Технологическая карта урока «Ф. М. Достоевский. Святочный рассказ «Мальчик у Христа на елке» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (41) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 29.10.2022

Статья просмотрена: 178 раз

Библиографическое описание:

Бовина, М. А. Технологическая карта урока «Ф. М. Достоевский. Святочный рассказ «Мальчик у Христа на елке» / М. А. Бовина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 5 (41). — С. 48-52. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/236/7723/ (дата обращения: 16.11.2024).



Тип урока: комбинированный.

Цель

Продолжить учить воспитанников 5 курса анализировать прозаический текст.

Содействовать формированию чувства сострадания, ответственности за свои поступки.

Задачи

Когнитивные:

Способствовать глубокому и сознательному усвоению содержания рассказа Ф. М. Достоевского, совершенствовать умение анализировать прозаический текст в соответствии с заданиями, объяснять авторскую позицию.

Операцио-нальные:

Развивать умение делать выводы на основе прочитанного произведения, выражать своё отношение к прочитанному в развёрнутых аргументированных устных высказываниях.

Аксиологи-ческие:

Способствовать воспитанию такие нравственные качества, как гуманизм, ответственность за всё происходящее, формировать умение объективно оценивать поступки других людей, в том числе и литературных персонажей.

Ход урока

Организационный момент

Построение класса, доклад командира.

Мотивация

Видео 1.

Автор в записи:

Дети странный народ, они снятся и мерещатся.

Перед ёлкой и в самую ёлку перед Рождеством я все встречал на улице одного мальчишку лет семи. (Проиграть: идет Достоевский, встречает мальчишку).

Автор : Он ходил «с ручкой», милостыню просил:

Мальчик: — Дяденька, подай на хлеб.

Достоевский: — Ишь ты какой! (достает, подает). Чего ты бродишь? Где родня твоя?

Мальчик: — Да и нет родных-то особо. Сестра больная, сидит без работы. Вот и кручусь (Уходит).

Достоевский: — ООО! Гляди их сколько, мальчишек таких. Их и в самый страшный мороз высылают? И если ничего не наберут, то наверно их ждут побои?...

Автор: Набрав копеек, мальчик возвращается с красными, окоченевшими руками в какой-нибудь подвал, где пьянствует какая-нибудь шайка халатников. Там, в подвалах, пьянствуют с ними их голодные и битые жены, тут же пищат голодные грудные их дети. Водка, и грязь, и разврат, а главное, водка. С набранными копейками мальчишку тотчас же посылают в кабак, и он приносит еще вина. В забаву и ему иногда нальют в рот косушку и хохочут, когда он, с пресекшимся дыханием, упадет чуть не без памяти на пол.

Достоевский: (проигрывает): …и в рот мне водку скверную

Безжалостно вливал…

Достоевский: Воровство обращается в страсть… Под конец переносят все — голод, холод, побои, — только за одно, за свободу, и убегают от своих халатников бродяжить уже от себя. Это дикое существо не понимает иногда ничего, ни где он живет, ни какой он нации, есть ли Бог, есть ли государь…

Где справедливость и кто в этом виноват???

(этот вопрос на доске под волнующую музыку)

Преподаватель обращается к кадетам:

— Уважаемые кадеты! Маленький мальчик в предновогоднее время бродит один по улицам старого, унылого, серого, равнодушного города… в поисках еды… и идти ему некуда! Разве это справедливо? Что такое справедливость вообще?

— Давайте представим, что мы пишем статью в толковый словарь и нам с вами нужно дать определение термину «справедливость». Мы будем делать это используя наши лингвистические навыки. Попробуйте! Возьмите конверт номер 1. В нем фраза, с пропущенными словами. Наша задача — восполнить пробелы. Работа в парах.

Карточка 1.

  1. Прочитайте слово, которому вам необходимо дать определение.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ.

  1. Образуйте прилагательное от слова «правило».
  2. От слова «пристрастие» («предвзятое отношение к чему-либо») при помощи приставки БЕС (которая имеет значение «НЕ») образуйте прилагательное: бес + пристрастие + н =

Непредвзятое, объективное отношение к чему-либо.

