Профильный психолого-педагогический класс как ресурс формирования педагогической (социальной) одаренности | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Система образования

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (43) апрель 2023 г.

Дата публикации: 14.02.2023

Статья просмотрена: 712 раз

Библиографическое описание:

Касаткина, А. П. Профильный психолого-педагогический класс как ресурс формирования педагогической (социальной) одаренности / А. П. Касаткина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 2 (43). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/246/8086/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье авторы описывают процесс организации работы по открытию классов психолого-педагогической направленности.

Ключевые слова: психолого-педагогическая направленность, педагогическая одаренность, профильный класс .

В целях обеспечения выполнения основных мероприятий Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 г. № 1688-р, разработанной во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и реализации основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 3273-р, было принято решение создать на базе МБОУ г.Астрахани «Лицей № 3» профильный психолого-педагогический класс.

Следуя нормативным и методическим документам, административная команда лицея изучила опыт Волгоградского, Уральского, Ярославского и других регионов по организации классов психолого-педагогической направленности в образовательных организациях.

Рассматривая условия реализации проекта создания на базе лицея классов психолого-педагогической направленности, команда столкнулась с рядом проблем. Во-первых, сколько обучающихся мечтают в будущем связать себя с профессией педагога? До недавнего времени большая часть выпускников готовились связать свою жизнь с медициной. Во-вторых, на каком уровне находится престиж профессии педагога у родителей и обучающихся лицея? В — третьих, возможно ли начинать работу по формированию «педагогической одарённости» с имеющимся кадровым и программно-методическим ресурсом лицея? Не станет ли новация бесполезной затей?

Обсуждая все за и против, команда понимала, что лицей должен стать площадкой «…формирования новой педагогической культуры школы, основанной на поддержке педагогических инициатив детей, их образовательной самостоятельности, а также совместном творчестве детей и взрослых». Педагогическому коллективу нужно будет работать над подготовкой выпускника нового типа, способного раньше начать движение в профессию. Понятно, что это не только педагогические профессии, а целый круг человекоцентрированных профессий, таких как образование, медицина, социальная работа, управление, менеджмент. Деятельность людей специальностей «человек-человек» предполагает развитые навыки общения, стрессоустойчивость, эмпатию. Представители данных профессий несут информацию через общение и эмоции. Они занимаются удовлетворением духовных потребностей. Работа требует широких творческих контактов с малознакомыми людьми разных возрастов и взглядов. Всё это требует построение особого процесса обучения и воспитания лицеистов.

В процессе изучения нормативных документов нам, стало понятно, что с седьмого по девятый класс в лицее возможно реализовать этап предпрофильной подготовки обучающихся, а в десятом классе открыть профильный класс психолого-педагогической направленности, используя учебный план гуманитарного или универсального профилей (ФГОС СОО). Для устранения недопонимания в процессе делового общения со всеми участниками проекта, было принято решение присвоить название классам профильных психолого-педагогических, несмотря на то, что в соответствии с терминологией федеральных государственных стандартов профили определены на уровне среднего общего образования, а на уровне основного только предметы и курсы, изучаемые на углублённом уровне.

Механизмы реализации содержания образования в 7–9х классах будут представлять собой сочетание внеурочной деятельности, дополнительного образования и предметов учебного плана, изучаемых на углубленном уровне.

Работа началась с диагностики интересов потенциальных учеников классов психолого-педагогической направленности на следующий учебный год параллели шестых классов.

Согласно точке зрения авторов учебно-методического пособия «Организация деятельности психолого-педагогических классов» докторов педагогических наук, профессоров Врублевской Елены Геннадьевны и Даринской Ларисы Александровны «Педагогическая одаренность — один из видов социальной одаренности, психологическая предпосылка развития педагогических способностей и потенциальная возможность достижения успеха в педагогической деятельности; включает универсальные компоненты (креативность, активность, высокий уровень развития познавательных процессов) и специальные компоненты (педагогические, коммуникативные и организаторские склонности, артистизм, речевые способности, эмпатию, интерес к педагогической деятельности). [1.с.12]

Этап работы по открытию классов начался с диагностики интересов и выявления запросов на образовательные услуги. Следуя методикам диагностики педагогической одарённости, использовался «Дифференциально-диагностический опросник» (автор Е. А. Климов) и методика «Исследование познавательных интересов» (автор А. Е. Голомштока) психологом и педагогами. Методика позволила определить три уровня развития педагогической одарённости в параллели шестых классов. Низкий уровень развития педагогической одаренности показали 25 % обучающихся. Средний уровень, который указывает на развитие универсальных компонентов у 67,3 %. Высокий уровень развития педагогической одаренности у 7,7 %.

