Сессия как фактор академической мотивации в связи с успешностью обучения. Профессиональные склонности, связанные с мотивацией | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (35) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 29.09.2021

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Конюхова, Е. Т. Сессия как фактор академической мотивации в связи с успешностью обучения. Профессиональные склонности, связанные с мотивацией / Е. Т. Конюхова, П. Е. Зволь, А. Д. Туманова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 4 (35). — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/205/6611/ (дата обращения: 28.03.2024).



В статье авторы выявляют особенности сессии как фактора академической мотивации в связи с успешностью обучения студентов 1-го курса специальности Педагогическое образование: Иностранный язык (английский язык) и Иностранный язык (немецкий/французский язык) с помощью психологических методик на выявление мотивации студентов, в дальнейшем определяющая профессиональные склонности студентов.

Ключевые слова : мотивация, сессия, студенты, успешность обучения, методики, профессиональные склонности.

Формирование внутренней мотивации является ключевой проблемой в образовательной практике, поскольку именно от нее в достаточной степени зависит образовательный результат и формирование будущих специалистов, ориентированных на постоянный процесс саморазвития и познания. Особенно острым этот вопрос становится, когда у большинства студентов учебная деятельность чаще всего приобретает лишь формальный характер. Сессия является основным «движком» в мотивации среди студентов, так все возможные условия подготовки к сессии направляют студента усиливаться в учёбе, приобретать больше знаний и опыта, который можно будет представить на экзаменах, закрепить этот опыт и уже использовать его в будущей специальности.

Необходимо оценить, какие мотивы являются ведущими в учебной деятельности, и какими они являются: внутренними или внешними. Мы приходим к тому, что благоприятной базой для становления устойчивой мотивации к учебной деятельности является мотивация достижения цели, в том числе успешная сдача сессии. До тех пор, пока у студентов будет преобладать мотивация избегания неудач, мотивация к учебной деятельности не может получить развитие на глубоком личностном уровне. Тем более мотивация студента зависит от того, насколько осознанно он подошёл к выбору своей будущей специальности. Возможны такие факторы в жизни студента, когда он на месте уже выбранной специальности понимает, что она ему не подходит по некоторым профессиональным и личностным параметрам.

Цель данного научного исследования заключается в выявлении показателей мотивации группы студентов в отношении учебы, сессии и, в дальнейшем, в отношении своей профессии — насколько студенты замотивированы в учёбе, насколько они в ней успешны посредством их личностного направления на успехи или неудачи, что в дальнейшем может определить их профессиональные склонности к тем или иным сферам учебно-профессиональной деятельности.

Задачи исследования заключаются в проведении следующих методик и опросников на выявление уровня академической мотивации студента и определения его профессиональных склонностей:

1) Методика изучения мотивов учебной деятельности (модификация А. А. Реана, В. А. Якунина);

2) Тест «Модель мотивационного профиля личности» (Ш. Ричи и П.Мартина);

3) Определение профессиональных склонностей (опросник Л.Йовайши в модификации Г.Резапкиной).

Объектом исследования рассматривается группа студентов НФИ КемГУ, факультета филологии, группы ИЯИЯа-20–1, 1 курс.

Предмет исследования : определение сессии как фактора академической мотивации в связи с успешностью обучения студентов данной группы.

I . Методика изучения мотивов учебной деятельности (модификация А. А. Реана, В.Якунина).

Данная методика состоит из исследования уровня развития внутренней мотивации деятельности учащихся в профессиональной учебной деятельности, внутреннем отношении студентов к учебным аспектам собственной деятельности.

Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Для повышения достоверности результатов все вопросы сбалансированы по количеству положительных и отрицательных ответов: по каждой шкале им соответствует равное количество пунктов опросника. Учащиеся проявляют свое отношение к происходящему на уроке и описывают испытываемое при этом состояние [1].

В ходе тестирования получены следующие результаты, представленные на круговой диаграмме (рис. 1):

Круговая диаграмма результатов методики Реана и Якунина среди студентов группы ИЯИЯа-20–1, 1 курс.

Рис. 1.Круговая диаграмма результатов методики Реана и Якунина среди студентов группы ИЯИЯа-20–1, 1 курс.

