Роль дополнительного образования в создании условий для самореализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (36) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 11.11.2021

Статья просмотрена: 77 раз

Библиографическое описание:

Винтенбах, И. В. Роль дополнительного образования в создании условий для самореализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью / И. В. Винтенбах, Н. В. Шурганова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 5 (36). — С. 65-67. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/209/6758/ (дата обращения: 29.03.2024).



В статье рассматриваются вопросы о реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, являющихся успешной социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Благодаря созданным условиям мотивационной сферы в образовательном процессе для ребёнка раскрывается её творческий потенциал, формируются ценностные ориентации, жизненные цели, происходит адаптация личности в окружающем обществе.

Ключевые слова: дополнительное образование, дети с ОВЗ и инвалидностью, самореализация, адаптированные программы, образовательная деятельность.

В стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определена задача, направленная на повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество.

Дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью имеют отклонения от нормального психофизического и физического развития, вызванные врождёнными или приобретёнными дефектами, и в силу этого наиболее остро нуждаются в организации такого процесса деятельности, воспитания и развития, который максимально учитывает их особенности (общую ослабленность здоровья, быструю утомляемость, низкую познавательную активность, неразвитость эмоционально-волевой и мотивационной сферы, узкий кругозор, бедность и схематичность представлений о мире, недоразвитость личности, деформацию образа «Я»).

Каждому человеку, а ребёнку особенно, важно знать, что он нужен. Тогда и с болезнью справиться легче, и войти в нормальную жизнь можно быстрее. Только тогда ребёнок осознаёт, что он такой, как все, имеет те же права и обязанности гражданина. Всеобщая декларация прав человека гарантирует детям с ОВЗ и инвалидностью право на полное и равное участие во всех сферах жизни общества. Вовлечение этих детей в художественную творческую деятельность эффективно позволяет решать проблемы укрепления их физического и психического здоровья, преодоления комплекса неполноценности, улучшения психоэмоционального состояния и развития.

Особые возможности в выборе будущих перспектив и образовательной деятельности этой категории детей имеют учреждения дополнительного образования, особенностью которых является свободное творческое развитие личности ребёнка на основе добровольного выбора занятий, приобщение к культуре, адаптированный временный распорядок занятий. Именно в УДО педагогов, родителей и детей объединяет забота о здоровье ребёнка, сохранение атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.

Система дополнительное образование детей имеет ряд преимуществ перед основным образованием: увеличивает пространство, в котором дети могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовать свои личностные качества, демонстрировать творческие способности. Занимаясь в учреждениях дополнительного образования, ребёнок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.

Современный педагог часто сталкивается с проблемой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Ныне в разных странах повсеместно вводится инклюзивное образование. В настоящее же время наблюдается тенденция к повышению качества обучения и воспитания обучающихся, в связи с чем, индивидуализация образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью приобретает особую актуальность.

Данная категория обучающихся является одной из самых сложных и неустойчивых в плане восприятия и освоения учебной информации. Это важно учитывать, поскольку именно в период обучения закладываются фундаментальные знания и умения, которые в последствие будут развиты и приумножены.

В ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества» педагоги дополнительного образования успешно работают с детьми с ОВЗ и инвалидностью. У данной категории детей очень богатый внутренний мир. Они любознательны, с большим интересом слушают и воспринимают информацию, в большинстве своём старательны и трудолюбивы. Иногда их трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей просто удивляет, в сравнении с их сверстниками, ничем не ограниченными в жизни. Занятия творчеством дают положительную динамику в их развитии. Они становятся менее застенчивыми, более общительными, не боятся новых знакомств, начинают проявлять инициативу. И, как правило, занимаются в областном Дворце несколько лет подряд, посещая разные творческие объединения, которые могут им пригодиться в дальнейшей взрослой жизни.

Для более эффективной самореализации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью образовательная деятельность осуществляется по адаптированным дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, которые направлены на решение комплекса культурно — социальных и нравственных проблем нетипичных детей:

— нарушение связи с миром;

— недостаток контактов с взрослыми и сверстниками;

— ограниченный доступ к информационным ресурсам;

— недоступность общения с природой, культурными ценностями;

— нарушение системы нравственных ориентиров и ценностей, потеря смысла жизни.

Адаптированные дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы разработаны с учетом образовательных потребностей и запросов обучающихся с ОВЗ и инвалидностью и их родителей.

