Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края средствами мини-музея «Мой любимый край» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 декабря, печатный экземпляр отправим 22 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (36) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 21.11.2021

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Руфова, Л. В. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края средствами мини-музея «Мой любимый край» / Л. В. Руфова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 5 (36). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/209/6821/ (дата обращения: 07.12.2021).



Ключевые слова: родной край, Патриотическое воспитание, детский сад, Арзамас, Российская Федерация, малая Родина

В современном мире идеи патриотизма приобретают все большее значение. Во многих правительственных документах воспитанию патриотизма уделяется особое место. Так, в Федеральном законе «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 N 304-Ф в определении воспитания отмечается «формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде». В «Стратегии развития воспитания Российской Федерации на период до 2025 года» тоже прослеживается патриотическое воспитание: «воспитание гражданина России — зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». ФГОС ДО тоже нацеливает на патриотическое воспитание: в п.1.4: «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» и в п.2.6: «формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках».

Воспитание патриотизма начинается с воспитания любви к своей малой Родине. Однако, в детских садах отсутствует системный подход использования современных педагогических технологий по ознакомлению дошкольников с культурой родного края. Краеведческую работу с детьми старшего дошкольного возраста решено было проводить с использованием разнообразных средств и методов мини-музея.

Теоретическим обоснованием стали работы А. У. Зеленко «детский музей должен «подойти к детям», чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками», О. Я. Ботяковой, М. Ю. Медведевой исследования которых направлены на передачу культурного опыта в условиях музейной среды.

Цель нашей работы — формирование представлений детей о культуре родного края средствами мини-музея «Мой любимы край». Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

– Формировать образные представления детей об истории родного края, его достопримечательностях, выдающихся людях прошлого и настоящего.

– Содействовать развитию любознательности, инициативности, активности детей в процессе совместной деятельности по созданию и обогащению мини-музея «Мой любимый край».

– Пробуждать эстетические чувства детей, развивать умение замечать красоту окружающего мира, испытывать эстетическое удовольствие.

– Побуждать у детей осознанный познавательный интерес к истории своего народа, желание узнавать новое о его прошлом; воспитывать чувство гордости и уважения к своему народу (своим предкам и современникам), развивать патриотические чувства.

– Формировать компетентностный подход у детей, развивать у них субъективную позицию в процессе сохранения и приумножения экспонатов музея.

– Обогащать развивающую предметно-пространственную среду мини-музея дидактическими, наглядно-иллюстративными пособиями, способствующими ознакомлению дошкольников с культурой родного края.

– Повышать уровень информационной культуры и педагогической компетенции родителей в вопросах, способствующих ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой родного края.

При организации мини-музея было решено оформить свободное помещение в детском саду. Мини-музей находится в общедоступном месте, что даёт возможность посещать выставки, рассматривать экспозиции вместе с родителями, способствует расширению кругозора и ребенка и взрослого, приобщению к вечным ценностям, привитию чувства любви к родном краю.

Развивающая предметно-пространственная среда была пополнена картой города Арзамаса, дидактическими играми: «Герб нашего города», «Прогулка по Арзамасу», «Народные промыслы Арзамаса», Достопримечательности Арзамаса», «Что на этой улице?», «Собери картинку», «Арзамас вчера — сегодня», авторскими дидактическими играми: «Найди лишнее», «Продолжи цепочку», «Подбери пару», «Народный костюм»; интерактивными играми: «Узнай меня», «Заколдованный город», «Четвёртый лишний», «Узнай по фрагменту». Тематическими альбомами: «История Арзамаса», «Арзамас — город Гайдара», «Выдающиеся люди Арзамаса», «Достопримечательности Арзамаса», «Промыслы Арзамаса», «Предприятия нашего города»; презентациями: «Мой край родной», «Исторические и современные достопримечательности Арзамаса», «Промыслы Арзамаса», «Улицы города», «Природа родного края»; литературными произведениями писателей Арзамаса: А. Гайдар «Чук и Гек», «Тимур и его команда», «Поход», «Голубая чашка»; А. Плотников «Сборник стихов»; Е. Липатова «Веселовские вести», «На кончике хвоста»; Т. Катина «Одуванчиковый луг»; Г. Дядина «12 сов», «Уважаемые мишки», «Музыкальное дерево»; предметы старины: самовар, утюг, предметы рукотворного мира, домашняя утварь; костюмами народов Нижегородского края; репродукциями картин художников Арзамаса — А. Ступина, В. Перова, В. Раева. Были созданы схемы и макеты знакомых детям зданий, памятников архитектуры.

