Предметная область «Технология»: опыт решения проблем и творческой деятельности как предметный результат | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (36) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 15.11.2021

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Бухтоярова, Н. А. Предметная область «Технология»: опыт решения проблем и творческой деятельности как предметный результат / Н. А. Бухтоярова, О. Н. Романова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 5 (36). — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/209/6773/ (дата обращения: 24.04.2024).



Ключевые слова: Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования, предметная область «Технология», опыт решения проблем и творческой деятельности.

С 1 сентября 2022 года вступят в силу новые федеральные государственные образовательные стандарты в начальной и основной школе. Чем новые стандарты 2021 года принципиально отличаются от тех, что действуют сейчас? Почему нужно было их менять?

Разговор об обновленных стандартах начального общего и основного общего образования, разработанных Министерством просвещения Российской Федерации и утверждённых приказами Минпросвещения РФ № 286 и № 287 от 05.07.2021 года хочется начать со слов интервью министра просвещения Российской Федерации Ольги Васильевой информационному агенству ТАСС 24 апреля 2019 года «… что новые ФГОС направлены на создание единого образовательного пространства». Кроме того, основные изменения, внесённые в проекты современных ФГОС это: акцент на развитие «мягких» навыков — метапредметных и личностных; подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи); зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому подобное); учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены; определено базовое содержание программы воспитания; уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Предполагается, что образовательные стандарты третьего поколения улучшат современную образовательную систему и конкретизируют её задачи.

Как учителям, работающим в системе общего образования на уровне основного общего образования в предметной области «Технология»? в рамках данной статьи нам более подробно хотелось рассмотреть изменения требований к предметным результатам по учебному предмету «Технология». Для этого мы составили таблицу позволяющую сравнить требования к предметным результатам двух стандартов.

Таблица 1

Требования к предметным результатам по предмету «Технология»

Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года N 1897 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями на 11 декабря 2020 года)

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

ФГОС ООО 2010 год

ФГОС ООО 2021 год

1)осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;

2)овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

3)овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;

4)формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

5)развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;

6)формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.

1) сформированность целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; понимание социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;

2) сформированность представлений о современном уровне развития технологий и понимания трендов технологического развития, в том числе в сфере цифровых технологий и искусственного интеллекта, роботизированных систем, ресурсосберегающей энергетики и другим приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации; овладение основами анализа закономерностей развития технологий и навыками синтеза новых технологических решений;

3) овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

4) овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, знаниями правил выполнения графической документации;

5) сформированность умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

6) сформированность умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;

7) сформированность представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.

Сравнивая планируемые предметные результаты по учебному предмету «Технология» во ФГОС ООО 2010 года можно без труда заметить, что на уровне ключевых понятий слова: осознание роли, развитие умений, формирование — показывают на организацию процесса, а во ФГОС ООО 2021 года, слова: сформированность, овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач — ориентируют на законченный результат, что более ценно, так как позволяет его измерить и оценить. Эти процедуры сделают процесс обучения управляемым.

ФГОС — 21 года знания, умения и навыки, опыт решения проблем и творческой деятельности определяет как элементы социального опыта освоения программ основного общего образования обеспечивающего успешное обучение обучающихся на следующем уровне образования.

Оценивание ЗУН не является большой проблемой для учителей технологии, так как методика отметочного оценивания разработана методистами давно и для нас привычна. Показателями для оценки знаний, умений и навыков обучающихся являются:

– правильность приемов работы и рациональная организация труда и рабочего места;

– соблюдение технических требований и других качественных показателей учебно-производственных работ;

– выполнение установленных количественных показателей (точности изготовления, нормы времени);

– соблюдение правил безопасности труда;

– степень самостоятельности выполнения задания.

ФГОС — 21 добавляет требования к формированию опыта решения проблем и творческой деятельности. А как измерить опыт? Либо он есть, либо его нет. Что бы дать возможность ученику приобрести опыт необходимо реализовать методическую систему, предложенную к. п.н. Жуковской Ириной Евгеньевной в виде триады: творческое задание, методы проблемного обучения, коммуникативные технологии, реализуемые на каждом из этапов формирования опыта творческой деятельности.

На первом этапе формирование данного опыта происходит через систему творческих заданий на анализ объекта, его свойств, проблемное изложение, метода диалога в виде мотивационного и самопрезентирующего диалогов, игрового метода в виде игр-состязаний, экскурсий и выставок.

На втором этапе — система творческих заданий на анализ свойств компонентов объекта, метод проблемного изложения и частично-поисковый метод, автономный и критический виды диалога, игры-состязания, творческая игра, экскурсии, практические работы.

На третьем этапе — система творческих заданий на преобразование объекта, конфликтный и рефлексивный виды диалога, деловая игра, исследовательский метод.

На четвертом этапе -система творческих заданий на управление объектом, самореализующий и смыслотворческий виды диалога, творческий вечер, проектный метод, социально-значимая работа.

Более детально рассматривая систему оценивания формирования опыта решения проблем и творческой деятельности обучающихся, мы как бы складываем общую картинку из пазлов, которая предполагает выявление сформированности научного содержания, уровней творческой активности личности, ценностного отношения к предмету изучения, уровней продуктивной самостоятельности.

Своевременная и педагогически правильная оценка учебных успехов обучающихся играет большую стимулирующую и воспитательно-образовательную роль, а кроме того, делает процесс обучения управляемым и эффективным.

Литература:

  1. Жуковская, И. Е. Формирование опыта творческой деятельности учащихся при изучении экологии городского ландшафта в условиях дополнительного географического образования: специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Жуковская Ирина Евгеньевна; Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет». — Нижний Новгород, 2006. — 210 c. — Текст: непосредственный.

Ключевые слова

предметная область «Технология», Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования, опыт решения проблем и творческой деятельности
Задать вопрос