В настоящее время в Белгородском областном Дворце детского творчества разработаны и успешно реализуется ряд адаптированных программ по различным направлениям деятельности.

Художественной направленности:

— «Волшебная палитра», «Радужный мир», «Лучик в ладошке», «Город мастеров» (изобразительная деятельность, декоративно-прикладное творчество);

— «Сюрприз» (хореография);

— «Сказочный мир игрушки» (изготовление мягкой игрушки);

— «Пятый океан», «Планета Солнца» (эстрадное пение, вокал);

— «ТЕАТРиУМ» (театральное искусство).

Программы направлены на развитие художественного вкуса и творческих способностей, на формирование у обучающихся навыков эффективного социального взаимодействия, способствующего успешной социализации в обществе. В ходе учебных занятий у обучающихся развивается тонко-координированные движения: точность, ловкость, скорость, зрительно-пространственное восприятие, творческое воображение, разные виды мышления, интеллектуальная активность, речь, воля, чувства.

Социально-гуманитарной направленности:

— «Духовное краеведение святого Белогорья» (изучение истории и православной культуры);

— «Занимательный английский» (изучение английского языка).

Эти программы способствуют развитию у обучающихся детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей, необходимых для дальнейшей самореализации личности, формированию системы ценностей и убеждений, основанных на православных традициях, воспитанию патриотизма, уважения к прошлому и настоящему своей малой Родины — Святого Белогорья.

Работая с детьми, которые находятся на домашнем обучении, педагоги областного Дворца разрабатывают индивидуальные образовательные маршруты. При их составлении учитывают индивидуальные возможности и особенности каждого ребёнка; определяют формы, методы и приёмы работы на занятиях; отмечают достижения ребёнка и проводят диагностику потенциальных возможностей детей.

Данная образовательная деятельность позволяет детям с ограниченными возможностями и инвалидностью, находящимся в замкнутом пространстве, расширить сознание и совершенствовать взаимодействие с окружающим миром, дают возможность осознать собственный опыт, обрести уверенность в себе, пробудить у ребёнка активный интерес к жизни, стремление преодолеть недуг и осознание своей неполноценности. Деятельность детей, предполагаемая в процессе обучения по адаптированным программам позволяет, опираясь на здоровые силы и сохранные возможности ребёнка развивать сенсомоторную основу высших психических функций, компенсировать недостаточность жизненного, практического опыта, создать условия для развития навыков общения, обеспечивать устойчивую мотивацию коммуникативной деятельности и овладеть навыками социального взаимодействия.

В образовательном процессе используется сложное сочетание нескольких методов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта. А использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность и интерес обучающихся к учебным занятиям.

Особое внимание педагоги уделяют применению технологии создания ситуации успеха, что даёт каждому ребёнку с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью осознать свою творческую ценность, продвигает к новым творческим достижениям. Педагоги создают атмосферу радости, удовольствия, соучастия детей в процессе восприятия материала и потребности активной творческой отдачи при выполнении заданий. Творческий подход к работе, воспитанный в ходе занятий, дети переносят в дальнейшем в общественно-полезную деятельность.

Важно, чтобы работа с детьми с ограниченными физическими возможностями доставляла удовлетворение от труда и самому педагогу. Должна быть заинтересованность и взаимопомощь в воспитании ребёнка как педагога, так и их родителей. Необходимо, чтобы как можно больше семей с такими детьми получали квалифицированную помощь. Эти дети не должны в нашем обществе быть изгоями они должны заниматься на равных со здоровыми детьми по своим способностям и возможностям в различных творческих объединениях дополнительного образования.

Из страны детства дети с ОВЗ и инвалидностью уходят в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрым к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Трудно перечислить нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. В это свой вклад вносят педагоги дополнительного образования ГБУДО» Белгородский областной Дворец детского творчества».

Литература:

  1. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2007г.
  2. Фрост Лори, Бонди Энди . Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов/ Фрост Лори, Бонди Энди ; переводчик: Мельникова Екатерина, редактор: Яремчук Мария Викторовна — Москва: Теревинф, 2011 г.
  3. «Альтернативная коммуникация». Методический сборник. Автор-составитель Штягинова Е. А. Городская общественная организация инвалидов «Общество «Даун синдром», Новосибирск, 2012
  4. Баенская Е. Р. «Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст)». Серия «Особый ребенок» Теревинф, 2007 г.
  5. Васильева Н. Л. Что чувствуют наши дети, или Горилла и Динозавр (записки детского аналитика). — 2006г.
Задать вопрос