Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» на уроках английского языка и во внеурочной деятельности как средство формирования универсальных учебных действий | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (34) июнь 2021 г.

Дата публикации: 30.05.2021

Статья просмотрена: 281 раз

Библиографическое описание:

Григорьева, О. С. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» на уроках английского языка и во внеурочной деятельности как средство формирования универсальных учебных действий / О. С. Григорьева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 3 (34). — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/198/6436/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье автор определяет состав универсальных учебных действий (УУД), формируемых во время игр «Что? Где? Когда?» и приводит примеры заданий на формирование познавательных УУД.

Ключевые слова: интеллектуальная игра, метапредметные способности, самосовершенствование.

XXI век — это эпоха мощного потока информации и инноваций. Исходя из этого, основной целью образования представляется воспитание творческой личности, открывателя нового, готового к непрерывному обучению на протяжении всей своей жизни. Достичь этого возможно только посредством создания в образовательном учреждении интеллектуально насыщенной, эмоционально благоприятной среды для развития обучающихся. В игре, намного эффективнее чем в других видах деятельности, развивается большинство психологических процессов. Изменения в психике в процессе игры могут быть настолько существенными, что у ведущих мировых психологов утвердилось мнение об игре, как о ведущем способе передачи знаний в период школьного образования. В процессе игры формируются новые, эволюционируют уже имеющиеся знания и умения, а также возникает мощнейший познавательный мотив, стимул к учебе. Интеллектуальная игра направлена на развитие подвижного интеллекта (умения быстро и точно обрабатывать текущую информацию для принятия оптимального решения) и самореализацию личности, её социализацию, нахождение своего круга общения.

В МБОУ Лицее № 15 города Сарова большое внимание уделяется раскрытию потенциала и развитию интеллектуальных способностей обучающихся. В «Что? Где? Когда?» (ЧГК) играют обучающиеся 5–11 классов, родители и учителя. Школьник проходит путь от простого увлечения популярной игрой к активному многогранному самообразованию. Игра вовлекает школьников в многоступенчатый процесс общения и познания, который схематически можно отобразить логической цепочкой: Интерес к игре и игровому общению → интерес к новому → необходимость поиска нового → необходимость и желание применить полученные знания и умения →необходимость интеллектуального общения. Воспитание творческого, независимого мышления облегчает учащимся процесс дальнейшего образования и помогает достичь успехов в любом виде деятельности. Ценность игры для меня как педагога иностранного языка заключается и в том, что при помощи «ЧГК» развивается подвижный интеллект (умение быстро и точно обрабатывать информацию для принятия оптимального решения). Значит, она может стать незаменимым инструментом формирования не только базовых способностей личности (памяти, мышления, воображения и т. д.), но и метапредметных. В результате систематического проведения игр у обучающихся формируются следующие универсальные учебные действия.

Состав коммуникативных УУД

Как и любая командная игра, «Что? Где? Когда?» формирует способность к согласованным действиям. Игроки получат возможность научиться: совместно договариваться о правилах общения и поведения во время игры, определять функции членов команды, играть разные роли в команде, учитывать позицию другого, вырабатывать общее решение, разрешать конфликты, сотрудничать в процессе поиска правильного ответа, грамотно выражать свои предположения и догадки, умение отстаивать свою позицию, понимать значимость коллектива и своей ответственности перед ним.

Состав регулятивных УУД

Ставить цель и планировать пути её достижения, устанавливать приоритеты, контролировать своё время во время игры, проявлять волевые усилия, производить оценку достигнутых результатов и коррекцию своей деятельности после игры, — все эти способности стоят у истоков формирования самоэффективности будущей личности.

Состав познавательных УУД

Общеучебные

Находить ответы на вопросы, используя знания по предметам, свой жизненный опыт и информацию, полученную в дополнительных источниках;

извлекать необходимую информацию в тексте, определять основную и второстепенную;

структурировать знания;

создавать алгоритмы размышления при поиске ответов на вопросы;

выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.

Логические

Использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач;

перерабатывать полученную информацию: анализировать (с целью выделения признаков), синтезировать (составлять целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, подводить под понятия, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки, ассоциативные цепочки, устанавливать аналогии, выдвигать гипотезы, доказывать.

Примеры заданий на формирование познавательных УУД

Вопрос: Согласно ирландской пословице, одна и та же участь не должна постигнуть три вещи — шпагу, лопату и… Назовите третью. ( Правильный ответ: Человеческая мысль, при помощи анализа выделили общий признак шпаги и лопаты — острота).

Разгадывание ребусов, квест-задач и т. п. формирует навык декодирования информации.

Вопросы из литературного блица: Расшифруйте по картинкам названия детских книг английских и американских авторов. Дополнительный балл добавляется, если команда правильно назвала ещё и автора.

Вопрос: Прочитайте и переведите текст СМС:

HB2U! CUL8R.

( Правильный ответ : Happy Birthday to you! See you later. — C днём рождения тебя! Увидимся.)