  1. Выбери нужное, подходящее по смыслу слово из предложенных (нужное подчеркнуть):

Без учета чьей-либо (выгоды, заинтересованности, мнения, желания).

  1. Подберите однокоренное наречие к существительному «ЧЕСТЬ»: ________________
  2. Заполните предложение, вставив это наречие:

Быть справедливым — значит поступать ___________________, по совести.

  1. Учитывая все выполненный задания, составьте словарную статью слова «СПРАВЕДЛИВОСТЬ».

Справедливость — это __________и ____________ отношение к чему-либо, принятое решение без учета чьей-либо ______________________. Быть справедливым — значит поступать _____________________, по совести.

Должно получиться:

Справедливость — это правильное и беспристрастное отношение к чему-либо, принятое решение без учета чьей-либо выгоды. Быть справедливым — значит поступать честно, по совести.

Обсудить результат с кадетами.

Преподаватель: Жизненная ситуация, в которую попал этот мальчик, справедлива? Он ее заслужил? Вопросы, ответы на которые очевидны…

Стадия вызова

Преподаватель : Внимание! На доску!

Заготовка (видео)

Видео снято 11 ноября с 5 В классом.

Сценарий:

Урок литературы. На доске фото Ф. М. Достоевского.

Преподаватель: Уважаемые кадеты! Сегодня в истории литературы праздник. Вся страна отмечает 200 лет со дня рождения великого русского писателя, мыслителя и философа Федора Михайловича Достоевского. С его именем связана целая эпоха в истории русской литературы. В школьной программе по литературе 5-го класса нет произведений Достоевского, но мне бы очень хотелось, чтобы с его творчеством вы начали знакомиться уже сейчас. В связи с этим сегодня я хочу подарить вам подарок. Примите от меня и обязательно прочтите, когда у вас появятся свободные 20 минут. Тем более время сейчас наступает волшебное, предновогоднее….

Заготовка: в крафтовых украшенных новогодней символикой конвертах кадетам раздается рассказ «Мальчик у Христа на елке».

Определение темы урока,

целеполагание

Преподаватель:

Вы помните этот урок? Почти месяц назад… И почти месяц вы ходите и делитесь со мной впечатлениями от прочитанного рассказа. Уважаемые кадеты! Сцена в начале урока, две локации — уютный Новогодний дом и серый сырой подвал…. Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня?

Ответы кадет: они должны сформулировать, что мы будем анализировать рождественский рассказ Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке».

На слайде высвечивается тема, цель.

Тема: Ф. М. Достоевский. Рассказ «Мальчик у Христа на елке».

Цель: продолжить учиться анализировать прозаическое произведение; познакомиться с жанровыми особенностями святочного рассказа.

Преподаватель:

Уважаемые гости! Дорогие кадеты! Сегодня, в преддверии всеми любимых и самых желанных Новогодних и Рождественских праздников предлагаю нам всем задуматься, вместе с юбиляром этого года, великолепным писателем Федором Михайловичем Достоевским, над вопросом — к чему может привести равнодушие?

Текст всеми кадетами прочитан. Лежит на столах.

Стадия осмысления

Преподаватель: Несмотря на то, что на уроке сегодня много сюрпризов, нам необходимо проанализировать текст. Первое, с чего необходимо начать, это историческая основа.

Задание для работы в группе: найдите конверт 2. Распакуйте содержимое. Из отдельных слов соберите целое высказывание. Какая группа первая справится, та и дает ответ.

Разрезана фраза:

«Мальчик у Христа на елке» — святочный рассказ Ф. М. Достоевского, написанный в 1876. Опубликован в 1876 году. Петербург. Вторая половина 19 века.

Фразу в рабочий лист необходимо вписать.

На доске видео.

Голос Достоевского: 26 декабря 1875 года я вместе с дочерью Любой побывал на детском балу и рождественской елке, устроенной в Петербургском клубе художников. В эти же предновогодние дни мне несколько раз на улице встретился нищий мальчик, просивший милостыню. Я приступил к рассказу 30 декабря, а в конце января он был готов.

