Рабочая тетрадь по «ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКЕ» для специальностей технического профиля | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кожевникова, Е. А. Рабочая тетрадь по «ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКЕ» для специальностей технического профиля / Е. А. Кожевникова, В. В. Куренкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 2.1 (33.1). — С. 59-64. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/192/6373/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассмотрены возможности использования рабочих тетрадей в учебном процессе, которые открывают большие возможности для развития у учащихся умения организации самостоятельной работы с информацией, что является необходимой современной компетенцией. Также в статье описывается авторская рабочая тетрадь «Инженерная графика» ее возможности в организации в учебного процесса, рассматривается опыт ее применения и полученные результаты.

Ключевые слова: рабочая тетрадь, учебная деятельность, инженерная графика, система среднего профессионального образования.

В настоящее время растет интерес к созданию инновационных образовательных технологий, для успешной реализации которых в учебном процессе необходимо учебно-методическое обеспечение. Поиск путей совершенствования качества подготовки будущих специалистов, заставляет образовательные учреждения пересматривать как содержание образования и обучения, так и технологию образовательного процесса.

Сегодня деятельность педагога по формированию новых знаний и умений немыслима без средств организации познавательной деятельности обучающихся (опорных сигналов, опорных конспектов, структурно-логических средств, обобщенных алгоритмов решения задач и т. д.).

Одним из важных предметно-знаковых средств обучения, получивших общее признание у преподавателей и обучающихся, является рабочая тетрадь как средство развития познавательной активности и организации самостоятельной работы студентов.

Рабочая тетрадь представляет собой средство обучения, являющееся одновременно как средством преподавания, так и средством учения (рисунок 1). Она быстрее других откликается на потребности образовательного процесса и одновременно формирует эти потребности. Введение рабочих тетрадей в арсенал дидактических средств, предоставляет преподавателю реальную возможность оптимизировать учебный процесс.

Рабочая тетрадь

Рис. 1. Рабочая тетрадь

Рабочую тетрадь можно применять на любом этапе учебного занятия. Она позволяет преподавателю установить «обратную связь» с обучающимися, проверить эффективность проделанной работы, требует от студентов активных мыслительных действий, помогает более качественно подготовиться к промежуточной аттестации и позволяет развить самостоятельность как профессиональное и личностно-значимое качество.

К преимуществам использования рабочей тетради можно отнести:

 исключение необходимости тратить время на запись домашних и классных заданий;

 дает возможность провести определенную подготовку студенту на занятии;

 позволяет студенту более осознанно, целенаправленно осознать теоретический материал;

 может содержать большое количество чертежей, рисунков, что способствует более полному восприятию получаемой информации, а вследствие этого более прочному усвоению знаний;

 способствует более качественному усвоению изучаемого материала, т. к. работая с каждым заданием самостоятельно, у студента появляется возможность максимально приложить свои способности для его выполнения.

Рабочая тетрадь по дисциплине «Инженерная графика» содержит задания для самостоятельной работы обучающихся и тематические разделы: «Геометрическое черчение», «Начертательная геометрия», «Машиностроительное черчение». Рабочая тетрадь также является средством повышения самостоятельности и активности обучающихся. Организация самостоятельной работы с помощью рабочей тетради осуществляется следующим образом: студенты выполняют задания на занятиях, а если пропустил тему по какой-либо причине, то во внеаудиторное время в качестве домашней работы, затем сдают свою работу преподавателю на проверку.

Рабочая тетрадь по предмету способствует формированию общих и профессиональных компетенций обучающих и способствует формированию навыков решения развивающих задач и повышает продуктивность обучения. Работа с подобного рода пособиями повышает активность обучения студентов, помогает им правильно планировать время, позволяют работать в индивидуальном темпе, в удобное время, не требуя при этом сложных технических средств, помогая студенту усвоить весь необходимый объем знаний, обеспечивая непосредственную обратную связь студентов с преподавателем.

Благодаря рабочим тетрадям преподаватель может какую-то часть работы по контролю, диагностике и исправлению обнаруженных недостатков в мыслительной деятельности отдельных обучающихся провести прямо на занятии.

