Реализация регионального компонента в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (37) февраль 2022 г.

Дата публикации: 17.01.2022

Статья просмотрена: 241 раз

Библиографическое описание:

Панькова, С. М. Реализация регионального компонента в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста / С. М. Панькова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 1 (37). — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/215/6997/ (дата обращения: 19.04.2024).



В последние годы всё увереннее набирает силу процесс реализации регионального компонента в дошкольных образовательных учреждениях, который реализуется как принцип нравственного воспитания, т.к. сегодня в обществе ощущается «дефицит нравственности». Представленный опыт работы актуален и может реализоваться в практике работы ДОУ.

Ключевые слова: региональный компонент, нравственное воспитание.

Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры является утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей народа. Это наблюдается в отчуждении подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа, его традиций и духовной истории. Как известно, такое обнищание нации, потеря кровной связи между поколениями ведет к дикости и варварству.

«Конвенция о правах ребенка» (1989) признает ребенка полноценной и полноправной личностью как самостоятельного субъекта общества во всем комплексе гражданских, политических, юридических, социальных и культурных прав независимо от расы, цвета кожи, языка, религии, национального, этического происхождения. Образование должно быть направлено на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения [c.13–22].

Во 2-ой статье закона «Об образовании» Российской Федерации (273 ФЗ РФ 2020г.) подчеркивается необходимость единства федерального культурного и образовательного пространства и в то же время провозглашается важность защиты и развития региональных, культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

Согласно ФГОС ДО, одним из принципов дошкольного образования, является учет этнокультурной ситуации развития детей. Выделение данного принципа, на мой взгляд, обусловлено доступностью для освоения ребенком ‐ дошкольником особенностей региональной культуры.

Региональный компонент на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии детей старшего дошкольного возраста.

Современная образовательная политика требует исполнения международных стандартов, требующих построения образовательного процесса на основе удовлетворения интересов детей, с учетом их возможностей и социальной ситуации развития.

Изучение своего края исключительно, как и в нравственном, так и в познавательном отношении. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.

Проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения в истории отечественной педагогики всегда занимала достойное место А. С. Макаренко, В.А Сухомлинский, Р.И Жуковская, А. П. Усова, А. А. Аронова, М. С. Джунусова, В. Ф. Фарфоровского и др. в своих работах подчеркивали необходимость воспитания нравственно-патриотических чувств у детей, начиная с дошкольного возраста. Воспитание чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье и начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное чувство — любовь к своему Отечеству.

В настоящее время патриотическое воспитание является ведущим направлением государственной политики. Правовыми основами патриотического воспитания являются Закон РФ «Об образовании», Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 г., Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г., Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021 год».

Закон РФ «Об образовании» определяет гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности и любви к Родине.

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021 год» патриотическое воспитание определяется как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей [4, с. 4].

Реализация системы образования невозможна без знаний истории, традиций и культуры своего родного края. Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания детей дошкольного возраста (О. А. Князева, Н. В. Виноградова, М. Д. Маханева), в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа, родной природе. В связи с этим особая роль отводится краеведческой работе с дошкольниками.

Необходимо отметить, что в педагогический науке накоплен значительный практический опыт патриотического воспитания подрастающего поколения. Однако, в связи с различными изменениями в жизни общества, этот опыт может быть использован лишь частично. Необходимы новые подходы к организации нравственно-патриотического воспитания в ДОУ. [11, c.73–80].

Таким образом, воспитание нравственно — патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста необходимо строить непрерывно в процессе знакомства с родным краем, через приобщение к истокам народной культуры.

Хотелось бы представить наш опыт работы процесса реализации регионального компонента в дошкольном образовании. Экспериментальная работа по теме проводилась на базе МКДОУ «д/с № 26» города Еманжелинска Челябинской области, в которой приняли участие две группы старшего дошкольного возраста «Смешарики» (25 человека) и «Звездочки» (23 человека), с целью выявления уровня сформированности нравственных качеств и фиксации знаний детей.

Для достижения цели констатирующего эксперимента мы использовали опросник «Моя малая Родина». Оценка уровня сформированности знаний у детей осуществлялась по следующим критериям:

Высокий уровень (13–15 баллов)

Знает ребенок: название города, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родного города, 4–5 улиц, площади; знает и узнает флаг, герб города Еманжелинск; может объяснить символику Еманжелинского герба; называет народные праздники, предметы быта; называет природные богатства родного края, передает настроение.

