Социальное проектирование как средство повышения социальной активности обучающихся суворовских военных училищ | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (35) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 04.10.2021

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Шарифуллин, Б. З. Социальное проектирование как средство повышения социальной активности обучающихся суворовских военных училищ / Б. З. Шарифуллин, С. А. Казаков. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 4 (35). — С. 6-9. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/205/6610/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье автор пытается определить формы и методы формирования социально активной позиции обучающихся.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, метод проектов, патриотизм, социальная активность.

Обучающиеся суворовских военных училищ круглосуточно находятся в стенах училища, что дает широкие возможности интеграции внеурочной и урочной деятельности. Специфика суворовского училища (чёткий распорядок дня, строгая воинская дисциплина, единые педагогические требования учителей и воспитателей) не только обеспечивает интеграцию, но и делает её фактически неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.

Перед педагогическим коллективом стоят важные и сложные задачи по воспитанию и обучению обучающихся: формирование и развитие профессионально значимых качеств, готовности к их активному проявлению в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы; формирование и развитие важнейших социально значимых качеств: гражданская зрелость, любовь к Отечеству, высокая ответственность, чувство долга, верность конституционному, воинскому долгу и традициям, стремление к сохранению и приумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование.

Тема патриотизма особенно актуальна сейчас, происходящие изменения в общественной жизни, в области образования в современной России требуют глубокого переосмысления понятия патриотизма и патриотического воспитания.

Одним из основных направлений воспитательной работы в училище является патриотическое воспитание, так как воспитание любви к Родине, верности воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности представляется нам самым важным фактором в становлении будущих офицеров.

Патриотическое воспитание должно базироваться, главным образом, на систематической пропаганде патриотизма во всех видах внеурочной деятельности. В освещении каждой проблемы надо найти повод сказать о любви к своему Отечеству. Поэтому в воспитательной работе с суворовцами, помимо пассивного обращения к героическому прошлому, культуре, истории нашего государства, целесообразнее всего было бы использовать их стремление к активной деятельности.

Цель патриотического воспитания — создание условий для развития в личности гражданина и патриота России сострадания, сочувствия, чувства собственного достоинства, осознания себя частью окружающего мира, потребности участвовать во всех делах на благо семьи, училища, родного края.

Современное образование дает широкий спектр технологий в организации патриотического воспитания. В училище широко используется метод проектов. Так, уже много лет реализуется военно-патриотический проект «Герои-выпускники училища». Проект направлен на увековечение памяти известных выпускников училища. Проводятся встречи суворовцев с выпускниками, проводятся исследовательские работы о жизненную пути и достижениях выпускников, ведется летопись.

Кроме того, в училище реализуется военно-патриотический клуб «Герои нашего времени» в рамках которого запланированы встречи с Герои Советского Союза, Российской Федерации, ветеранами Великой Отечественной войны, Вооруженных сил Российской Федерации, писателями, выпускниками Вузов Сухопутных войск. В ходе таких мероприятий суворовцы знакомятся не только с историей нашей страны, но и с профессиональной деятельностью офицеров.

В последние годы тема Великой Отечественной войны стала чрезвычайно актуальной в связи с тем, что ее события становятся уже настолько далекими, что современным молодым поколением они воспринимаются исключительно как объект книжной науки. И хотя мы часто произносим фразу: «В нашей стране нет семьи, которой бы не коснулась Великая Отечественная война», многие не знают, как же именно она их коснулась. Так появилась идея создать творческий проект «Найди своего Героя», который реализовывался в 7–9 классах. По замыслу проекта, каждый воспитанник с помощью родителей и воспитателей должен был найти для себя образ героя Великой Отечественной войны — человека родного и близкого или совсем незнакомого, чей каждодневный ратный и трудовой подвиг в годы войны обеспечил нам мирное существование. Семьи суворовцев активно занимались поиском информации о своих родственниках в домашних архивах. Задача воспитателя и педагога-организатора состояла в том, чтобы помочь обучающемуся отобрать и систематизировать материал. А если информации было мало, то работа велась в открытом доступе электронных информационных ресурсах. Продуктом данного проекта стала выставка проектных и творческих работ. Многие семьи, к своему удивлению, смогли найти не только оригинальные письма своих прадедов, а также увидеть их места захоронения, удостоверения к наградам.

Продолжением проекта «Найди своего героя» стал проект «Кто мой командир», в котором нашли свое отражение страницы истории конкретных семей наших воспитателей. Проект реализуется на младших учебных курсах под руководством воспитателей курса. Начиная работу над проектом, мы понимали, что он требует определенного плана действий. Сначала важно было определить, что именно мы предполагаем получить в качестве конечного продукта, кто конкретно будет задействован и в какой степени на разных этапах выполнения проекта. Были созданы микрогруппы в каждом классе, сформулированы этапы работы над проектом: Суворовцы активно собирали материал о своем герое, составляли рассказы, презентовали и защищали свою работу перед всем классом. Ведь именно работа над проектом позволяет решать важные задачи гражданского и патриотического воспитания обучающихся, формирование у них чувства сопричастности и гордости за героическое прошлое нашего народа через историю своего командира (воспитателя).

Таким образом, технология проектной деятельности способствует личностному росту, формированию социально активной позиции суворовца, позволяет приобрести опыт самостоятельной деятельности, проявить личную ответственность, необходимые будущему защитнику Отечества, патриоту своей страны.

Литература:

  1. Боровых В. П. Практико-ориентированные проекты. Технология 7–11 классы. — Волгоград, 2009 г.
  2. Бычков А. В. «Метод проектов в современной школе». — М., 2000 г.
  3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2011 г.
  4. Дик Н. Ф. Лучшие инновационные формы внеурочной деятельности в начальной школе. — РОСТОВ-на-ДОНУ: Феникс, 2009 г.
  5. Дик Н. Ф. Обучаем и воспитываем по-новому. Инновационные формы внеурочной деятельности в 5–9 классах. — РОСТОВ-на-ДОНУ: Феникс, 2009 г.
  6. Лисова К. Л. Воспитательные возможности проектной деятельности школьников/Воспитание школьника № 2, 2011 г.
  7. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования — М.: Издательский центр «Академия», 2003 г.
  8. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе
Задать вопрос