Приемы наглядного моделирования на уроках как средство повышения познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (37) февраль 2022 г.

Дата публикации: 06.01.2022

Статья просмотрена: 54 раза

Библиографическое описание:

Печенкина, И. А. Приемы наглядного моделирования на уроках как средство повышения познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями / И. А. Печенкина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 1 (37). — С. 41-44. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/215/6978/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье автор описываетприемы наглядного моделирования в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.

Ключевые слова: коллаж, наглядное моделирование, дети с интеллектуальными нарушениями.

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.

К. Д. Ушинский

Поскольку большинство психических функций имеют сложное комплексное строение и основаны на взаимодействии нескольких функциональных систем, то формирование такого рода взаимодействий у детей с интеллектуальной недостаточностью не только замедлено, но и происходит иначе, чем у нормально развивающихся сверстников. У таких детей страдает интеллект, мышление, воля, эмоции, моторика, речь, внимание, память и восприятие. Словарный запас отличается бедностью, фразы элементарные и построены неграмотно. Память и внимание ослаблены [2, с. 177].

Для учителя главная трудность на уроке состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья с необходимостью выполнения образовательного стандарта.

От того, какая будет организация урока зависит эффективность и последующих частей урока.

Учитывая трудную переключаемость детей с ОВЗ с одного вида деятельности на другой, во время оргмомента необходимо снять излишнюю возбудимость и переключить внимание ребенка на учителя. Один из приемов, которые можно использовать на начальном этапе урока, это рассказ какого-нибудь интересного факта. Например: «Ребята, а вы знаете почему в море вода соленая, а рыба в ней нет?». Ребята сразу же переключили свое внимание на учителя. «А потому, что в жабрах рыб присутствуют специфические клетки, в которых содержатся редкие белки, которые выводят соль наружу. Процесс выведения при этом требует от рыбы определенных затрат энергии (ведь перенос происходит в сторону моря, где вода более соленая). Таким образом морские рыбы принудительно выводят из организма избыток соли, сами оставаясь при этом несолеными». Такие интересные факты можно включать не только в начале, но и в другие части урока, когда учитель заметил ослабление внимания учащихся. Особенно эффективно, когда учитель неожиданно задает вопрос, например «Как плавают кальмары и осьминоги?» и отвечает на вопрос «Кальмары — отличные пловцы: они могут развивать скорость до 37 км/ч. Осьминоги могут парить в воде и передвигаться по дну, используя гибкие щупальца. А кальмары, спасаясь от врагов, могут выскакивать из воды. Высота прыжков доходит до 12 м» [1, с. 54]. Внимание детей в этот момент на учителе. Дальше можно продолжать урок.

Я с детьми ОВЗ на уроках часто использую коллажи, так как наглядный материал усваивается лучше, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и в дальнейшем воспроизводить её.

Коллажи позволяют закреплять пройденный материал, развивают фотографическую память ребенка, расширяют словарный запас, образное восприятие, дети учатся связно говорить, рассказывать, развивается умственная активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Проиллюстрируем это на рисунках.

Коллаж «Дельфин»

Рис. 1. Коллаж «Дельфин»

Учитель: Что общего у кита и у дельфина?

Дети: Это морские животные.

Аналогичным путём устанавливаются другие ассоциативные связи.

Корабль — дельфины хорошо плавают.

Очки — у дельфинов острое зрение.

Радиоприёмник — у дельфинов хороший слух.

Летучая мышь — дельфины хорошо ориентируются в пространстве.

Книга — дельфины очень умные животные.

Попугай — дельфины умеют разговаривать, но их язык нам не понятен.

Рыба — дельфины питаются рыбой.

Молоко — самки дельфинов кормят своих детёнышей молоком.

Дети — дельфины очень любят детей.

Мяч и обруч — дельфины выступают в дельфинариях

Примерный рассказ

Дельфины — это морские животные. Они умеют очень хорошо плавать. У дельфинов острое зрение, хороший слух и они отлично ориентируются в пространстве, можно сказать, что дельфины буквально видят окружающий мир через звуки и видят его куда лучше, чем остальные существа!

Дельфины — умные животные, они способны решать задачи, с которыми другие животные не справляются. Они умеют разговаривать, но их язык нам не понятен. Дельфины питаются рыбой. Самка кормит своих детёнышей молоком. Дельфины любят детей, выступают на представлениях в дельфинариях. Они умеют играть с мячом и обручем.

Коллаж «Бобры»

Рис. 2. Коллаж «Бобры»

Примерный рассказ

Бобры — дикие животные, обитают в лесу. У бобров густой мех и острые зубы. Хвост бобров похож на весло, а на задних лапах у них перепонки. Бобры живут около рек и умеют хорошо плавать под водой. Питаются бобры веточками и молодыми побегами деревьев, кустов. Бобриха кормит бобрят молоком. Бобры — хорошие строители. Они строят на реках плотины. Живут бобры в хатках. Вход в хатку всегда находится под водой.

Коллаж «аФРИКА»

Рис. 3. Коллаж «аФРИКА»

Примерный рассказ ребенка про материк Африка

(Африка — самый жаркий материк. Там находится самая большая пустыня Сахара. Ее называют «королевой пустынь». А верблюды — это «корабли пустыни». Еще в пустыне бывают зеленые уголки, которые называются оазисы. На материке Африка есть джунгли. Там живут обезьяны. Еще на материке Африка живут бегемоты, носороги, крокодилы, слоны и самое высокое животное жираф). Рассказ составлен совсем небольшой, но связный, что уже является большим достижением для ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

Результаты использования коллажей

При использовании коллажей у детей:

— увеличивается круг знаний об окружающем мире;

— появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

— словарный запас выходит на более высокий уровень;

— дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Все это способствует развитию у детей универсальных учебных действий.

Приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации; дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Литература:

  1. Занимательная энциклопедия «Отчего и почему». — М.: Росмэн, 2018
  2. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин. — М.: Издательский центр «Академия», 2001
Задать вопрос