Средний уровень (8–12 баллов)

Ребёнок знает: название города, свой домашний адрес; флаг, герб города Еманжелинск; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта; ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.

Низкий уровень (5–7 баллов)

Ребенок: затрудняется отвечать на поставленные вопросы; знает названия города, но не может объяснить символику родного города. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

Анализ результатов, полученных в процессе проведения опросника, позволил определить следующие количественные показатели уровня развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста на начала учебного года:

Таблица 1

Смешарики

Звездочки

Высокий уровень

6 человек (24 %)

5 человек (22 %)

Средний уровень

9 человек (36 %)

9 человек (39 %)

Низкий уровень

10 человек (40 %)

9 человек (39 %)

На основе полученных данных нами были разработаны методические рекомендации для педагогов ДОУ, для реализации регионального компонента через нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста и применены в своей работе в группе «Звездочки».

Организация предметно-пространственной развивающей среды по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников:

Таблица 2

Принципы

Условия

  • Размер и планировка мебели должны обеспечить доступ к месту каждого ребенка, чтобы найти удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния
  • Среда должна быть более интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка,. все предметы должны быть на уровне роста ребенка, доступны ему.
  • Возможность изменения развивающей среды.
  • Среда должна быть организована так, чтобы побуждать детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая функциональную активность ребенка.
  • Среда должна удовлетворять интересам как мальчиков, так и девочек.
  • Эвристическая среда должна быть насыщенна положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности.
  • Тесное сотрудничество педагога с членами семьи в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников;
  • Вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.

Разработан и использован цикл специальных занятий:

«Быт народов Южного Урала»: ознакомление детей с особенностями жилищ этих народов, с их внутренним устройством, убранством, с украшением жилищ как снаружи, так и внутри.

«Поэзия народного костюма» : расширение знаний детей о народных костюмах русских, татар, башкир, проживающих на Урале.

«Ремесла народов (башкир, татар, русских)»: п риобщение детей к истокам национальной и региональной культуры: знакомства с творчеством писателей, поэтов и композиторов Южного Урала; с произведениями декоративно-прикладного искусства.

«Уникальность озера Сарыкуль»: знакомство с озером, его обитателями, дать некоторые исторические знания.

«Растительный и животный мир Урала»: систематизация, уточнение представлений детей об основных обитателях лесов и разнообразии растений.

«Мой город»: закрепление и уточнение знаний детей об улицах, о гербе родного города, расширять представления о достопримечательностях своего края.

Драматизация сказок В.Сутеева «Яблоко», «Дядя Миша», в которых дети учатся доброте, взаимопомощи, трудолюбию.

Создание картотек дидактических («Раскрась юрту», «Подбери узор к сапожкам», «Раскрась ичиги», «Нарисуй половичок», «Укрась печку», «Раскрась коромысло», «Слепим посуду в избу, юрту», Оденем русскую куклу», «Оденем куклу-башкирку», «Оденем куклу-татарку», «Украсим ичиги», «Украсим тюбетейку», «Подбери узор к сарафану», «Что подходит к одежде, а что нет», «Что лишнее» и др.) и подвижных игр и внедрение в практику работы. Всё это способствует поддержания интереса детей по теме исследования. («Веночек», «Городки», «Пчёлы», «Бег по стволу», «Ласточки и ястребы» «Ласточка», «Земля, вода, огонь, воздух» и др.).

Создание условий для развития сюжетно-ролевых игр: Редакция газеты «Уралочка», Летчики составляют карту Еманжелинска, Прием врача, фитотерапевта — лечение травами Урала, Юные следопыты, Туристическое агентство «Урал-тур», Фото экскурсия по Челябинской области, Зоолечебница др. игры

Оформление информационных стендов для родителей «Мы — Уральцы», «Народы Южного Урала», «Праздники народов Южного Урала», «Ремесла Южного Урала», «Защитники наши мужчины»; организация тематических консультаций для родителей на тему: «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному городу»; «Экологические прогулки»; «Куда повести малыша в выходной день», «Экологическое воспитание дошкольника», Тематические консультации «Народные семейные традиции», «Использование народных игр и игрушек в воспитании детей»; выпуск тематических газет и журналов «Зеленая аптека Южного Урала», «Растения из Красной книги Урала»; проведение совместных посиделок и праздников «Капустник», «Колядки». Способствует установлению эмоционально-положительного климата и сотрудничества ребенка, обеспечивающий гармонию взаимоотношений ДОУ и семьи.