С этими результатами директор выступила на общем лицейском родительском собрании. Живо и доходчиво представленный материал вызвал интерес у родительской общественности. Для родителей был сформирован опросник, который показал заинтересованность родителей в открытии одного седьмого класса на следующий учебный год. Заявление в класс психолого-педагогической направленности написали 29 человек. Кроме выявления заинтересованности в получении детьми специального образования было выявлено каким предметам родители и дети от дают предпочтение. Важной задачей лицея и в настоящий момент является расширение социального партнерства с родителями учеников, а теперь ещё и создание условий для раннего проявления, и развития педагогической одаренности школьников.

Председатель родительского комитета лицея была приглашена на педагогический совет, где на обсуждение педагогов был вынесен вопрос об открытии на следующий учебный год класса психолого-педагогической направленности. Руководитель творческой группы представила проект учебного плана, календарный график воспитательной работы и план внеурочной деятельности данного класса, а также предварительный состав педагогов. Выступление было хорошо принято, так как педагоги оценили уже проделанную творческой группой работу и единогласно проголосовали за реализацию проекта.

В решении педсовета было подчёркнуто, что данный проект направлен на гуманизацию учебно-воспитательного процесса, который характерен отказом от традиционной педагогики с её давлением на личность ученика, придающую абсолютное значение личной свободе и деятельности обучаемых.

Реализация гуманистической педагогики требует от лицея обеспечения атмосферы комфорта и «психологической безопасности» для всех участников образовательного процесса.

Развитие и совершенствование преподавания гуманитарных дисциплин, в том числе, истории, обществознания и литературы и прочих предметных областей, цель которых состоит в исследовании общества и социума определены как профильные.

Задачу создания атмосферы, где каждый воспитанник понимает, что его любят, им интересуются, им занимаются, учителя решают уже сегодня. Особое внимание уделяется созданию условий для развития субъектности обучающихся через профессиональные пробы и создание индивидуальных учебных проектов. Каждый ученик может выбрать себе тьютора для создания проекта в интересной ему области. В будущем году предполагается, что в профессионально ориентированном диалоге с учениками учителя будут совместно проектировать и организовывать педагогические события. В данный момент разрабатывается план социально значимых дел лицея.

Следует отметить, что развитие социальной активности и социальной ответственности личности невозможно сформировать классе за партой.

В январе лицеем было подписано соглашение о сотрудничестве и взаимодействии с Ресурсным центром волонтёров Астрахани. Теперь ученики лицея будут принимать самое активное участие в мероприятиях агентства по делам молодёжи Астрахани, а как бонусы смогут заполнять волонтёрскую книжку, которая позволит скопить баллы для непрерывного образования.

Если говорить по существу, то в этом году был дан старт открытию в лицее профильных психолого-педагогических классов, обучение в которых направленно на профессиональную ориентацию старшеклассников и формирование сообщества школьников, мотивированных на выбор человекоцентрированных профессий.

В связи с этим следует отметить, что открытие психолого-педагогического класса позволит формировать педагогическую (социальную) одаренность обучающихся в лицее.

Литература:

  1. Врублевская, Е. Г. Организация деятельности психолого-педагогических классов / Е. Г. Врублевская, Л. А. Даринская. — 1-е изд. — Москва: Академия Мин-просвещения России, 2021. — 392 c. — Текст: непосредственный.

Ключевые слова

педагогическая одаренность, профильный класс, психолого-педагогическая направленность

Похожие статьи

Роль психолого-педагогической компетентности в становлении профессионализма учителя иностранного языка

В статье рассматривается психолого-педагогическая компетентность учителя иностранного языка, этапы и процесс становления психолого-педагогической компетентности.

Актуализация учета типа темперамента ребенка дошкольного возраста в системе современного образования

В статье рассматривается взаимосвязь учета типа темперамента ребенка и успешной социализации как одного из условий эффективной организации образовательного процесса в рамках дошкольного детства современности.

