Проблема возрастных и индивидуальных особенностей развития личности в педагогике | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общие вопросы народного образования и педагогики

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (36) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 03.12.2021

Статья просмотрена: 856 раз

Библиографическое описание:

Агафонова, Е. А. Проблема возрастных и индивидуальных особенностей развития личности в педагогике / Е. А. Агафонова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 5 (36). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/209/6875/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье автор описывает ключевые возрастные и индивидуальные проблемы в обучении и воспитании школьников и обуславливает необходимость их учета в организации учебно-воспитательного процесса.

Ключевые слова: особенности обучающегося, развитие личности, учебно-воспитательная деятельность, эффективность обучения и воспитания, основные принципы.

На новом этапе развития социально–экономической сферы, культуры и образования приобретает особую значимость необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников. В современном обществе возрастает потребность в высокоинтеллектуальных творческих личностях, способных самостоятельно решать возникающие трудности, оперативно принимать нестандартные решения и воплощать их в жизнь. Всё это требует разработки новых методов воспитания подрастающего поколения и влечёт за собой потребность нетрадиционных подходов к учебно-пелагическому процессу как основе дальнейшего совершенствования личности [5, с. 116]. Данный период крайне важен для правильной организации познавательной деятельности школьников, так как именно в этом возрасте закладывается основа личности, происходит ориентация на развитие духовности, самореализации, самовыражения и формируются мировоззрение и ценностные ориентиры и установки, необходимые в последующей жизни.

В педагогике под развитием подразумевают количественно–качественные изменения личности при переходе от одной возрастной ступени к другой. Развитие — это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов [3, с. 23].

Движущими силами развития личности являются противоречия, присущие этому процессу. Противоречиями называют столкнувшиеся в конфликте противоположные начала. В процессе обучения и воспитания каждого отдельного человека общие противоречия конкретизируются, приобретая более яркие формы. Это противоречия между требованиями к воспитанникам и их подготовленностью к восприятию и реализации этих требований; между воспитательными воздействиями и сопротивлением субъекта воспитания. Выделяют внутренние и внешние, общие и индивидуальные противоречия.

Внутренние противоречия возникают на почве несогласия с собой и выражаются в индивидуальных побуждениях человека. Например, противоречие между возрастающими требованиями человека к себе, своему организму и тем потенциалом, которым человек располагает. Внешние же противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой. Например, противоречие между требованием, предъявляемым учебным заведением, и желанием учащегося.

Общие, или универсальные, противоречия обусловливают развитие каждого человека и всех людей. Например, противоречия между материальными и духовными потребностями и реальными возможностями их удовлетворения, возникающими в результате воздействия объективных факторов. В свою очередь, индивидуальные противоречия характерны для отдельно взятого человека и важны для него в первую очередь.

Разрешение всех типов противоречий происходит через более высокие уровни деятельности. Когда потребность удовлетворяется, противоречие снимается. В результате человек переходит на более высокую ступень своего развития [1, с. 72]. Однако удовлетворенная потребность рождает новую потребность более высокого порядка и требующую большего количества усилий. Одно противоречие сменяется другим, и процесс продолжается, таким образом происходит непрерывный поступательный процесс развития личности.

Я. Л. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете возрастных особенностей детей в учебно-воспитательной работе. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание школьников должны соответствовать возрастным этапам развития. Только тогда школьнику можно естественно прививать нравственные качества, добиваться полноценного усвоения тех истин, для понимания которых на данный момент созрел его ум [6, с. 63]. Учет возрастных особенностей на сегодняшний день — один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, образовательные учреждения регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обучающихся обязывают образовательные учреждения правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм, методов и технологий учебно-воспитательной деятельности.

Кроме того, следует учитывать, что в школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной в 1–4 классах начальной школы, а затем главным видом психической деятельности становится общение со сверстниками. При этом на начальных этапах игра сохраняет свою ведущую роль, что также необходимо учитывать при организации учебно-воспитательного процесса. Учеба в школе становится серьезным испытанием для школьников, ведь от них требуется усидчивость, сила воли, умение сосредоточиться. Кроме того, в среднем школьном возрасте главным видом деятельности становится общение со сверстниками, учеба отходит на второй план, что отрицательно сказывается на эффективности обучения.

Различие в отношении к учению у детей младшего школьного возраста определяется характером мотивов. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем, мировоззрением и самоопределением [2, с. 83]. В связи с этим необходима постоянная и систематическая работа над мотивацией школьников, проведение бесед, тренингов с выяснением причин успеваемости или слабой успеваемости школьников. С целью оптимизации учебного процесса рекомендуется организовывать классные часы, воспитательные мероприятия для реализации школьниками своих творческих способностей, преодоления замкнутости, неуверенности в себе, осознания собственных дарований способностей, талантов.

