Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми старшей группы «Знакомство со звуком С» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бикташева, Г. А. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми старшей группы «Знакомство со звуком С» / Г. А. Бикташева, И. А. Еренкова, В. Е. Вихрева, Н. Н. Бервинова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 5 (36). — С. 105-107. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/209/6683/ (дата обращения: 24.04.2024).



Образовательная область: познавательное развитие

Тема занятия:« Знакомство со звуком С »

Возрастная группа: 5–6 лет

Количество детей: 10 человек

Цель занятия: Познакомить и закрепить у детей представление о звуке С

Дополнительные задачи:

Образовательные:

– обогащать словарный запас детей по теме «Наш детский сад»

Коррекционно-развивающие:

– развивать слуховое восприятие;

– развивать и укреплять мелкие мышцы рук;

– развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом.

Воспитательные:

– воспитывать желание говорить красиво, правильно

Словарная работа: старшая группа, свистящий звук, звуки гласные и согласные, твёрдые и мягкие.

Планируемые результаты занятия :

– обогащение словарного запаса по теме «Наш детский сад»;

– проявление познавательного интереса к речевой деятельности;

– активное использование речи для выражения своих мыслей и желаний;

– более эффективное взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Подготовительная работа:

планирование занятия:

– знакомство с программным материалом и определение темы занятия;

– изучение методической литературы и разработка конспекта занятия;

– подготовка оборудования.

подготовка детей к занятию:

– экскурсия по детскому саду

Материалы и оборудование:

– монитор, фото-слайды с артикуляционным профилем и символами звука С

– индивидуальные зеркала для артикуляционной гимнастики

– флажки (с изображением губ в улыбке)

– мячик-смайлик

– картинки и фотографии с изображением детского сада.

  1. Организационный момент:

Воспитатель: Доброе утро, ребята!

— Я очень рада встрече с вами, я рада, что вы повзрослели и перешли из средней группы в старшую. В старшей группе вы узнаете много нового и интересного о звуках и буквах.

— А вот хитрая сова из средней группы обиделась на вас и не хочет, чтобы вы взрослели и умнели, и уходили от неё в другую группу. И пока мы шли по лестнице в кабинет, она залетела и унесла все картинки и фотографии про наш детский сад, которые лежали у меня на столе. И нам опять придётся вспоминать и повторять то, чем вы любили заниматься в средней группе. Ну-ка, напомните мне, что мы любили делать? (ответы детей)

— Ребята, а как зовут вашу сову и где она живёт?

Дети: Сова-соседушка, живёт в детском саду.

Воспитатель: Прислушайтесь к этим словам, они как будто свистят.

  1. Введение в тему занятия:

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся со свистящим звуком С. Он очень часто живёт в различных словах, а особенно его много в нашем детском саду.

— Звуки мы слышим и произносим, они бывают гласные и согласные, твёрдые и мягкие.

— Ребята, возьмите наши волшебные зеркала и понаблюдайте за язычком и губками,когда будем произносить звук С.

— Давайте просвистим как большой насос– ССССС –

— Язычок лежит внизу, прижался к нижним зубкам, губки улыбаются и воздух тоже радостный и громко свистит!

На мониторе демонстрируются фото-слайды с артикуляционным профилем и символами звука С.

— Наш звук согласный, потому что при произнесении воздух встречает преграду: зубки и язычок.

  1. Основная часть:

Игра «Ушки на макушке»

Воспитатель: Ребята, напоминаю, что звуки мы произносим ротиком, а слышим ушками. Сейчас я буду произносить различные слова со звуками С, а вы, если услышали слова, которые живут в нашем детском саду и в них есть звук С, поднимаете флажок, на котором изображены губки с улыбкой. Итак, начинаем!

(Воспитатель произносит слова: доска, воспитатель, старшая группа, газета, посуда, Света, самолёт, праздник, медсестра, весна, счётные палочки, Слава).

Динамическая пауза (на ковре)

Детки в садик в наш идут (шагают друг за другом по кругу)

Веселятся и поют.

— С воспитателем играют (остановились, хлопают в ладоши)

За столами вышивают (присели)

— Днём играют и гуляют (вокруг себя покрутились)

В спальню быстро забегают (бег на месте).

Раздаётся стук в дверь, учитель-логопед открывает, и все видят на полу у двери мячик-смайлик, картинки и фотографии с изображением детского сада.

— Ребята, посмотрите, это ваша Сова-соседушка решила извиниться, вернуть картинки и даже подарить нам весёлый мячик. Скажем сове «Спасибо» и поиграем с мячиком в игру.

Дети остаются на ковре, а учитель-логопед размещает на доске картинки-подсказки, которые вернула Сова.

(спальня, спортивный зал, стол, свет, рисовать, смех, сончас, сыр, масло, сухарики, спать, суп, стаканчики, расчёски, лестница и т. д.)

Игра с мячом «Наша группа»

Учитель-логопед стучит об мячик ладошкой и одновременно произносит звук С, затем кидает мяч ребёнку и уже произносит слово со звуком С, которое «живёт» в детском саду. Ребёнок должен повторить то же действие, поймать мяч, стукнуть об мяч ладошкой, одновременно и чётко произнести звук С и также передать мяч другому ребёнку уже со словом, в котором встречается звук С в детском саду.

  1. Рефлексия.

Вкакую новую группу вы перешли в детском саду?

— С каким звуком хитрая сова украла картинки из кабинета?

— Этот звук гласный или согласный и почему?

— В какие игры мы играли и какие слова Вы услышали в первый раз про детский сад?

— Что вам больше всего понравилось на занятии?

Воспитатель: Ребята, на этом наше занятие закончилось, большое спасибо вам за старание и правильные ответы!

Задать вопрос