Развитие коммуникативной компетентности будущего учителя

В статье рассматривается изучение и обоснование применение педагогических условий формирования коммуникативной компетентности будущих учителей педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки.

Профессионализм и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы

Статья является результатом теоретического изучения содержания понятий «профессиональная компетентность личности» и «коммуникативная компетентность личности». В ней рассмотрен психолого-педагогический подход к личности и деятельности преподавателя ву...

Психологическая готовность к профессиональному самоопределению современных старшеклассников

В статье автора представлены основные результаты исследования психологической готовности к профессиональному самоопределению и статуса профессиональной идентичности у старшеклассников.

Процесс воспитания в профессиональном образовании будущего специалиста

В статье автор представляет собственный взгляд на процесс воспитания будущих специалистов в рамках профессионального образования. Определяется значение воспитания в формировании профессиональной компетентности в целом, и метакогнитивной компетентност...

Особенности акцентуаций характера у студентов специальности «психолого-педагогическое образование»

В данной статье рассмотрены особенности акцентуаций характера у студентов специальности психолого-педагогическое образование. Автор акцентирует внимание на роли личностных качеств будущих специалистов. Описываются результаты эмпирического исследовани...

Педагогическое взаимодействие в структуре профессиональной деформации

В статье рассматривается феномен профессиональной деформации педагогических работников общего образования. Обсуждается детерминанта педагогического общения в структуре профессиональной деформации педагогов.

Развитие конфликтологической компетентности педагогов в условиях образовательной среды колледжа

В статье рассматриваются вопросы развития конфликтологической компетентности у педагогов системы среднего профессионального образования. Обоснованный выбор системы педагогических средств и условий способствуют эффективному развитию преподавателей в у...

Особенности профессиональной мотивационной сферы будущих педагогов (на материале констатирующего эксперимента)

В статье авторы пытаются определить особенности профессиональной мотивационной сферы будущих педагогов.

Похожие статьи

Роль психолого-педагогической компетентности в становлении профессионализма учителя иностранного языка

В статье рассматривается психолого-педагогическая компетентность учителя иностранного языка, этапы и процесс становления психолого-педагогической компетентности.

Актуализация учета типа темперамента ребенка дошкольного возраста в системе современного образования

В статье рассматривается взаимосвязь учета типа темперамента ребенка и успешной социализации как одного из условий эффективной организации образовательного процесса в рамках дошкольного детства современности.

Развитие коммуникативной компетентности будущего учителя

В статье рассматривается изучение и обоснование применение педагогических условий формирования коммуникативной компетентности будущих учителей педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки.

Профессионализм и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы

Статья является результатом теоретического изучения содержания понятий «профессиональная компетентность личности» и «коммуникативная компетентность личности». В ней рассмотрен психолого-педагогический подход к личности и деятельности преподавателя ву...

Психологическая готовность к профессиональному самоопределению современных старшеклассников

В статье автора представлены основные результаты исследования психологической готовности к профессиональному самоопределению и статуса профессиональной идентичности у старшеклассников.

Процесс воспитания в профессиональном образовании будущего специалиста

В статье автор представляет собственный взгляд на процесс воспитания будущих специалистов в рамках профессионального образования. Определяется значение воспитания в формировании профессиональной компетентности в целом, и метакогнитивной компетентност...

Особенности акцентуаций характера у студентов специальности «психолого-педагогическое образование»

В данной статье рассмотрены особенности акцентуаций характера у студентов специальности психолого-педагогическое образование. Автор акцентирует внимание на роли личностных качеств будущих специалистов. Описываются результаты эмпирического исследовани...

Педагогическое взаимодействие в структуре профессиональной деформации

В статье рассматривается феномен профессиональной деформации педагогических работников общего образования. Обсуждается детерминанта педагогического общения в структуре профессиональной деформации педагогов.

Развитие конфликтологической компетентности педагогов в условиях образовательной среды колледжа

В статье рассматриваются вопросы развития конфликтологической компетентности у педагогов системы среднего профессионального образования. Обоснованный выбор системы педагогических средств и условий способствуют эффективному развитию преподавателей в у...

Особенности профессиональной мотивационной сферы будущих педагогов (на материале констатирующего эксперимента)

В статье авторы пытаются определить особенности профессиональной мотивационной сферы будущих педагогов.

Задать вопрос