Апгрейд информационных компетенций педагогов | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Аграфенин, Е. В. Апгрейд информационных компетенций педагогов / Е. В. Аграфенин, Г. В. Мельникова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 2.1 (33.1). — С. 39-43. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/192/6369/ (дата обращения: 29.03.2024).



В данной статье авторы пошагово описывают процесс внедрения цифровых сервисов в профессиональную деятельность педагогов с последующим формированием информационных компетенций, актуальных в эпоху трансформации образования. Результатом такой деятельности является создание цифрового банка учебного контента и дальнейшее совершенствование ИКТ — компетенций педагогов при организации образовательного процесса в условиях дистанционного образования.

Ключевые слова: дистанционное образование, онлайн-уроки, клик-митинг, видеолекции, ИК-компетенции педагога, цифровые сервисы.

Есть крылатое выражение «Кадры решают всё». Каким бы значимым не был ваш проект, а предполагаемые результаты от его реализации востребованными, итоговый продукт будет определяться степенью компетенций его исполнителей.

Если обратиться к истории образования, то в России изначально, кадровая политика решалась за счёт иностранных специалистов. В дальнейшем, при развитии светского образования, последующей реформе образования и созданием Министерства народного просвещения, подготовка педагогических кадров приобрела системный характер.

Обучение преподавателей гимназий было поставлено так, чтобы они могли заменить каждого учителя в гимназии. Но закрытый характер обучения, отрывал будущих выпускников от жизненных реалий.

Для повышения уровня педагогов организовывались педагогические, семейно-педагогические и общественно-педагогические кружки, педагогические общества и отделения при университетах, общества классической педагогики, общественные организации, которые официально не являясь педагогическими обществами, выполняли их функции, становясь центрами значимых научно-педагогических исследований.

В 80–90-е гг. XIX в. начинает активно развиваться еще одна форма повышения квалификации педагогов — самообразование, что было связано с открытием народных библиотек. [2]

В постреволюционное время и впоследствии в СССР увеличилась роль государства в организации педагогического образования. Общественно-экономический фактор способствовал проникновению и закреплению таких ценностей, как массовость и польза.

С целью ретрансляции передового опыта подготовки педагогов в стране 4 декабря 1920 г. было принято Постановление СНК об ударной группе высших педагогических учебных заведений. «Ударная группа» была призвана не только способствовать решению проблемы дефицита педагогических кадров, но и играть роль лидера педагогического образования того времени.

Начиная с 1935 г. при областных и краевых отделах народного образования создавались педагогические лаборатории, которые впоследствии реорганизовались в институты усовершенствования учителей (ИИУ). Эти лаборатории были призваны обеспечивать обмен опытом, а также принимали участие в разработке и тиражировании печатных материалов о деятельности лучших учителей и школ. [3]

В 60–70-х гг. прошлого века возникло своеобразное движение школ передового опыта. С 1968 г. Министерством просвещения СССР организуются всесоюзные педагогические чтения. Данная форма методической работы позволила учителям обобщить свой опыт, используя для его обоснования научную литературу. Заметим, на данном этапе не наблюдалось тесных преемственных связей школа — вуз, и вузовские преподаватели редко привлекались к проведению занятий на курсах повышения квалификации школьных учителей. Институты повышения квалификации обходились главным образом помощью передовых учителей-предметников. [2]

В 90-е гг. XX в. на федеральном и региональном уровнях разрабатываются проекты концепций развития системы повышения квалификации педагогов, в основе которых лежат новые требования к профессиональной компетентности педагога. Переход системы повышения квалификации в новое качество связывался с реализацией трех стратегических целей, определенных Программой реформирования и развития системы повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ принятой в 1993 г.:

 гуманизация профессиональной жизнедеятельности работников сферы образования;

 развитие у специалистов способности к решению инновационных задач, обучению их новым способам решения традиционных задач;

 обеспечение непрерывности педагогического образования в условиях его вариативности и многоуровневости. [3]

Современный период развития российского образования, характеризуется наличием сложных задач в связи с присоединением России к Болонскому процессу и необходимостью повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Возросла потребность в педагоге, способном реализовывать педагогическую деятельность посредством творческого её освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта.

