Использование игровых методов и приемов в ДОО | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (37) февраль 2022 г.

Дата публикации: 21.01.2022

Статья просмотрена: 5632 раза

Библиографическое описание:

Галкина, Е. М. Использование игровых методов и приемов в ДОО / Е. М. Галкина, Л. А. Кирпичева, Г. Н. Кочешкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 1 (37). — С. 4-7. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/215/7010/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье на основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики представлены основные достоинства, признаки и функции игровых методов и приемов. Рассматриваются особенности использования в работе с дошкольниками игровых методов и приемов.

Ключевые слова: дошкольник, игровая задача, игровой метод, игровой прием, игровое действие, игровые функции.

В педагогическом процессе ДОО большое место занимают игровые методы и приемы, которые поднимают у детей интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для дошкольников игрой.

Обобщая современные достижения педагогической теории и практики [1–10], следует отметить, что игровые методы и приемы могут составлять часть занятия, использоваться в целях обучения и в повседневной жизни.

Реализация игровых приемов и ситуаций в процессе непосредственно образовательной деятельности происходит по следующим основным направлениям: в образовательную деятельность вводится элемент соревнования или игровая ситуация; дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи; выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом; учебная деятельность подчиняется правилам игры [1;2;4;5].

В течение дня игровые методы и приемы активно используются при проведении отдельных режимных моментов:

– часть комплексов утренней гимнастики осуществляется не только с использованием общеразвивающих упражнений, но и заданий игрового характера, полосы препятствий, отгадывания загадок и пр.;

– физкультминутки проводятся в форме двигательного рассказа, дидактической игры с движениями или с использованием сюрпризных моментов, или «волшебных предметов» и т. д.;

– во время физкультурных пауз для предотвращения развития утомления и снятия эмоционального напряжения используются дидактические игры или игровые упражнения с персонажем и пр.;

– во время подготовки к приему пищи, прогулке используются сюрпризные моменты для повышения самостоятельности и инициативности детей;

– практикуются прогулки с персонажем, направленные на создание положительно эмоционального фона, удовлетворение потребности детей в разных видах активности, повышение заинтересованности в совместной деятельности.

В каждом игровом методе или приеме должны быть игровая задача, игровые задача, игровые действия, воображаемая ситуация и пр.

Игровая задача — своеобразная доступная и игровая формулировка цели предстоящих действий.

Игровые действия — способы проявления активности ребенка в игровых целях. Например, опустить руку в «волшебный мешочек», нащупать предмет, достать и описать его и др. в образовательной деятельности игровые действия сочетаются с реальными внутренними и внешними. В условиях игрового действия рождается мнимая ситуация «как будто». При этом смысл действия соответствует реальному, а операция, реализующая это действие с имеющимся материалом. В этих условиях несовпадения смысла действия и значения конкретной операции и рождается воображаемая ситуация.

При использовании игровых методов и приемов в учебно-игровое общение включаются персонажи, создавая положительную познавательную мотивацию и поддерживая ее на протяжении всей детской деятельности при выполнении ключевых дидактических задач. Игровые персонажи приходят к детям в гости, обращаются к ним со своими проблемами. При этом проблемная ситуация, задаваемая персонажем, меняет позицию ребенка из обучаемого на обучающего, активизирует интеллектуальную деятельность и усиливает познавательную мотивацию [1;2;5;7].

Игровые методы — процесс взаимодействия между педагогом и детьми, в результате которого передаются или усваиваются знания, умения или навык, основанные на включении в обучение компонентов игровой деятельности.

К игровым методам относится дидактические игры и воображаемая ситуация. Дидактическая игра — наиболее распространенный метод с присущим ему двумя функциями:

– совершенствование и закрепление знаний, умений или навыков, которыми дошкольники учатся оперировать в зависимости от игровой ситуации;

– дети усваивают новые знания и умения, поскольку дидактические игры по своему содержанию охватывают все основные направления воспитания и обучения, содействуя экологическому, математическому, эстетическому, музыкальному образованию или речевому, математическому и нравственному развитию дошкольников [5, с.222–224].

Следующий игровой метод — воображаемая ситуация в развернутом виде. Она складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры. Этот метод своей неожиданностью, необычностью вызывает острое чувство удивления, становящееся основой детского познания. К примеру, вдруг воспитатель «превращается» в какого-либо персонажа и от его лица рассказывает о своих приключениях: «раздается стук в дверь и входит герой, который приглашает детей в путешествие» [5, с. 222–224]

Игровые приемы — способы совместного развития педагогом и детьми сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей. Все игровые приемы условно подразделяют на две группы: сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр; сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.

Первые развертываются по поводу игрушек, предметов, бросового материала. Ребенок и педагог действуют с ними, как в режиссерских играх. В их числе: обыгрывание предметов или игрушек, изображения, незаконченного изображения. Вторая группа игровых приемов связана с ролевым поведением детей и взрослых. Старшим дошкольникам предлагается роль сказочников, художников, фотографов, гончаров, строителей, продавцов, покупателей, а младшим — роль зайчиков, лися [1; 2; 7].

Другой прием — обыгрывание детских работ — применяется по окончании различных видов продуктивной или творческой деятельности. Полученное изображение, конструкция или аппликация работа используется как своеобразный игровой предмет, а содержание игровых действий зависит от изготовленного объемного объекта. Кроме того, специально организованное обыгрывание детских работ позволяет педагогу интересно провести их анализ и оценку, а также усилить интерес к определенным видам продуктивной деятельности [3; 6; 10].

Еще один игровой прием — обыгрывание незаконченных и создаваемых детских работ, направлен на руководство процессом выполнения работы, сопровождает ее, стимулирует совершенствование замысла. Процесс использования этого приема представляет собой постановку детям разнообразных игровых задач, побуждение к их принятию и самостоятельной постановки новых. Вследствие этого происходит частично совместное или частично самостоятельное развитие сюжетно-игрового замысла.

воспитатель ставит следующие задачи: игровой анализ создаваемого образа или объекта, дальнейшее развитие замысла детей, стимулирование способа его воплощения. Способы выполнения игрового действия в этом случае разнообразны [1; 2; 7].

На большом эмоциональном подъеме проходит образовательная деятельность, включающая инсценировки коротких рассказов, стихотворений или сценок и элементы драматизации, поскольку появление и использование игрушек театра Петрушки, настольного и иного театров активизирует детскую деятельность и познавательный интерес.

Загадывание загадок позволяет в интересной, занимательной форме усилить интерес к образной речи и окружающему миру, привлечь внимание к предстоящей умственной, продуктивной или творческой деятельности, поскольку загадка создает эффект неизвестного, непознанного и помогает устанавливать и осознавать связи между предметами и явлениями. Этот прием успешно используется для организации режимных моментов, в начале игровой, образовательной, продуктивной деятельности для привлечения внимания к предстоящей работе, при проведении дидактических игр — загадок, в процессе которых дошкольники в увлекательной форме вдумчиво осмысливают окружающий мир и закрепляют представления о природе.

Введение приема соревнования в старших и подготовительных к школе группах подготавливает детей к правильной оценке своих возможностей и достижений, делает выполняемую деятельность увлекательной, занимательной и интересной для ребенка. При использовании этого приема педагогу ДОО важно создавать соответствующие психолого-педагогические условия, чтобы у участников сохранялся в первую очередь интерес к процессу поисковой, творческой деятельности, а не к количественному результату и выявлению победителей. Для этого важно очень продуманно определять способы фиксирования правильных ответов или действий детей, способы поощрения и дифференцированной оценки участников, грамотно определять для соревнования отдельных детей и команд только действия и движения, освоенные на необходимом уровне всеми дошкольниками.

Использование приема создания игровой ситуации направлено на развитие поисковой деятельности. Основа данного приема — игровая мотивация.

Согласно исследованиям, проведенным Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой, дети с 2 до 7 лет постепенно овладевают тремя способами построения сюжетно-ролевой игры: предметно-действенный на этапе раннего и младшего дошкольного возраста; ролевый и сюжетосложение — в старшем дошкольном возрасте.

Главный принцип отбора игровых методов и приемов, по мнению данных ученых, это соответствие способами построения сюжетно-ролевой игры детей данного возраста. поэтому работе с детьми 3–4 лет целесообразно использовать одушевление игрового персонажа или раздаточного материала, который в образовательной деятельности будет выступать в качестве партнера ребенка при выполнении задания и в последующей игре.

Дети 4–5 лет важно заинтересовать ролями и обеспечить их действия содержанием, способствующим вхождению в роль, принятием нужной роли и действием в ней.

С детьми старшего дошкольного возраста необходимо отбирать яркие и выразительные образы, способствующие развитию внутреннего сопереживания героям и желания оказать им практическую помощь, представлять сюжет, используя ролевое поведение и привлекая все возможные средства для беспредметного игрового действия — мимику, изобразительные действия, интонации [8].

К основным функциям игровых методов и приемов относятся: обучающая, обеспечивающая успешное усвоение знаний и умений и развитие интеллектуальных функций средствами использования элементов игры; мотивационная, способствующая созданию благоприятной атмосферы во время образовательной деятельности, превращающая ее в увлекательное приключение; коммуникативная, объединяющая детей, помогающая установлению эмоциональных контактов и формирующая навыки общения; психотерапевтическая, снимающая напряжение при интенсивном обучении и вносящая позитивные изменения в структуру личности ребенка.

Итак, к игровым методам относятся дидактические задачи и воображаемые ситуации. К игровым приемам относятся: внесение, обыгрывание игрушек; показ предметов в разных действиях; загадывание и отгадывание загадок; введение элементов соревнования; элементы драматизации; внесение волшебного предмета; выполнение воспитателем различных игровых действий; рассказ сказочной истории; создание игровой ситуации.

Игровые методы и приемы характеризуются рядом признаков: переносят учебное действие в условный план, который задается соответствующей системой правил; положительные эмоции помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной и личной целью, поэтому решение задачи сопряжено с минимальными волевыми усилиями; имеют широкое применение и могут составлять часть занятия, использоваться в целях обучения и в повседневной жизни.

Литература:

  1. Использование приемов мотивации детей дошкольного возраста к разнообразным видам деятельности. URL:http://www.ds-82.nios.ru/
  2. Каштанова С. Н., Сибилева Е. А., Использование игровых методов и приемов в обучении умственно отсталых школьников. 2016.,№ 7 с. 1067–1071.
  3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М., 2004г.
  4. Кондрашова Н. В. Руководство игровой деятельностью современных дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2017г. № 3. С.6–16
  5. Лукина С. Л. Игровые приемы, используемые при руководстве изобразительной деятельности. URL:http://nsportal.ru/
  6. Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей. URL:http://virtualtaganrog.ru/
  7. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду: М., 2000г.
  8. Приемы привлечения и удержания внимания детей. URL:http//interaction.ucoz.ru/

Ключевые слова

игровой метод, дошкольник, игровой приём, игровая задача, игровое действие, игровые функции
Задать вопрос