимов русского языка».
Текст 1
Сочувствие — жалость/равнодушие; мир — вселенная/ война; совет — напутствие; горе — несчастье /радость; переживание –горе/ радость; плохо –скверно/ хорошо; хорошо — славно, замечательно/плохо; часто — нередко- зачастую /редко; помогать- поддерживать, содействовать, выручать/мешать; жить — существовать, здравствовать, бытовать /умирать; трудный- тяжёлый/ лёгкий; отдать –доверить /взять; исчезнуть — пропасть — кануть — сгинуть — испариться — запропасть / появиться; работать — трудиться — вкалывать — ишачить- горбить — горбачить / бездельничать, отдыхать
Текст 2
Мысли- идеи- концепция- размышление — раздумье — дума; хитрый — лукавый — плутоватый/ простодушный; ограниченный /безграничный; Делать — мастерить — сооружать — работать / бездельничать; переступать- переминаться- топтаться; стыд- позор- бесславие — бесчестие — срам — позорище- срамота; вредный — пагубный- губительный — гиблый- зловредный — вредоносный / полезный; виноватый — повинный- -грешный/ невинный, правый; разговаривать — говорить — беседовать — толковать — разглагольствовать — болтать — судачить — трепаться — трещать — тараторить — калякать/ молчать, безмолвствовать, помалкивать; спокойный- безмятежный- умиротворенный/ тревожный; чужой — посторонний/ свой, родной
Домашнее задание : подготовить сообщение о «Школьном этимологическом словаре русского языка», «Словообразовательном словаре русского языка», «Словаре морфем русского языка», «Орфографическом словаре».
Создание собственного текста на основе фразеологизмов, пословиц и поговорок, синонимов и антонимов, а также лексики из ограниченной сферы употребления.
Для справок: (играть в одну дудку, дело с концом, золотые горы, почва уходит из-под ног, иголке негде упасть, почва колеблется под ногами, золотая середина, придержать язык, пошевелить мозгами).
Выводы, рекомендации : на уроке обеспечена положительная учебная мотивация, сформированы учебно-познавательные мотивы; учащиеся осознают цели своей деятельности, способы, с помощью которых выполняются задания. Главная цель — познакомить учащихся с разнообразием словарей — достигнута.
Литература:
- С. И. Ожегов «Словарь русского языка», Москва «Русский язык», 1986 г.
- Словарь синонимов русского языка. Словарь антонимов русского языка. — СПб.: ООО «Виктория плюс», 2009.
- Орфоэпический словарь русского языка для школьников /Сост. О. А. Михайлова.-Екатеринбург, 2003
- Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок. — М.:Рус.яз., 2000.
- Жуков В.П, Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — М.:Просвещение, 1994.