Во-первых, люди, обладающие высоким уровнем мотивации деятельности, составляют 36 % группы. Стоит обратить внимание на то, что уровень мотивации у юношей гораздо выше, чем у девушек. Скорее всего, это объясняется их небольшим количеством в группе. Во-вторых, средний уровень мотивации в группе составляет 54 %, что говорит в дальнейшем о меньшем проценте мотивации у девушек в группе. В-третьих, низкий уровень в группе составляет 9 % — в это число входят только девушки. Из этого можно сделать вывод, что в группе присутствует процент девушек с низким уровнем мотивации или полным ее отсутствием.

Если же брать ответы студентов по количеству выставленных ими баллов, можно сказать следующее: высокий уровень составляет от 15 до 20 баллов (мотивация на успех), средний — от 6 до 14 (неопределённое состояние) и низкий — меньше 5 баллов (мотивация на неудачу).

II . Модель мотивационного профиля личности Ш. Ричи и П. Мартина.

Данный тест направлен на раскрытие мотивационного профиля личности, как основу обеспечения удовлетворенности работой и мотивации. В модели мотивационного профиля представляется уровень мотивации студента, исходя из его потребностей в высоком материальном достатке, общественном признании, свободе в творческой деятельности и других параметрах, обеспечивающих личностный рост студента. Тест состоит из 12 рангов (определённых потребностей). Выполняя тест, студент должен выставить в нужном для него порядке ранги потребностей, первые в порядке из которых он считает нужными для себя.

Ранги не должны повторяться [2].

Опираясь на результаты данной методики, можно сделать выводы, что в приоритете у студентов группы ИЯИЯа-20–1 следующие ранги, представленные в таблице № 1:

Таблица 1

Приоритетные ранги потребностей студентов группы ИЯИЯа-20–1, 1 курс

Ранг 5

Ранг 3

Ранг 12

Потребность в стойких длительных взаимоотношениях с небольшой группой людей; потребность в достижении и постановке для себя вызывающих целей — более преобладающий ранг

Потребность в структурированной работе, обратной связи и информации о собственной работе, снижения степени неопределённости, связанной с работой — средне преобладающий ранг

Потребность в интересной и полезной работе для общества — менее преобладающий ранг

III . Опросник на определение профессиональных склонностей Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной.

Данный опросник состоит из 24 вопросов, каждый из которых направлен на конкретные профессиональные сферы и принципы. Задача студента заключается в ответах на каждый вопрос, исходя из собственных профессиональных предпочтений [3]. Студент может обладать следующими склонностями, что покажет по результатам пройденный опросник:

  1. Склонность к работе с людьми;
  2. Склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе;
  3. Склонность к практической деятельности;
  4. Склонность к эстетическим видам деятельности;
  5. Склонность к экстремальным видам деятельности;
  6. Склонность к планово-экономическим видам деятельности;

В ходе опросника можно выявить следующие критерии:

10–12 баллов — ярко выраженная профессиональная склонность.

7–9 баллов — склонность к определенному виду деятельности.

4–6 баллов — слабо выраженная профессиональная склонность.

0–3 баллов — профессиональная склонность не выражена.

В группе ИЯИЯа-20–1 выявлены следующие результаты опроса (рис. 2):

Результаты профессиональных склонностей по опроснику Л.Йовайши (в модификации Г. Резапкиной)

Рис. 2. Результаты профессиональных склонностей по опроснику Л.Йовайши (в модификации Г. Резапкиной)

Подводя итоги, полученные результаты можно использовать на практическом опыте, осуществляемом со стороны преподавателей вузов, следующим образом:

— скооперировать работу в группе, выдавая материал для осуществления совместной согласованной работы;

— профилактические психологические беседы о мотивации на неудачи и успех: необходимо рассуждать со студентами о том, что ошибки и неудачи ведут к ещё большей степени успеха, нежели избегание этих неудач;

— направлять профессиональные склонности студентов на осуществление конкретной деятельности в студенческих творческих мероприятиях.

Литература:

  1. Методика изучения мотивов учебной деятельности (модификация А. А. Реана, В.Якунина) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://testserver.pro/run/test/4995/5711 (дата обращения: 12.04.2021)
  2. Модель мотивационного профиля личности Ш. Ричи и П. Мартина [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tomanage.ru/library/articles/motivation/motiv_education/ (дата обращения: 12.04.2021)
  3. Опросник Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://metodkabi.net.ru/index.php?id=34 (дата обращения: 12.04.2021)

Ключевые слова

мотивация, студенты, методики, успешность обучения, сессия, профессиональные склонности
Задать вопрос