К вопросу о развитии концертмейстерского искусства | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (34) июнь 2021 г.

Дата публикации: 20.04.2021

Статья просмотрена: 266 раз

Библиографическое описание:

Митина, Н. А. К вопросу о развитии концертмейстерского искусства / Н. А. Митина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 3 (34). — С. 25-26. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/198/6290/ (дата обращения: 24.04.2024).



В данной статье рассматривается проблема становления и развития концертмейстерского искусства от примитивной ритмической поддержки голоса до сложнейшего по своему художественному содержанию и техническим средствам изложения музыки.

Ключевые слова: концертмейстер, концертмейстерское искусство, педагогический процесс, аккомпанемент.

Анализ литературных и научных источников показывает, что концертмейстерское искусство имеет свою вековую традицию. Концертмейстер в переводе с немецкого языка — это «руководитель группы инструментов в симфоническом оркестре, пианист, разучивающий партии с певцами, инструменталистами и аккомпанирующий им на концертах» [1, с.76]. Понятие «искусство» выражает высокую степень умения, мастерства в любой сфере деятельности. Таким образом, концертмейстерское искусство в узком смысле предполагает высокое мастерство аккомпанирования во время пения или танца. Итак, осуществим краткий экскурс в историю.

В глубокой древности примитивным аккомпанементом можно считать ритмические удары, сопровождавшие песни и пляски. По представлениям первобытного человека оставить кого — то вне музыки было всё равно, что оставить его без пищи. В Древней Греции было распространено пение под собственный аккомпанемент, ещё легендарный Амфион с помощью пения и игрой на лире укрощал зверей. В седьмом веке до нашей эры в Древней Греции создавались школы, готовящие исполнителей — универсалов: поэт, композитор, певец, аккомпаниатор в одном лице. Именно в это время впервые в истории появляется музыка, которая служит не всем и «предназначена» для немногих. «Изготовителем» музыки был или раб, обслуживающий господина, или ремесленник, работающий на городскую публику. Государство организовывало их, целенаправленно учило и использовало. Профессиональные музыканты аккомпанировали этрусским боксерам, греческим борцам и римским гладиаторам, а также танцам, причем, аккомпанементом танцу была сама песня под ритмические удары барабана. В древние и средние века аккомпанемент выполнял метро — ритмическую функцию или представлял собой унисонное, либо октавное удвоение вокальной мелодии. Широкое распространение получило искусство странствующих артистов. В Англии — менестрели, в Германии — шпильманы, в России — скоморохи, во Франции — труверы.

В Казахстане еще с шестнадцатого века основным жанром народного творчества были эпические сказания. Эпос жырау, жыршы и акынами исполнялся омузыкаленно. Сказители обязательно аккомпанировали себе на домбре. Иногда традиции исполнительского эпического искусства передавались из поколения в поколение, по наследству, от отца к сыну. Начиная с 19- го века в Казахстане зарождается народно — профессиональное песенное искусство. Народно — профессиональный певец должен был обладать красивым, сильным голосом, большим дыханием, дикцией и, самое главное — уметь аккомпанировать себе на домбре.

В Германии, Франции и во многих других европейских странах коренным образом изменилась сущность и значение аккомпанемента в конце 16 — го начале 17-го веков. С расцветом гомофонии началось развитие аккомпанемента в его современном понимании. До семнадцатого века в области вокального аккомпанемента господствовали струнные инструменты: арфа, лира, кифары, лютни и др. С конца 16 — го века они были вынуждены потесниться, принимая в свои ряды орган и клавесин. Музыканты, играющие на этих новых инструментах, должны были обладать даром импровизации, так как аккомпанемент еще не выписывался полностью. Для его записи применялся генерал — бас, которым пользовались многие композиторы, в частности И. С. Бах и Г. Ф. Гендель. Позже композиторы Венской школы стали полностью выписывать аккомпанемент, обогатились его формы, художественное содержание, теперь это непростое ритмическое и унисонное сопровождение, а часть музыкального изложения. Аккомпанемент, образуя органическое единство с мелодией, стал оказывать влияние на нее, а также возрастает и роль аккомпаниатора. Теперь это органист или клависинист, так как аккомпанемент становится аккордовым.

Итак, совершенно очевидно, что в семнадцатом веке исполнители на органе и клавесине уже не только аккомпаниаторы, они выполняют также и концертмейстерские функции: влияют на исполнение партнёров по ансамблю, руководят ими, тем самым выполняя концертмейстерские задачи. Дальнейшее развитие аккомпанемента, неразрывно связанное с общим прогрессом в музыке, приводит к углублению его содержания, усложнению, что предъявляет к аккомпаниаторам довольно высокие требования в отношении их художественного и технического мастерства.

Таким образом, в результате многовекового развития аккомпанемент из примитивной ритмической поддержки голоса вырос до сложнейшего по своему художественному содержанию и техническим средствам изложения музыки. Концертмейстерская деятельность получила свое применение в семнадцатом веке, но это, конечно, условно. Л. И. Винокур пишет, что область искусства аккомпанемента была мало исследована, поэтому понятия аккомпаниатора и концертмейстера смешивались [2]. В тоже время концертмейстерское искусство приобретало все большее значение. Сама роль концертмейстера была незавидной: эта профессия не оценивалась по достоинству, успех после выступления всегда полностью принадлежал солисту.

Многое изменилось в оценке концертмейстера в последующие периоды. Он стал равноправным участником художественного ансамбля. В настоящее время нет, пожалуй, ни одной музыкантской профессии, более проникающей в различные сферы музыкальной жизни, чем концертмейстер-пианист. Без концертмейстера невозможна работа филармоний, оперных театров, дворцов культуры, детских садов, школ, музыкальных и хореографических училищ и вузов и др. Концертмейстерскую деятельность в настоящее время можно представить в разных аспектах: работа с солистом; вокальной и танцевальной группами; с хоровым коллективом; разучивание партий с певцами, выступление в инструментальном ансамбле. В учебном процессе значение концертмейстера огромно, так как он является полноправным участником педагогического процесса на занятиях у инструменталистов, в классах по хору и вокалу. Он не только исполняет партию рояля, но и помогает учащимся разучивать музыкальное произведение, партитуру, голоса, отрабатывает с учащимся сложные места в произведениях, выступает вместе с ним на контрольных уроках, зачетах, экзаменах и, конечно, на концертах. При отсутствии педагога концертмейстер вправе самостоятельно проводить занятия. Учитель музыки в школе в качестве концертмейстера должен уметь аккомпанировать детям, школьному хору, уметь подбирать по слуху любую понравившуюся им мелодию, играть в ансамбле, транспонировать песню в удобную для учащихся тональность, читать с листа, уметь сочинять аккомпанемент к школьным песням. Таким образом, концертмейстерское мастерство — это сложный глубоко специфичный вид искусства, так как концертмейстеру нужен не только огромный артистизм, но и разносторонние музыкально — исполнительские дарования, а также доскональное знание различных певческих голосов, особенностей игры на многих инструментах. Итак, мы проанализировали исторические аспекты развития концертмейстерского искусства, что дало возможность осуществить анализ концертмейстерской деятельности на современном этапе и выявить ее специфику.

Литература:

  1. Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %9A
  2. Винокур Л. И. Первоначальное обучение искусству аккомпанемента. М.: Изд. — во МГПИ, 1998.- 46 с.

Ключевые слова

педагогический процесс, концертмейстер, концертмейстерское искусство, аккомпанемент
Задать вопрос