В совместной деятельности родителей с детьми, на тему «Герб моей семьи», родители познакомили с геральдикой своей семьи, историей своего рода.

Создание в группе мини-музея «Урал — земля золотая» имеет большое значение для сотрудничества нашей группы с семьей, а также расширение представлений у детей о родном крае, формированию бережного отношение к живой и неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае.

В конце учебного года проведен проект «Моя малая Родина», где дети обобщили и закрепили полученные знания в течение года, а также развитие интереса и любови к богатой природе Урала, воспитание уважения к людям труда, культуре и традициям жителей, объединяя усилия семьи по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств.

Главным результатом в опытно-поисковой работе должно стать сплочение коллектива единомышленников, существенный рост родителей и профессионального мастерства педагога и, как следствие, повышение качества содержания образования дошкольников. Работа была длительной, сложной, но увлекательной. В конце учебного года был проведен контрольный эксперимент, где мы использовали тот же опросник.

Таблица 3

Смешарики

Звездочки

Высокий уровень

8 человек (32 %)

15 человек (65 %)

Средний уровень

12 человек (48 %)

8 человек (35 %)

Низкий уровень

5 человек (20 %)

0

Нужно отметить, что в группе «Смешарики» на конец года показатели улучшились только на 28 %, а в группе «Звездочки», где велась работа на протяжении всего года, показатели улучшились на 87 %. Дети, значительно увеличили свои показатели по уровню развития краеведческого воспитания, полученные результаты отчетливо свидетельствуют об эффективности проведённой работы по внедрению регионального компонента. Как результатом обобщения знаний, дети участвовали в городских, областных и всероссийских конкурсах.

Таким образом, в ходе работы, мы смогли создать определенною систему работы и организации по региональному компоненту как средство в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Реализация регионального компонента в нравственном воспитании продолжает оставаться актуальной и на сегодняшний день, так как педагоги постоянно совершенствуются, используют в своей работе различные методы и формы работы с детьми.

Литература:

  1. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н. В. Алешина. — М.: ЦГЛ, 2012.
  2. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду / Е. А. Алябьева. — М.: Творческий Центр Сфера, 2010.
  3. Андреева, Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Н. Ф. Андреева// Управление ДОУ. — 2010. — № 1. — С.16–24.
  4. Анищенко, О. А. Дошкольное детство: наука — практике / О. А. Анищенко. — Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2011. — 102 с.
  5. Е. С. Бабунова «Наш дом — Южный Урал»: программно — методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования.- Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014. — 255 с.
  6. Буре Р. С. «Социально — нравственное воспитание дошкольников». Для занятий с детьми 3–7 лет. — М.:МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2014.
  7. Бесова, М. А. Воспитываем патриотов / М. А. Бесова, Т. А. Старовойтова. — Мозырь: Белый ветер, 2012. — 235 с.
  8. Гармонизация психофизического и социального развития детей: материалы конференции, Минск, 2007г./ НАН Беларуси, Центр.науч. б-ка, Минск; Д. Н. Дубинина [и др.]. — Минск, 2012. — 112 с.
  9. Ветохина А. Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». — СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2015.
  10. Новицкая, М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. — М.: LINKA-PRESS, 2012. — 214 с.
  11. Павлова О. В. «Познание предметного мира: комплексные занятия». Старшая группа — Волгоград: Учитель, 2014 г.
  12. Российская Федерация. Законы. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021 год» — М, 2020.
  13. Сухомлинский В. А. Родина в сердце. — М., 1980.
  14. Шорыгина Т. А. «Беседа о хлебе». Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2013 г.
  15. Шорыгина Т. А. «Беседа о воде в природе». Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2013 г.
  16. Шорыгина Т. А. «Беседа о природных явлениях и объектах». Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2013 г.
Задать вопрос