Развитие регулятивных универсальных учебных действий в начальных классах на уроках математики при решении задач на движение | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (36) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 26.11.2021

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Василенко, Ю. С. Развитие регулятивных универсальных учебных действий в начальных классах на уроках математики при решении задач на движение / Ю. С. Василенко, А. М. Ярковая. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 5 (36). — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/209/6836/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье авторы пытаются определить влияние задач на движение в формировании регулятивных универсальных учебных действий.

Ключевые слова: регулятивные универсальные учебные действия, задачи на движение, условие задачи, решение задачи.

Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия. Чтобы учащиеся самостоятельно осуществляли деятельность учения, ставили учебные цели, применяли необходимые средства и способы в их достижении, контролировали и оценивали процесс и результаты своей деятельности, необходимо формировать регулятивные универсальные учебные действия. Математика является именно тем предметом, где можно в полном объеме реализовать все условия формирования и развития регулятивных универсальных учебных действий. Успешность процесса формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников зависит от учета возрастных особенностей развития каждого из составляющих их компонентов.

На уроках математики работа с любым учебным заданием требует развития регулятивных умений. Одним из наиболее эффективных учебных заданий на развитие таких умений является текстовая задача, так как работа с ней полностью отражает алгоритм работы по развитию регулятивных универсальных учебных действий. Особую сложность для младших школьников представляют задачи на движение тел. Специфика этих задач обуславливается введением такой величины, как скорость движения, а также использованием при их решении схем, которые отражают не отношения между величинами, а процесс движения. С первого урока важно заинтересовать детей и построить работу таким образом, чтобы им было понятно нахождение величин, связанных с решением задач данного типа.

При решении задачи важно осознание учеником предстоящей деятельности с точки зрения ее учебного смысла. Школьник должен задуматься о значении, о цели, что он делает, понять, зачем это необходимо. Поэтому уже первые шаги в решении задачи позволяют развивать такое регулятивное действие, как целеполагание.

Методика обучения младших школьников решению задач на движение проходит в несколько этапов. На этапе принятия и осмысления задачи важно правильное чтение задачи (правильное прочтение слов и предложений, правильная расстановка логических ударений), для лучшего понимания текста задачи необходимо обучающимся задавать вопросы: Из чего состоит задача? Где и для чего могут пригодиться полученные сведения? Что известно? Что неизвестно? Что надо найти?

На этапе поиска плана решения задачи происходит формирование РУУД планирования. Составление плана может происходить в виде:

– рассуждение «от вопроса к данным» без построения графических схем

– рассуждение «от данных к вопросу» без построения графических схем

– рассуждение «от вопроса к данным» и (или) «от данных к вопросу» с построением графической схемы (моделированием).

Рисунки, схемы и чертежи не только помогают обучающимся в сознательном выявлении скрытых закономерностей между величинами, но и побуждают активно мыслить, искать более рациональные пути решения задач, помогают не только усваивать знания, но и овладевать умением применять их.

Особенно большую роль играет моделирование при решении задач на движение. При этом модель должны создавать сами обучающиеся под руководством учителя. Когда модель возникает на глазах у детей, имеет явное преимущество перед применением готовых рисунков и схем.

До начала решения задачи, для формирования таких регулятивных действий, как контроль и прогнозирование, используется приём «Прикидка ответа или установление границ рационального решения задачи». Применение этого способа состоит в том, что до решения задачи устанавливается область значении искомого числа, т. е. приблизительно в каких границах оно может быть по сравнению с данными задачи. Если после решения получают большие расхождения, значит задача решена неверно; если же эти расхождения незначительны — то, возможно, задача решена верно.

– Завершение решения задачи, когда, опираясь на текст задачи, обучающиеся дополняют решение недостающими данными.

– Решение задач разными способами (способствует формированию у обучающихся регулятивных действий прогнозирования).

– арифметическим (решение по действиям или по вопросам);

– алгебраическим (решение задач уравнением);

– графическим (рисуется чертеж);

– табличным (решение путем занесения содержания в таблицу):

– геометрическим (найти ответ на требование задачи, используя геометрические построения или свойства геометрических фигур);

– метод проб и ошибок (угадывание ответа);

– логический метод (найти ответ на требование задачи, не выполняя вычислений, а только используя логические рассуждения).

РУУД контроля формируется при выяснении, какой способ оказался наиболее понятным, наиболее рациональный.

– Становление соответствия между результатом решения и условием задачи.

При проверке этим способом число, полученное в ответе, «подставляют» в задачу и выполняют действия. Если получатся числа, данные в условии задачи, то можно считать, что задача решена верно.

– Решение задачи другим способом.

Если задачу можно решить различными способами, то получение одинаковых ответов подтверждает, что задача решена правильно.

– Составление и решение обратной задачи. В этом случае, после решения задачи, обучающимся предлагается составить обратную задачу и решить ее. Если при решении обратной задачи в ответе получится число, которое было известно в данной задаче, то можно считать, что данная задача решена верно.

На этапе исследования задачи для формирования таких РУУД, как контроль и коррекция, необходимо установить, является ли данное решение (результат решения) единственным или возможны и другие результаты (ответы на вопрос задачи), удовлетворяющие условию задачи. Для этого используется:

– изменение результата решения в соответствии с его смыслом и установление характера (направления) изменений в отношениях между измененным результатом и условием задачи;

– подбор другого результата решения и установление соответствия (возможности соответствия) условию задачи;

– оценка степени возможности удовлетворения условию задачи других результатов.

Литература:

  1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Салмина Н. Г., Молчанов С. В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М.: Просвещение. 2008
  2. Бантова М. А. Методика преподавания математики в начальных классах: Учебное пособие для учащихся школ, отделений педагогических училищ / М. А. Бантова., Г. В. Бельтюкова — М.: Просвещение, 1984.
  3. Василенко, Т. В. ФГОС второго поколения. Словарь терминов [Текст]/ пособие для работников школ/Т. В. Василенко. — М.: Грамотей, 2013. — 32 с. 2
  4. Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах. М., 1997
  5. Ковалева, Г. С. Планируемые результаты начального общего образования/ Под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2012. — 274с
Задать вопрос