Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Гаджетизация современного воспитателя как одна из профессиональных компетенций

Дошкольное образование
18.03.2023
47
Поделиться
Библиографическое описание
Степанова, И. В. Гаджетизация современного воспитателя как одна из профессиональных компетенций / И. В. Степанова, О. Н. Язарова, Т. П. Павлова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 2 (43). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/246/8183/.


Одной из актуальных тем развития образования, в последние годы в стране становится повышение профессиональной компетентности педагога. Причиной тому, послужило то, что в условиях рыночной экономики повышаются требования к профессиональной подготовке специалистов во всех сферах трудовой деятельности человека.

Как всем известно — основная форма работы с детьми дошкольного возраста — игра, а главное лицо, осуществление эффективной педагогической работы является воспитатель! Современный воспитатель! Который должен уметь перестраиваться, знать традиционные методы и приемы работы, хорошо владеть современными гаджетами и ловко применять все это в образовательном процессе.

Профессиональный стандарт педагога, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, раскрывает общие требования, предъявляемые к педагогу (образование, опыт работы, особые условия) и трудовые действия, умения и знания необходимые для выполнения общепедагогической функции по обучению, воспитанию и развитию детей, а также требования, предъявляемые конкретно к воспитателю дошкольного учреждения. В соответствии с ними, одним из трудовых действий педагога (воспитателя) является развитие профессионально значимых компетенций, необходимых ему для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их развития.

Помимо плана саморазвития, самообразования, портфолио достижений, самодиагностики, рабочих программ, обеспечивающих целостность, и системность психолого-педагогического сопровождения проходит и активная цифровизация учебного процесса. Активная погруженность педагога в интернет-среду, зачастую определяет его активность, часто облегчает работу и облегчает усвояемость материала детей при использовании разнообразных информационно-коммуникационных технологий. Оснащенность образовательных организаций разнообразными современными гаджетами, компьютерными программами и техническими средствами, а также оборудование ими непосредственного рабочего места педагога стало нормой и многие уже не представляют педагогический процесс, без них.

Выбор наиболее приемлемой формой работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, возраста, материальной оснащённости учреждения, и также, культурных особенностей, специфики работы, опыта и творческого подхода педагога.

Современная техника, такая как: сенсорные панели и световые столы, ноутбуки, планшеты и смартфоны (и многое другое) хороши тем, что имеют прямой и быстрый выход в Интернет, и позволяют использовать различные обучающие программы. Как активная форма работы хорошо использовать игры с зрительными образами, разнообразными звуками (музыкальных предметов, голосов животных, и т. д.); игры с активным перестроением построением букв из линий, цифр в математическом ряду, соотнесение понятия с изображениями и т. д.

Такие программы действенно и активно знакомят дошкольников с основными сенсорными понятиям (цвет, форма, величина и т. п.), развивают внимательность и умение быстро реагировать на изменения, тренируют память. Существуют компьютерные игры и короткие видео уроки, презентации, включая которые в моменты досуге, помогают в игровой форме развить логическое мышление и умение коллективно размышлять, искать ответ всем вместе. В недрах интернета сегодня можно найти много познавательных мультфильмов, презентаций на самые разные темы и для разных возрастов.

Преимуществ очень много: можно совершать ознакомительные виртуальные экскурсии, путешествовать по всему миру, по городам России, и даже побывать в театрах и выставочных залах; «увидеть» диких животных и услышать их голоса; услышать речь людей разных национальностей.

Также, образовательный процесс часто осуществляется с поддержкой проектного метода (сроком от одного месяца), который позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывая и особые возможности детей. Подобное выстраивание образовательного процесса позволяет достичь положительной динамики развития каждого ребенка.

Одним из принципов, на которых педагог строит работу с детьми является постоянное создание «зоны ближайшего развития» для ребенка, атмосферы взаимопонимания, заинтересованности в успехе каждого ребенка, раскрытию внутреннего потенциала каждого ребенка.

Но при всех вышеперечисленных плюсах информатизации процесса обучения в образовательной организации, есть и моменты «минусов». Педагогу важно дозировать просмотр и частоту просмотра презентаций, желательно, чтоб дети находились от большого экрана и не менее 3х метров, и не более 5–15 мин. в день (в зависимости от возраста детей). Частое использование интерактивных методов «привязывает» ребенка, не дает поле для раздумий и поиска информации, эти методы должны разбавлять и «освежать» более традиционные моменты обучения детей вовремя НОД.

Теперь педагог является активным организатором интеллектуального поиска, эмоциональных переживаний и практических действий ребенка. Поэтому профессионализм педагога должен определяться высоким уровнем его педагогической компетентности: воспитатель должен владеть огромным багажом знаний и элементов инновационной деятельности; умением доступно и интересно преподносить материал. А также, обладать личностными качествами: педагогическим тактом, добротой, отзывчивостью, чувством юмора, умением создать комфортный микроклимат, интересом к личности ребенка и многим другим

Направления работы в детском саду разнообразны и интересны, введение ФГОС позволяет точнее и чётче видеть дальнейшие ориентиры в своей деятельности, дает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку, что является основой педагогической позиции. Одним из условия успешности образовательного процесса является включении семьи в образовательное пространство. Родитель может активно включаться в жизнь детского коллектива, ДОУ, вносить свои предложения, принимать решения.

Участие родителей в решении проблем детского сада, конкретно группы позволяет всем взрослым стать единомышленниками, выработать единые подходы к обучению и воспитанию ребенка. Новые инновационные информационно-коммуникационные технологии позволят повысить качество предоставляемых услуг в детском саду, а также позволят удовлетворить высокие требования современных родителей.

Литература:

  1. Авдеева, А. В. Информационные технологии в работе с дошкольниками и их влияние на дальнейший процесс обучения / А. В. Авдеева, М. В. Богданова // Информационные технологии в образовательном процессе вуза и школы: материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. — 2020.
  2. Батенова, Ю. В. Факторы, определяющие формирование информационной грамотности детей старшего дошкольного возраста / Ю. В. Батенова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2018. — Т. 7. — № 1 (22).
  3. Война мобильникам: новости о детях //Здоровье. — 2005. — № 4
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный