Использование методических пособий и технологий В. В. Воскобовича для развития социализации и познавательной деятельности дошкольников | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (37) февраль 2022 г.

Дата публикации: 01.02.2022

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Раскатова, К. В. Использование методических пособий и технологий В. В. Воскобовича для развития социализации и познавательной деятельности дошкольников / К. В. Раскатова, О. А. Фомичева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 1 (37). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/215/7060/ (дата обращения: 24.04.2024).



В наше время особые требования к воспитательно-образовательному процессу в организациях дошкольного образования предъявляет современная социокультурная ситуация. Так как дошкольное образование является начальной ступенью социального института образования, основной его функцией является решение вопросов развития и социализации детей в обществе. Вместе с семьей дошкольное воспитание и образование позволяет заложить фундамент будущей личности и запустить процесс первичной социализации.

Всем известно, что дети в дошкольном возрасте активно познают мир и нуждаются в общении, но современное общество накладывает свой отпечаток, который может нести негативные последствия. Технический прогресс и маркетизация детской субкультуры, недостаток родительского внимания, изолированность в семье и ограниченность общения со сверстниками создают преграды для грамотного развития и формирования устойчивой психологической составляющей детей нового поколения.

Эффективная социализация была и остается одной из важных составляющих для комфортной жизни в обществе и личностной подготовленности ребенка к дальнейшему обучению, в том числе и школе.

Давно известно, что главным видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра, которая несет в себе не только развлекательный смысл, но и является способом познания окружающего мира. Выдающийся врач и педагог П. Ф. Лесгафт говорил: «Детская игра — это не забава», потому что, играя, дети учатся, приобретают новые навыки и знания, которые в дальнейшем применяют в жизни, закрепляют социально-коммуникативные навыки, и закладывают будущие особенности характера и черт личности. При правильном использовании игра может служить «умным педагогическим приемом воспитания юной личности», так как использование игровых приемов в воспитании позволяет ребенку получить всестороннее развитие, как физическое, так и умственно-психологическое. В процессе модернизации системы образования более жесткие требования предъявляют и к организации дошкольного образования. Основная цель — поиск более эффективных методов и подходов к воспитанию детей.

Главный принцип педагогической деятельности — привлечение ребенка к игре, с помощью которой и происходит обучение. Процесс обучения и социализации определяется не только возрастом детей, но и их индивидуальными особенностями протекания развития психологических процессов.

В своей работе для наилучшего развития навыков социализации ребенка в ДОО использую игровые технологии по методике Вячеслава Воскобовича.

Придуманное автором уникальное, «сказочное» оформление, в процессе деятельности дошкольников выстраивается в игровую технологию, получившую название «Сказочные лабиринты». Как утверждал Вячеслав Воскобович: — «Развитие дошкольника возможно только посредством интересной и увлекательной игры». Разработанные им игры позволяют приподнести сложный и не интересный обучающий материал в иной, доступной и увлекательной форме. Это делает обучение нестандартным и интересным, что побуждает дошкольника самостоятельно проявлять познавательную мотивацию, а не ждать подсказок от взрослого.

К достоинствам методических пособий В. В. Воскобовича относится тот факт, что ведущий принцип этих игр — интерес — познание — творчество.

Это не просто игры — это приключения, интересные персонажи, сказочные события, которые подогревают интерес детей к развитию и проявлению фантазии. Это уникальная, добрая методика.

Игры, разработанные Вячеславом Воскобовичем, соответствуют требованиям, предъявляемым современными тенденциями в образовании.

  1. Обширный диапазон возрастов участников игр. Различные задания одной игры могут выполнять дети от малышей до старших, так как игры содержат многоступенчатые задания.
  2. Универсальность и многофункциональности. Игры решают большинство образовательных задач — изучение букв и цифр, размеров и цветов, тренируют мелкую моторику рук и ориентацию в пространстве, развивают и насыщают речевой аппарат, концентрацию внимания, тренируют память, мышление и воображение.
  3. Разнообразие и вариативность заданий. В каждой игре на решение одной и той же задачи направлено несколько разнообразных упражнений.
  4. Сказочность. Ненавязчивая игровая атмосфера дополнительно способствует познавательному процессу ребенка, а так же лучше запоминается, ведь что-то новое и интересное запоминается в детском разуме крепче обыденных вещей.
  5. Простор для фантазии и творчества в каждой игре. Развивающие игры позволяют придумывать и воплощать в реальность идеи и взрослых, и детей. Комплекс интерес-фантазия делают игры занимательными в течение долгого времени.

Всех героев игр данной технологии связывает сказка, она «оживляет» разные понятия, делая их интересными и доступными для детей.

Для дошкольников очень важным является сенсорное развитие, и здесь мы знакомим детей с формой, цветом, величиной, количеством. Это четыре главных элемента, с которыми мы должны их познакомить. Вводим понятие величина — большой и маленький, длинный, короткий и затем даем понятие средний. Знакомим воспитанников с геометрическими фигурами, такими как круг, квадрат и треугольник. При помощи коврографа «Ларчик» дети учатся ориентироваться в пространстве, учатся различать пространственные направления: внизу-вверху, впереди-сзади, справа-слева.

Дети, играя, не замечают, как обучаются чему-то новому, хотя решает многие образовательные задачи в процессе игр. Сложности, с которыми они сталкиваются, требуют о детей отдачи, творческих и умственных способностей, решение таких задач вносит определенные коррективы, необходимый для дальнейшей жизни. Именно по этому игры для ребенка являются не только развлекательным времяпрепровождением, но и осмысленной деятельностью, к которой добровольно и с удовольствием подключается ребенок. В процессе игры дети приобретают новые знания и опыт, который становиться их личным достоянием в жизни. В последствии, применение этого опыта в иных ситуациях является важным показателем развития творческой и мыслительной деятельности детей.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что развивающие игры В. В. Воскобовича предоставляют возможность для развития и применения творческих способностей не только детям, но и взрослым. Они активно запускают психические процессы, что способствует более быстрому и комплексному развитию детей. Ведь прогрессивное развивающее значение игр состоит в реализации возможностей всестороннего развития ребёнка, в подготовке его к новой деятельности — учебной, а современные методики эффективной социализации ребенка в ДОО, посредствам применения игр В. В. Воскобовича приносят огромное удовлетворение и радость детям.

Дети не спрашивают, что им делать. Они играют, общаются, фантазируют и развиваются.

Литература:

  1. Струкова Л. М. Современная технология эффективной социализации детей в детском саду и школе: модель взаимодействия//Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста».- 2016.- № 5.-С.914–917.
  2. Харько Т. Г., Воскобович В. В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3–7 лет «Сказочные лабиринты игры». СПб.: ООО «РИВ», 2007г.
  3. Харько Т. Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового Леса» (ранний и младший возраст). СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. — 192 с.
Задать вопрос