Вопрос : My first is what we say when we agree. My second is the first syllable of the word “terribly”. My third is the antonym of “night”. My whole is the day before today.( Правильный ответ: Yes — ter — day)

«Ассоциативные» вопросы способствуют развитию образного мышления, памяти, логики, внимания, словарного запаса, высокого темпа интеллектуальных процессов.

Примеры вопросов, основанных на фонетическом сходстве

Вопрос «Чёрны ящик»: В этом ящике лежит то, что русские называют при помощи очень популярной в Великобритании спортивной игры. Что находится в чёрном ящике? ( Правильный ответ: гольфы, от англ. golf)

Вопрос: Англичане говорят, что даже после долгой тренировки они не могут произнести эту фразу правильно. В результате у них получается то, что может быть переведено на русский как «жёлто-голубой автобус». Назовите эту фразу на английском языке. ( Правильный ответ: I love you — Я люблю вас)

Вопрос: Перефразируя известные строчки Маяковского «Я бы русский выучил только за то, что на нём разговаривал Ленин », об английском во второй половине 20 века стали говорить: «Я б английский выучил только за то, что на нём разговаривал… Кто? ( Правильный ответ: Джон Леннон , John Lennon)

Вопрос: Когда-то жители английского городка Эмсбери зарабатывали тем, что выдавали напрокат туристам отбойные молотки. Назовите одним словом объект, расположенный в двух милях от этого города.

Примеры вопросов, основанных на визуальном сходстве

Вопрос: Работу этого устройства Герберт Уэльс описал так: «Представьте себе гигантскую кошку, хвост которой в Лондоне, а голова в Ливерпуле. Если наступят кошке на хвост в Лондоне, то в Ливерпуле замяукает». Назовите это устройство. (Правильный ответ: телеграф, telegraph).

Примеры вопросов, основанных на символичном сходстве

Вопрос на соотнесение русских и английских пословиц формирует умение понимать переносный смысл выражений, построенных на скрытом уподоблении.

Русские пословицы

Английские пословицы

  1. Горбатого могила исправит

А. Рыбак рыбака видит издалека.

  1. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Б. Краба не заставишь ходить прямо.

  1. Птицы с одним опереньем собираются вместе.

В. Птица в руках стоит двух в кустах.

  1. Ранняя пташка червячка приносит.

Г. Только храбрец достоин красавицы.

  1. Смелость города берёт.

Д. Кто рано встаёт, тому бог подаёт.

Правильные ответы: 1 — Б, 2 — В, 3 — А, 4 — Д, 5 — Г

Другие варианты задания на соотнесение пословиц из нескольких языков

Вопрос: У англичан это «капля, упавшая на снег». У французов — «проткни снег», а у немцев — «снежный колокольчик». А у русских что? ( Правильный ответ: подснежник, a snowdrop)

Вопрос: Англичанин скажет: «Положите это в свою трубку и выкурите». Француз скажет: «Вбейте это в голову». Немец скажет: «Запишите себе это за ушами». А что скажет русский? ( Правильный ответ: «Зарубите себе на носу» или «Намотайте на ус»)

Вопрос: В этом случае англичане сравнят вас с пчелой, французы скажут, что вы стреляете из 4-ёх ружей. А с каким животным сравнят вас русские? ( Правильный ответ: c белкой в колесе, with a squirrel)

Вопрос: Американцы поют: «Улетай, твой дом в огне и твои дети сгорят». Кому посвящается эта песенка? (Правильный ответ: Божьей коровке, a ladybird)

Вопрос, основанный на контрасте

Вопрос: В 1994 году учительница из Северной Ирландии стала обладательницей рекорда Гиннеса, произнеся некое слово с силой 120, 7 децибела, что громче , чем звук реактивного двигателя. Какое слово произнесла учительница? ( Правильный ответ: Quiet!, Тихо! )

Систематическое проведение игр способствует также воспитанию нравственных качеств подростков: честности, спокойного отношения к поражениям, формированию волевых качеств (не бросить начатое дело) и умения получать удовольствие от интеллектуального труда. Однако, главным достоинством является то, что она позволяет перевести сознание и самосознание подростков среднего и старшего возраста на качественно новый уровень их развития, сформировать устойчивые мотивы самосовершенствования.

Литература:

  1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И.А «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.; ред. А. Г. Асмолова. — М: Просвещение, 2010.
  2. Кузнецов А. А. О школьных стандартах второго поколения / А. А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. — № 2.
  3. Фисенко. Т. И., доцента кафедры Ти МО ХК ИРО, «Как реализовать принцип метапредметности в процессе обучения». Статья в сборнике методических рекомендаций в преподавании. — 2012. — с.12–19
  4. ФГОС второго поколения: основное общее образование // http://standart.edu.ru/
  5. ФГОС второго поколения: среднее (полное) общее образование // http://standart.edu.ru/
  6. Скрипкина, Ю. В. Метапредметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации //Интернет-журнал «Эйдос». — 2011. — № 4. — 25 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2011/0425–10.htm.
  7. База вопросов «Что? Где? Когда?» https://db.chgk.info

Ключевые слова

самосовершенствование, интеллектуальная игра, метапредметные способности
Задать вопрос