Преподаватель: Интересна не только тема рассказа, история создания, но и главный герой. «Несколько раз на улице встретился нищий мальчик, просивший милостыню…» Это и есть главный герой рассказа. Какой он?

Индивидуальная работа. Заполните карточку:

1.Имя — нет имени.

2. Возраст — 6 лет

3. Портрет мальчика автор описывает с помощью слов «пальчики», «картузик», «халатик» — особенность этих слов? Что у них общего?

4. Прилагательное, которое его характеризует — нищий

5. Как заканчивается его жизнь — он умирает.

Озвучиваем вместе.

Преподаватель: Этот несчастный мальчик находится между двух реалий: елка у Христа и его естественная среда (ЕГО ПОДВАЛ, РОДСТВЕННИКИ, ЛЮДИ, С КОТОРЫМИ ОН ЖИВЕТ, ОБЩАЕТСЯ, А ЗНАЧИТ — ГРЯЗЬ РАЗВРАТ, АЛКОГОЛЬ.

Преподаватель: Сюжет рассказов построен на контрастах.

На доске (на вопросы необходимо ответить):

После определения святочного рассказа: ЧУДО. Какое чудо происходит с героем? (попал на елку). Как он попал на елку? (умер). Смерть для мальчика — это чудо?

Зачитать фрагмент текста:

ПОДВАЛ

Мерещится мне, был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает. Но ему очень хотелось кушать. Он несколько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его.

ПРАЗДНИК

Вот и опять улица, — ох какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то! А это что? Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на елке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то. Вот эта девочка начала с мальчиком танцевать, какая хорошенькая девочка! Вот и музыка, сквозь стекло слышно.

Преподаватель: (после определения святочного рассказа) неужели смерть может являться чудом? Избавлением?

Преподаватель: Всамый острый момент отчаяния мальчик слышит голос «Пойдем ко мне елку, мальчик». Он не сразу понимает, что с ним происходит, но это голос кажется ему очень приятным и родным. Куда попадает мальчик?

Ответы детей: на Христову елку.

Преподаватель: Что это значит? Как ему в этом другом мире?

Ответы кадет (что он умирает).

Видео: из фильма.

Преподаватель: Несмотря на то, что смерть для мальчика — это чудо, есть ли виновные в его смерти?

Преподаватель: КТО ВИНОВАТ В СМЕРТИ ШЕСТИЛЕТНЕГО РЕБЕНКА? Виновна и старуха в подвале, и полицейский , и продавщицы в кондитерской, и обида , которую нанес ребенку другой мальчик, который ударил нашего героя и сорвал с него картуз, это и голод , которым так страдал герой и холод , в котором мальчик вынужден был выживать и то равнодушие и даже пустодушие , которые люди проявляли по отношению к нему, но самый главный виновник — это общество.

На доске в виде кроссворда.

Преподаватель: Жалко ли вам нашего героя? Все ли дети счастливы сегодня? Счастливы ли вы?

Преподаватель: Давайте вернемся к нашему проблемному вопросу.

Есть ли справедливость в том, что произошло с мальчиком?

Если «быть справедливым — значит поступать честно, по совести», то ответьте, встретился ли на пути ребенка хоть один человек, который повел себя по отношению к нему справедливо?

Преподаватель: Ответы кадет.

Преподаватель: Над какими нравственными вопросами помог нам задуматься этот рассказ? (что такое добро, равнодушие, милосердие). Через несколько лет вам предстоитсдавать ОГЭ по русскому языку. В сочинение 9.3 требуется написать аргумент на выдвинутый тезис. Аргументом к каким темам может послужить этот рассказ (кадеты устно выбирают подходящее)?

Преподаватель: Внаше время, когда более двух миллионов детей находятся на вокзалах, в подвалах, просто на улице, голодных, больных, изможденных идея рассказа, безусловно, остается актуальной. А Ф. М. Достоевский наказывает нам:

«Будьте милосердны и сострадательны. Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка» (голос Достоевского в записи).