Так как при пооперационной отработке мыслительных процессов формирование интеллектуальных навыков идет быстрее, легче, с меньшим количеством ошибок, то появляется возможность добиться достаточно хорошего усвоения материала и рациональной умственной работы студентов прямо на занятии.

Экономия времени преподавателей, простота разработки методов наряду с их высокой эффективностью, объективностью, продуманность и четкая инструкция по выполнению работы — таков неполный перечень достоинств рабочих тетрадей как важного современного учебного пособия.

Необходимое ресурсное обеспечение при внедрении рабочей тетради:

  1. Кадровое: преподаватели инженерной графики, владеющие технологией работы с программами Power Point для консультирования студентов в процессе их деятельности и помощи в сотрудничестве с родителями.
  2. Техническое: компьютер с установленной программой Power Point с выходом в Internet, мультимедийная доска, электронный почтовый ящик (необходимо для дистанционного обучения); компьютерный класс (желательно) с выходом в Internet для проведения консультаций с обучающимися.
  3. Программное: любой браузер, кроме Internet Explorer.

Введение рабочих тетрадей в арсенал дидактических средств, предоставляет преподавателю реальную возможность оптимизировать учебный процесс.

Таким образом, разработанная рабочая тетрадь «Инженерная графика» определяет содержание, объем и уровень усвоения изучаемой темы, задает требования к уровню практических умений и навыков, а также теоретических знаний студента, включает методические рекомендации и указания по рациональной технологии освоения материала, сопровождается большим количеством чертежей-заготовок для совместного решения задач.

Рабочая тетрадь разработана с целью повышения эффективности обучения. Тетрадь состоит из разделов связанных общей темой. Раздел освещают конкретные вопросы и выстроены таким образом, чтобы в освоении их содержания была логическая связь.

Рабочая тетрадь предназначена для обучающихся технических специальностей, изучающих дисциплину «Инженерная графика» (рисунок 2).

Педагоги могут провести анализ, где студент неверно понял материал, ошибается в построении и исправить допущенные ошибки, чтобы при оформлении графических работ таких неточностей больше не допускать.

Родители легко смогут проконтролировать выполнение практических заданий, заполнение конспекта и выставление оценок.

Работа на занятиях в рабочих тетрадях

Рис. 2. Работа на занятиях в рабочих тетрадях

Внедрение рабочей тетради «Инженерная графика» в образовательный процесс учреждения позволит:

 педагогическому сообществу: обновлению качества образования с учетом внедрения ФГОС; получить инструмент системно-методического обеспечения процесса сопровождения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.

 образовательному учреждению: создать банк информационных образовательных ресурсов по преподаваемым дисциплинам; повысить информационную открытость ОУ.

Наблюдается положительная динамика достижений обучающихся при применении на занятиях по дисциплине «Инженерная графика» рабочей тетради: качество обучения при применении рабочей тетради выросло по сравнению с прошлым учебным годом.

Возможные сложности при использовании рабочей тетради «Инженерная графика» и пути их преодоления:

 часть студенческого коллектива воспринимает работу с рабочей тетрадью как дополнительную нагрузку, поэтому педагогу необходимо искусство убеждения и активное использование тетради «Инженерная графика» в учебном процессе;

 недостаточное техническое оснащение кабинета «Инженерная графика», педагогу совместно с руководством необходимо создать соответствующую уровню преподавания материально-технической базы в конкретной образовательной организации.

Перечисленные сложности легко устраняются и не являются препятствием для реализации данного продукта в любом образовательном учреждении.

Литература:

  1. Митрошин П. А. Методы оценки компетенций студентов в рамках систем дистанционного обучения. // Информатика и образование. — М.: Образование и информатика. — 2012. — № 2. — С. 24–28.
  2. Актуальные механизмы модернизации среднего профессионального образования: материалы конференции / Тольятти: ГАПОУ ТКСТП, 2019 –том 1. — 575с., том 2. — 326 с.
Задать вопрос