Этнокультурное развитие личности ребенка в условиях учреждения дополнительного образования детей | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Этнопедагогика

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (36) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 07.10.2021

Статья просмотрена: 1140 раз

Библиографическое описание:

Аммосова, С. Т. Этнокультурное развитие личности ребенка в условиях учреждения дополнительного образования детей / С. Т. Аммосова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 5 (36). — С. 97-99. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/209/6635/ (дата обращения: 29.03.2024).



В статье рассматриваются актуальность проблемы развития этнокультурного образования, особенности этнокультурного развития личности ребенка, различные аспекты организации содержания регионального компонента в условиях учреждения дополнительного образования детей на примере работы творческого объединения естественно-научной направленности МБУ ДО «Районный детский центр».

Ключевые слова: этнокультурное образование, региональный компонент, дополнительное образование, развитие личности ребенка, воспитывающая среда.

Сегодня, когда в мире так обостряются национальные конфликты, очень важной является проблема воспитания детей в духе согласия, ненасилия, мира и уважения к национальной культуре, языку, истории своего народа и, как следствие, культуре и истории других народов [2].

Усвоение содержания этнокультуры возможно в ходе специально организованного процесса этнокультурного образования, которое рассматривается как «система приобщения подрастающего поколения к этнокультурному наследию, направленная на развитие национального самосознания, сохранение культурной идентичности и воспитания межкультурной толерантности». Составляющими этнокультурного образования являются три его основные категории: этнокультурное развитие, этнокультурное воспитание, этнокультурное обучение.

Этнокультурное развитие личности представляется как процесс духовного формирования личности через усвоение общественно-исторического опыта через обращение к народным традициям, образцам фольклора.

Этнокультурное образование — это система приобщения детей и молодежи к культурному наследию своего народа, направленная на развитие национального самосознания и этнокультурной идентичности, воспитание межкультурной толерантности через освоение ценностей этно‐ и поликультур, направленных на развитие и нахождение себя в себе [3, с.129].

Духовно-нравственное воспитание — это становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и развитие таких качеств, как патриотизм и толерантность. Духовно нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Цель педагогического воздействия этнокультуры — воспитание человека, «общественно-ценной и внутренне свободной», духовно развитой личности, обладающей собственным мировоззрением, высоким сознанием, нравственностью [2].

Ценности этнической культуры, входящие в культурное наследие народов Якутии, обеспечивают системность и целостность духовно-нравственного образования школьников, зависимость становления личности от глубины усвоения культурного опыта своего народа. Воспитание развивающейся личности невозможно без приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, без знакомства с культурно-историческим наследием народа.

Дополнительное образование способствует самоактуализации и самореализации личности, когда воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа [4, с.44].

Учреждения дополнительного образования детей являются той базой, где успешно может быть организован процесс этнокультурного развития личности детей через процедуру интеграции народных традиций в образовательный процесс. Деятельность нашего учреждения направлена на создание условий для развития личности ребёнка в этнокультурной воспитывающей среде.

Сегодня этнокультурный компонент становится важным фактором в учебно-воспитательном процессе. Данный процесс я строю с учетом следующих принципов: 1) принцип патриотизма; 2) принцип историзма; 3) принцип воспитывающего обучения.

Содержание учебного материала образовательной программы творческого объединения «Дьо5ур» естественно-научной направленности располагает потенциальными возможностями овладения системой знаний следующих аспектов этнической культуры: элементарные математические и геометрические знания якутов, народные игры (обучающие детей счету и развивающие их память, мышление, смекалку и находчивость), устное народное творчество (пословицы, загадки, скороговорки, сказки), особенности архитектуры, условные знаки древней письменности для записи чисел, меры длины, времени, массы.

Эмпирические и интуитивные математические знания и представления якутов составляют один из важнейших компонентов народной мудрости, который способствует развитию знаний и представлений народа об окружающей среде [1, с.64].

Организация педагогического процесса на основе познания традиционной народной культуры, может осуществляться различными методами. Одним из наиболее эффективных методов формирования этнокультурных знаний является проектная деятельность. Метод проектов представляет собой способ самостоятельности, самоорганизации и ответственности, это живой опыт коллективной творческой деятельности, через который проходит каждый педагог, родитель и ребенок.

Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Моим воспитанникам очень нравится конкурс творческих проектов «Этноматематика»,дети совместно с родителями готовят очень интересные проекты («Система счета и нумерация народов Якутии», «Настольные игры народов Якутии», «Геометрические особенности строения «бала5ан», «Математические задачи в фольклоре народов Якутии», «Математика в якутских пословицах, поговорках, скороговорках», «Симметрия в бытовых предметах народа саха», «Симметрия в якутских орнаментах» и.т.д.).

Важную роль в процессе формирования эмоционально-ценностных норм играет формирование и развитие у воспитанников потребностей и положительных мотивов, связанных с этим качеством. Именно через игровую форму легче создать ситуацию, которая вызовет у воспитанников положительные эмоции и переживания, побудит их к активному участию в познавательной и практической деятельности. Среди кружковцев большой популярностью пользуются настольные игры во время перерывов (хабылык, хаамыска), тематические викторины и конкурсы, приуроченные к особым датам и национальным праздникам.

Введение этнокультурного компонента в образовательную деятельность позволяет:

1) полно представить богатства национальной культуры, уклад жизни народа, его историю, язык и литературу, социальные нормы поведения, духовные цели и ценности;

2) воспитать образованного, творческого человека, готового к осмысленной деятельности в условиях современной цивилизации, гражданина-патриота;

3) интегрировать традиционные учебные предметы;

4) развивать исследовательскую работу школьников.

Таким образом, в своей работе стараюсь создавать условия, обеспечивающие единство познавательного, эмоционального и этнокультурного и нравственного развития воспитанников, что является необходимым для приобщения детей к основным социокультурным нормам. Ведь особенность образовательного процесса заключается в создании пространства многообразных видов деятельности детей, нацеленных на проявление индивидуальности каждого ребёнка, приобретение новых и совершенствование имеющихся у него способностей. Только в ходе действенного комплексного освоения форм и проявлений традиционной культуры возможно эффективное протекание процесса этнокультурного развития личности детей.

Литература:

  1. Аммосова Т. П., Математические знания и представления якутов. Часть 1. — Якутск: НКИ «Бичик». — 1994. — 72с.
  2. Корчагина С. Г., Актуальные вопросы этнокультурного образования младших школьников в рамках реализации ФГОС
  3. Чехордуна Е. П., Аммосова В. В., Карпова Н. П., Этнокультурное образование и общественная экспертиза в условиях внедрения ФГОС//Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО «Человек и образование». — 2013. — № 3 (36) — с.128–134.
  4. Дьяконов Н. В., Детская дипломатия — действенный инструмент воспитания патриотов//Инновации в дополнительном образовании: опыт и перспективы: материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной Году дополнительного образования детей в РС(Я)/под ред. М. П. Петровой. — Якутск: Цикл, 2016. — 44–47с.
Задать вопрос