Стадия рефлексии

Прием с шаром: новогодний шар — преподаватель держит его в руках и говорит: «В это волшебное предновогоднее время мне бы хотелось пожелать, чтобы вы все были здоровы. Вы и Ваши близкие». Преподаватель передает шар кадетам. Кадет, в руках которого оказывается шар, говорит свои пожелания. В этот день у кадета Мороз день рождения. Шар дарим ему.

Преподаватель: Дорогие кадеты! Позади ваша первая в училище длинная и насыщенная четверть. Через несколько дней вы все отправитесь домой и, скорее всего, ваши близкие уже создадут для вас праздничное настроение, украсят елку, подготовят подарки. В век технологий люди привыкли спешить, бежать, зарабатывать, забывая при этом о главном — о себе и своих настоящих желаниях. Нам кажется, что мы станем счастливее, если у нас появятся новая вещь, новый телефон, новый автомобиль. А все значительно проще — секрет счастья скрыт в душе каждого человека, маленького и большого: в умении дружить, любить, быть отважным, следовать за своей мечтой, В УМЕНИИ ВЕРИТЬ В ЧУДО И, ЕСЛИ НАДО, САМОМУ ЕГО СОЗДАВАТЬ. Сегодня мы все здесь, мы вместе, на этом праздничном уроке и у нас тоже есть красивая елка. Новый год у солдат, зажатых в рамках Устава и ежедневного распорядка дня, празднуется очень скромно. Но по старой армейской традиции солдатам к ужину положено две конфетки и печенье. Я сегодня приготовила вам именно такой подарок, который вы, уходя с урока, найдете под елкой. А ВМЕСТЕ С НИМ — МАЛЕНЬОКЕ НОВОГОДНЕЕ ЧУДО. Чтобы понять смысл моего подарка, давайте посмотрим на доску.

Видео из фильма (после просмотра прошу одного кадета открыть подарок).

В заключение хочется сказать: «Обязательно верьте в чудо. Даже если это чудо делаете вы сами. ВСЕХ С НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ ГОДОМ!»

Задание на самоподготовку

Нарисовать или сделать волшебную елку

Похожие статьи

Технологическая карта урока чтения в коррекционной школе: А. С. Пушкин, «Сказка о попе и его работнике Балде»

«Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Образ природы в сказке-были. Внеклассное мероприятие, посвящённое 145-летию со дня рождения М. М. Пришвина

Конспект урока литературы в 8-м классе «Мировоззрение Л. Н. Толстого как основа рассказа «После бала»

Технологическая карта занятия «Путешествие по произведению Т. А. Александрова «Домовенок Кузька», глава «Банька»

Урок литературы в 10 классе. Анализ текста эпического произведения (ро-ман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», часть 1, глава 1)

Конспект урока по чтению в 1-м классе. Тема: сказка «Курочка Ряба». Учебник: В. В. Воронкова, И. В. Коломыткина «Букварь»

Образовательная деятельность с детьми 6–7 лет по речевому развитию. Тема «Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Белка и волк»

«Старые сказки на новый лад». План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе

Похожие статьи

Технологическая карта урока чтения в коррекционной школе: А. С. Пушкин, «Сказка о попе и его работнике Балде»

«Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Образ природы в сказке-были. Внеклассное мероприятие, посвящённое 145-летию со дня рождения М. М. Пришвина

Конспект урока литературы в 8-м классе «Мировоззрение Л. Н. Толстого как основа рассказа «После бала»

Технологическая карта занятия «Путешествие по произведению Т. А. Александрова «Домовенок Кузька», глава «Банька»

Урок литературы в 10 классе. Анализ текста эпического произведения (ро-ман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», часть 1, глава 1)

Конспект урока по чтению в 1-м классе. Тема: сказка «Курочка Ряба». Учебник: В. В. Воронкова, И. В. Коломыткина «Букварь»

Образовательная деятельность с детьми 6–7 лет по речевому развитию. Тема «Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Белка и волк»

«Старые сказки на новый лад». План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе

Задать вопрос