Некоторые вопросы формирования основ музыкальной грамотности младших школьников средствами хорового пения | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (34) июнь 2021 г.

Дата публикации: 30.05.2021

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Антончева, Н. С. Некоторые вопросы формирования основ музыкальной грамотности младших школьников средствами хорового пения / Н. С. Антончева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 3 (34). — С. 12-13. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/198/6438/ (дата обращения: 24.04.2024).



В наши дни требования к современной системе образования направлены на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира и на реализацию программы развития российского образования. Именно искусство в силу своей природы способно помочь достигнуть этих целей. Поэтому переосмысление отношения и к искусству в целом, и к музыкальному образованию в частности становится важнейшим фактором развития современного общества.

Музыка в школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, предметом, способствующим формированию полноценной личности будущего человека. Одна из актуальных целей его изучения, обеспечивающей реализацию содержания ФГОС в вопросе становления личностных характеристик выпускника начальной школы — формирование основ музыкальной культуры, одним из компонентов которой, наряду с музыкальным опытом и музыкально — творческим развитием, является музыкальная грамотность.

Существует несколько взглядов на толкование термина «музыкальная грамотность». С одной стороны — это степень владения человеком определенными сведениями о музыке: ее стилях, жанрах, элементах выразительности, способах записи и ее создателях (композиторах, исполнителях). И в этом смысле любой школьник, начиная с младших классов, имеет возможность стать музыкально грамотным через освоение теоретических аспектов программ по музыке различных авторов: Д. А. Рытова; Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной; В. В. Алеева, Т. Н. Кичак; Л. В. Школяр и др. С другой, по мнению автора системы общего музыкального образования Д. Б. Кабалевского, — «это способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное». Иными словами, музыкальная грамотность проявляется в качествах восприятия музыки, связанных с духовным постижением музыкального искусства, ее практическим освоением. И сформировать это «“особое чувство” музыки» у школьника, дать ему возможность приобрести эту способность — одна из задач учителя музыки, требующая комплексного подхода, основанного на творческой интеграции теории и практики в процессе обучения.

Опыт моей работы с младшими школьниками показал, что в вопросе формирования музыкальной грамотности эффективными оказываются наиболее активные и общедоступные виды музыкальной деятельности. Среди них — хоровое пение. О его значении в обучении и воспитании детей, универсальности в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов, возможностях здоровьесбережения сказано немало в работах известных педагогов-музыкантов. Но на сегодняшний день, особенно в контексте формирования музыкальной культуры учащихся, весьма актуальным остается вопрос выбора певческого репертуара. Перефразировав известные слова испанского писателя Мигеля Сервантеса де Сааведра: «Скажи, что ты поешь, и я скажу кто ты», можно в полной мере осознать значимость песен, разучиваемых на уроках музыки, в вопросе формирования личности младшего школьника, а так же роль учителя в этом процессе.

Проблема становится очевидной, когда сталкиваешься с реальной действительностью в вопросе преподавания музыки в общеобразовательных школах. Из-за малой обеспеченности профессиональными кадрами, особенно малокомплектных сельских школ, музыку вынуждены преподавать учителя начальных классов, или других специальностей, не обладающие достаточным уровнем музыкально — практической подготовки. Вариативность содержания многих программ по музыке предоставляет им определенную свободу при подборе песенного репертуара. И, зачастую, сталкиваясь с проблемами технического обеспечения, или же идя на поводу у желания «шагать в ногу со временем», а потому учитывать только интересы детей, которые чаще всего сформированы современной поп — культурой и телевидением, или наоборот, следуя новым вокальным тенденциям, основанным на подражании взрослой манере пения, преподаватели ограничиваются определенным стилем выбранных ими песен, не учитывая при этом степень их сложности и возможного негативного влияния на формирующийся голосовой аппарат ребенка.

Поэтому, на сегодняшний день, одна из задач педагога состоит в том, чтобы научиться грамотно составлять музыкальный репертуар, подбирать такие музыкальные произведения, которые будут и интересны школьникам, и способны их духовно развивать, и соответствовать духу времени, и дадут возможность приобрести определённые вокально-хоровые навыки и умения.

В своей практике работы с младшими школьниками при выборе песенного репертуара руководствуюсь несколькими принципами: качество, содержательность и доступность. То есть использую в работе песни, соответствующие оптимальным вокальным возможностям учащихся того или иного возраста, доступные и понятные им по содержанию и эмоциональному переживанию, обладающие высокими художественными качествами. Поэтому, формируя репертуар младших школьников, стараюсь сделать его разноплановым. Это и лучшие образцы русского народного песенного творчества, русской и зарубежной классики, произведения современных композиторов. У каждого из них есть свои преимущества.

Исполнение народных песен с их легко запоминающимися мелодиями, небольшим диапазоном, повторяющимися метроритмическими формулами в сочетании с игровыми формами их разучивания становятся основой для формирования певческих навыков и умений.

Произведения композиторов-классиков М. Глинки, П. Чайковского, А. Гречанинова, И. Баха, Й. Гайдна, В. Моцарта, Э. Грига и других позволяют знакомиться с музыкальной культурой разных стран, их традициями, противостоять засилью низкопробной музыки, формировать эстетический вкус.

Песни композиторов XX века М. Блантера, П. Аедоницкого, О. Фельцмана, Соловьева — Седого, Е. Крылатого и более современных М. Славкина, В. Комракова, Е. Зарицкой, Т. Петряшевой, А. Ермолова, А. Ольханского, способствуют укреплению интереса к качественной современной музыке, расширяют эмоциональную палитру детских впечатлений, укрепляют ощущения связи музыки с жизнью, повышают мотивацию к обучению.

Наряду с традиционными песнями, на уроках использую небольшие песенки-попевки разных авторов: Т. Сиротиной, Л. Абелян, Л. А. Яртовой, Е. Поляковой и других. Небольшие по размеру, но очень емкие по своему содержанию и учебным задачам эти произведения способствуют развитию вокально — хоровых навыков, четкой дикции, образности исполнения, формированию личностного отношения к музыке, а также помогают осваивать основы музыкальной грамоты. Учащиеся с большим интересом в занимательной форме осваивают и закрепляют такие музыкальные теоретические понятия, как мелодия, темп, ритм, звукоряд и т. д. Подобный песенный материал использую как самостоятельные произведения на начальном этапе обучения, так и в качестве вокальных упражнений в распевании перед основной вокально-хоровой работой в более старшем возрасте.

Как показывает практика, найденный мною баланс в отношении музыкального репертуара для уроков музыки в начальной школе дает возможность увлечь детей любым хоровым произведением от простой песенки-попевки до лучших образцов классической и современной музыки. Это позволяет обогащать музыкальный опыт учащихся, формировать у них вокально-певческие навыки, развивать в них творческое начало и познавательный интерес, эффективно формировать их музыкальную грамотность и культуру.

Литература:

  1. Музыкальное образование в современном культурном пространстве: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Д. Б. Кабалевский — композитор, учёный, педагог» (5–6 декабря — г.Пермь, 11–12 декабря 2014 года — г.Москва). М., 2015.
  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч. 2–4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2011. — 231с. — (Стандарты второго поколения)
  3. Сергеева Г. П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. — М.: Академия, 2000. — 128 с.
  4. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 23.03.2020)
Задать вопрос