Программы и методы учебно-воспитательной работы в школе согласно современным социальным требованиям предусматривают создание особой системы представлений ребенка, подростка о себе как человеке определенного пола, включающих специфические для мальчиков и для девочек потребности, мотивы, ценностные ориентации, отношения к представителям другого пола и соответствующие этим образованиям формы поведения.

Таким образом, большое значение для умственного развития школьников имеет правильная организация и совершенствование их познавательной деятельности. Прежде всего, важно развивать те психические процессы, которые связаны с непосредственным познанием окружающего мира, то есть ощущения и восприятия. Развитие мыслительных способностей и стремление к более глубоким теоретическим обобщениям стимулируют работу школьников над речью, порождают у них желание облекать свои мысли в более точные и яркие словесные формы, а также использование для этой цели афоризмов, выдержек из научных трудов и художественных произведений. Все это необходимо учитывать в учебно-воспитательной работе и помогать учащимся оттачивать свои мысли, учить их обращаться к словарям, глубоко разъяснять научные термины и понятия, иностранные и заимствованные слова. Особенно большую роль играет в этом организация внеклассного чтения, работа по воспитанию культуры речи, оказание помощи учащимся в преодолении речевых дефектов.

Для учебного процесса является характерной систематизация знаний по различным предметам, установление меж предметных связей. Это создает почву для овладения общими законами природы и общественной жизни, что приводит к формированию научного мировоззрения. Школьник в своей учебной деятельности пользуется различными мыслительными операциями, рассуждает логически, запоминает осмысленно. В то же время познавательная деятельность школьников имеет свои особенности. Школьникам становится скучно, если нет задач для ума. Они любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное. Отсюда следует, что педагогам рекомендуется применять проблемное обучение, проводить работу по формированию у детей авторской позиции, осознанной системы отношений к обществу, другим людям и к себе [4, с. 105]. Школьников интересуют не только вопросы теории, но и сам ход анализа, способы доказательства. Им нравится, когда учитель заставляет выбирать решение между разными точками зрения, требует обоснования тех или иных утверждений; они с готовностью могут вступить в спор и упорно защищать свою позицию. Наиболее частое и излюбленное содержание споров и задушевных бесед старшеклассников — это этические, нравственные проблемы, свойственные современной жизни.

Исходя из вышесказанного, в педагогической работе необходим учет закономерностей и принципов воспитания: гуманистической ориентации воспитания, социальной адекватности, индивидуального воспитания учащихся, социального закаливания, создания воспитывающей среды. Также необходим учет взаимосвязи индивидуальных и возрастных особенностей школьников — это один из основополагающих педагогических принципов. Принцип гуманизации образования требует усиления внимания педагога к личности ребенка, его интересам, потребностям и возможностям. Современное понимание сути межличностного общения предполагает понимание личности. Так в современном педагогической деятельности определяется основной принцип в образовательно-воспитательном процессе– подход к каждому ребенку как к единственному и неповторимому, как к зарождающейся индивидуальности.

Таким образом, возрастные особенности младших школьников, подростков и старшеклассников не просто влияют на педагогический процесс, но и оказывают непосредственное влияние на его формирование. Когда учителя обращают внимание на возрастные и индивидуальные особенности того или иного ребенка и строят свой урок с учетом особенностей возрастного периода, педагогический процесс становится намного эффективнее для всех его участников, а воспитание и развитие школьников протекает легче и гармоничнее

Литература:

  1. Деева Е. М. Применение современных интерактивных методов обучения в школе — М.: ГЛОССА–ПРЕСС, 2018–253 с.
  2. Казиев В. М. Введение в практическое тестирование — М.: АПК и ПРО, 2019–322 с.
  3. Кашкаров А. П. Личностный интерес ребенка как фактор приобщения к чтению — М.: Академия, 2016–116 с.
  4. Нагорнова А. Ю. Новые развивающие технологии педагогической практики — М.: Юрайт, 2020–215 с.
  5. Тюкинеева О. В. Сборник методических разработок. Педагогическая копилка–2020, выпуск 3 — М.: Аспект Пресс, 2020–96 с.
  6. Чернобай Е. В., Молотков А. Б. Школа, у которой учатся — М.: Флинта: Наука,2018–258 с.

Ключевые слова

развитие личности, учебно-воспитательная деятельность, особенности обучающегося, эффективность обучения и воспитания, основные принципы
Задать вопрос