Инструменты развития эстетических и патриотических чувств обучающихся среднего профессионального образования: «Когда каждый стих лечит душу…» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 июля, печатный экземпляр отправим 7 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Цыбульник, Л. М. Инструменты развития эстетических и патриотических чувств обучающихся среднего профессионального образования: «Когда каждый стих лечит душу…» / Л. М. Цыбульник. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 2.1 (33.1). — С. 85-91. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/192/6377/ (дата обращения: 20.06.2021).



В данной статье автор рассматривает эффективные инструменты воздействия на позитивные эстетические и патриотические чувства будущих специалистов в период адаптации к образовательному пространству современного ССУЗа (профессиональной образовательной организации) средствами внеурочной деятельности гуманитарной направленности.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, средства и методы обучения и воспитания, внеклассная работа, система среднего профессионального образования.

Что читают нынешние подростки и читают ли? Чем наполнены их мысли и чувства? Этот вопрос волнует нынешних преподавателей-словесников учреждений среднего профессионального образования, ежегодно встречающих вчерашних школьников, интересы которых далеки от высоких помыслов и благородных стремлений тех литературных героев, с которыми им придется встретиться на уроках литературы.

Вызвать у нынешней молодежи «чувства добрые», по мнению великого А. С. Пушкина, может высокое поэтическое слово. «Тончайшим и эффективным воспитателем» назвал слово известный психолог А. В. Мудрик [2; С. 436]

В процессе профессиональной деятельности преподаватель-филолог может найти это самое слово, используя набор различных педагогических инструментов:

 четко продуманные уроки русского языка на литературном материале эстетической, нравственной и патриотической направленности,

 подобранные в соответствии с программой для уроков литературы высокохудожественные произведения отечественной классики, требующие от студентов не только вдумчивого восприятия, глубокого понимания текста, но и правильной оценки поступков героев, выражения адекватных эмоций.

Однако раскрыть духовные начала будущих специалистов возможно только во взаимодействии обучения и воспитания. Известным мыслителем XX столетия Л. С. Выготским было доказано, что обучение, равно как и воспитание, ведет за собой развитие [3; С. 85]. Не случайно один из принципов воспитания — принцип направленности воспитания на освоение культуры, ценностей общества, норм поведения .

C:\Users\Ludmila\Desktop\фото\Новая папка (2)\Screenshot_20210411-142621.png

C:\Users\Ludmila\Desktop\фото\IMG_6978.jpg

Данил Шершнев в роли поэта Сергея Есенина

Стихи читает Тихонов Семен

И на первых порах преподавателю необходимо целенаправленно использовать такие педагогические шаги, связывающие урочную и внеурочную деятельность по предмету, способствующую плавному вхождению обучающихся в образовательное пространство современного ссуза, их спокойной адаптации к новым возникающим условиям образовательного процесса, приобщению к культурным ценностям средствами литературы.

Важно не пропустить ответную реакцию обучающихся на положительные предложения преподавателя, когда они, попадая в другую образовательную среду, мало знакомы друг с другом и традициями ссуза, представляя собой «чистый лист», робко изъявляют желание проявить себя. Эффективной формой внеурочной познавательной деятельности является кружок, который носит символичное название «Живая классика». Это и живое слово из прозаических и поэтических произведений, требующее от его участников не только понимания предложенного текста, размышления над его содержанием, но и желание высказать свою позицию, не всегда совпадающую с общепринятой. Главное для всех участников — быть услышанными. Сначала обучающиеся с опаской читают предложенные тексты вслух, боясь ошибиться в произношении того или иного слова, предлагая первое прочтение фрагмента преподавателю. Затем с помощью словаря сами расставляют акценты в незнакомых для них словах. В процессе работы над текстом выясняется, что обучающиеся ранее ни разу не читали на публике. И только поддержка преподавателя позволяет участникам кружка преодолеть себя и прочитать наизусть или с листа предложенный текст. Таким образом, происходит переход «актуального» в «потенциальное» [4; С. 37].

Неслучайно, принято рассматривать образование как «гармонию двух сущностно различных процессов: социализации и индивидуализации личности». Поэтому и воспитание, по мнению О. С. Газмана, — процесс приобщения человека к общему и должному [4; С. 38]. А это становится возможным благодаря коллективному взаимодействию; одной из форм внеклассной работы по литературе является «Литературная гостиная», заседание которой, как правило, проводится один раз в год и требует длительной подготовки. Для нынешних первокурсников это стало значительным событием: связано с именем С. А. Есенина, 125-летие со дня рождения которого пришлось на начало учебного года (октябрь). Используя для подготовки и проведения заседания «Литературной гостиной» под названием «Знакомый ваш Сергей Есенин» технологию коллективного взаимодействия из обучающихся разных студенческих групп (5групп) и участников кружка «Живая классика» второкурсников, преподавателем вместе со студентами (творческая группа) были определены этапы коллективного взаимодействия:

Организованный диалог, или стартовый этап : создание творческой группы,обсуждение идеи события, выявление интересующих обучающихся вопросов, определение цели и задач;

Сочетательный диалог, или подготовительный этап :

  • распределение обучающихся на группы по интересам для выполнения различных видов работ:
  • работа в группах по выбору ключевых фрагментов, стихов поэта, крылатых выражений из его произведений, частушек, написанных Есениным, подбор загадок из старинных книг, определение тематики мини-исследований по стихам поэта, обработке и поиску недостающей информации, отбор книг и портретов для импровизированной выставки;
  • помощь в подборе музыкального сопровождения и материалов к презентации, предварительные прослушивания стихов, репетиции хоровода, частушек;
  • организация места события («Литературной гостиной»), ТСО.

Коллективный диалог, или практический этап: проведение образовательного события, самый замечательный и долгожданный момент действия; обязательные критерии подготовки образовательного события. Особое место проведения события, творческое игровое действие (хоровод), неожиданность (сюрпризность) — исполнение студентом роли поэта. Заседание сопровождается презентацией, музыкальными заставками.

Роль преподавателя — ведущий события, роль студентов — активные участники. Преподаватель осуществляет настрой, актуализацию, мотивацию студентов на дальнейшую творческую деятельность, а также ознакомление с традициями «Литературной гостиной», создание комфортного настроения,

объявление о рефлексирующих листочках и предстоящей оценке по завершении события.

Рефлексия:

В конце события — оценка: зеленые листочки — позитивное настроение и синие — нейтральное; заметки: что особенно понравилось; что нового узнали о поэте.

Такая технология, опробированная в течение 3-х последних лет, оправдала себя. Мотивированные на коллективное взаимодействие студенты не только успешно прошли адаптационный период: ознакомление с традициями нового для них образовательного учреждения, знакомство со студентами из других групп, преодоление психологического барьера, но и открыли для себя новые горизонты активной внеаудиторной деятельности. Студенты представили себя во время заседания «Литературной гостиной» в нескольких ролях: организаторы мероприятия (события), активные участники-чтецы, исполнители частушек, созданных С. Есениным, благодарные зрители, дающие оценку происходящему. Живой отклик у присутствующих вызвало коллективное чтение известных стихов поэта, исполнение студентками группы О-10 русского хоровода «А я по лугу гуляла», появление студента в русской рубахе в роли поэта. Разнообразны по тематике были исполняемые студентами стихи: о родине, которая в стихах поэта был представлена то краем заброшенным, то деревней, то избой; о природе, о братьях наших меньших и, конечно же, о любви.

Зрители с интересом слушали чтецов, легко определили общие мотивы в стихах А. С. Пушкина и С. А. Есенина, живо откликнулись на викторину, связанную с новыми сведениями о поэте и его творчестве. Итогом заседания «Литературной гостиной» было чтение крылатых выражений из стихотворений поэта, выбранных студентами самостоятельно, что отразилось в их общем мнении: поэзия Есенина — это живой неиссякаемый родник, который, словно целительной водой, наполняет яркими стихами души новых слушателей. Таким образом, через организацию заседания «Литературной гостиной» был реализован принцип направленности воспитания студентов на освоение культуры, ценностей общества, норм поведения.

C:\Users\Ludmila\Desktop\фото\КОНКУРС ФОТО\IMG_8614.JPG

Участники конкурса чтецов Рябиченко Максим и Тихонов Никита с организатором конкурса Цыбульник Л. М.

Коллективное взаимодействие стало заметным движением к проявлению активности первокурсников в следующих направлениях: традиционный конкурс чтецов «Пока сердца для чести живы» (21 участник), творческие проекты в рамках ежегодной конференции «Студенческая весна» (7 участников); участие в дистанционной городской викторине «Что вы знаете о Китае» (ПИТОГУ) — (13 участников); привлечение обучающихся к выполнению заданий творческой направленности (участие в Международном конкурсе «Литературный мир») — 1 участник (диплом 1 степени).

Таким образом, благодаря организации коллективного взаимодействия стало возможным выявить творческие наклонности студентов-первокурсников, их интерес к литературе (выразительное чтение наизусть), проявить себя в нестандартной ситуации. Личность формируется в гармонии, в активном взаимодействии с окружающими через посредство культуры.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2004. — 1136 с.
  2. Мудрик А. В. Психология и воспитание / А. В. Мудрик. — М: Московский психолого-социальный институт, 2006. — 472 с.
  3. Педагогика: учеб. / Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. — 432 с.
  4. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин, Е. А. Александрова и др.]; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой; [науч. ред. Н. Б. Крылова]. — М.: Издательский дом «Академия», 2006. — 288 с.
Задать вопрос