С детьми проводились разные виды деятельности: детские дебаты «Обогатим наш музей!»; решение проблемных вопросов: «Как сделать музей лучше?», «Что я могу сделать для обогащения музея?», «Как сохранить музей для детей младших групп?»; экскурсионные программы: проведение виртуальных и реальных экскурсий «Мой Арзамас», «Коллекция платков и шалей», «Центр ремёсел Арзамасского района», «Родной край», «Народные промыслы Арзамаса», «Достопримечательности города», «Арзамасские купола»; разработка и проведение экскурсии для детей младшей группы «Малая Родина»; подготовка репортажа для телевидения «Краеведение в детском саду»; организация и проведение квеста «И край родной откроет тайны»; продуктивная деятельность: рисование «Герб Арзамаса», «Красота родного края», конструирование «Улицы города», аппликация «Древние соборы», лепка «Животные родного края»; мастер-класс «Кукла-Луковка»; инсценирование Арзамасских народных сказок «Лиса-повитуха», «Дупло», «Как собака себе друга искала».

Немаловажное значение имеет и взаимодействие с социальными партнёрами. С целью формирования представлений детей о народных промыслах родного края была организована выездная экскурсия МУК историко-художественного музея г. Арзамаса «В стране матрешек»; а чтобы познакомить детей с предметами старины, их назначением в прошлом и настоящем — экскурсия центра ремесел г. Арзамаса «История обычных вещей: самовар, да валенки».

В результате проведённой работы у детей сформированы образные представление об истории родного края, символике, его достопримечательностях, знаменитых людях и их заслугах. Свободно ориентируются в промыслах Арзамасского края, проявляют любознательность, познавательную заинтересованность к истории своего народа. Проявляют уважение к культуре и традициям родного края, испытывают чувство гордости за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим, желание сохранить, приумножить богатство своего края.

Литература:

  1. Байдина Е. А. «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. — 2015. — № 2. — 84с.
  2. Гришина И. И., Давыденко О. И., Свинина Е. В. Краеведение в детском саду // Образование и воспитание. — 2017 — № 5. — С. 32–34.
  3. Дурнева, Н. М. Патриотическое воспитание и обучение дошкольников средствами музейной педагогики / Н. М. Дурнева, Г. В. Зуйкова, Т. А. Кайсаканова, М. Л. Чертищева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — С. 260–262.
  4. История Арзамаса: прошлое и настоящее: коллективная монография / О. В. Ефимов, В. И. Грубов, А. Л. Егошин [и др.]; отв. ред. О. В. Ефимов, Г. И. Родина. — Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ; Саров: Интерконтакт, 2019. — 427, [1] с.: ил.
  5. История Арзамаса: учеб. пособие / А. Л. Егошин, А. С. Кудряшова, В. И. Грубов и др.; под общ. ред. О. В. Ефимова, Г. И. Родиной; Арзамасский филиал Нижегород. гос. ун-та. — Арзамас: АФ ННГУ, 2016. — 399, [1] с.: ил.
  6. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019.- 352 с.
  7. Матова В. Н. Краеведение в детском саду. ФГОС /В. Н. Матова. — Москва: Детство-Пресс, 2015–176 с
  8. Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова И. А. «Мини-музей в детском саду» М.; Линка-Пресс, 2008 г. — 256 с.
Задать вопрос