Современные проблемы потребовали от педагога новых профессиональных и личностных качеств, таких, как системное творческое мышление, информационная, коммуникативная культура, конкурентоспособность, лидерские качества, жизненный оптимизм, умение создавать свой положительный имидж, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, наличие навыков сохранения и укрепления здоровья, выживаемость, стрессоустойчивость.

Объём и поток информации возрастает с каждым годом и единичному педагогу не под силу изучить, отсортировать и внедрить новые информационные продукты. Помочь в этом может Краевая инновационная площадка «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации», созданная на базе Хабаровского колледжа водного транспорта и промышленности. Основными задачами краевой площадки является обеспечение методического, технического сопровождения образовательного процесса, обмен опытом и повышение квалификации педагогов, разработка тематических вебсайтов педагогов, курсов, учебных занятий.

Одним из продуктов деятельности краевой площадки является методическое пособие «Апгрейд информационных компетенций педагога», в котором пошагово описана методология проведения виртуальных занятий с использованием различных онлайн-сервисов.

Необходимость создания пособия обусловлена низким уровнем ИКТ — компетенций педагогов. Данная проблема была выявлена по результатам анкетирования, проведённого внутри колледжа: доля педагогов «начального уровня владения ПК» составляет 42 %.

К разработке методического пособия привлекались сотрудники учебной части, преподаватели информатики и педагоги, заинтересованные повышением уровня компьютерной и информационной грамотности и распространением полученного опыта.

Сформированная таким образом фокус-группа поставила перед собой задачу распространения опыта дистанционного обучения, как простого, но действенного инструмента. Для этого определили общедоступные ресурсы, позволяющие обеспечить удовлетворение запросов педагогов: площадки для проведения вебинаров (Zoom, ClickMeeting), мессенджер «Discord», интерактивная доска «Whiteboardfox», Системы дистанционного образования и тестирования (Moodle, Online Test Pad), программы для работы с мультимедиа (Camtasia Studio8, Movavi Video Suite).

Авторами было разработано их описание с указанием области применения, проведен сравнительный анализ, в ходе которого выявлены достоинства и недостатки. Помимо описательных характеристик работы с сервисами, были разработаны наглядные материалы, способствующие усилению обучающего процесса и визуализации контента: презентации и видеоролики, демонстрирующие основные этапы работы (от регистрации, до конечного продукта). Все материалы размещены на сайте учебного заведения.

Итоговый продукт апробирован на заседании школы роста профессионального мастерства «ИК-компетенции педагога: работа с цифровыми сервисами для проведения онлайн-занятий», в ходе которого участники фокус-группы наглядно продемонстрировали работу в программах Zoom, discord, whiteboardfox.

Следует отметить, что по итогам заседания школы роста наблюдается повышенный интерес педагогической общественности колледжа: преподаватели регулярно обращаются за персональными консультациями к разработчикам.

Подводя итог вышесказанному, отметим положительный эффект от внедрения продукта «Апгрейд информационных компетенций педагога» как в рамках образовательной организации, распространяющийся на всех участников образовательного процесса, так и для социума в целом: преподаватели активно разработают видеоуроки, проводят онлайн-занятия и виртуальные консультации, формируют интерактивные дидактические комплекты, пополняя методические копилки образовательной организации.

Поскольку цифровая трансформация процессов и технологий в экономике, в обществе и, конечно, в образовании — случившийся факт, новая реальность неумолимо завоевывает целые области жизни, а «цифровые решения» приходят на смену традиционным, являясь логическим продолжением технологического прогресса. В образовании происходят события, еще не до конца исследованные и осмысленные нами — реальное и виртуальное «перетекание» обучающихся из школ, колледжей, ВУЗов в онлайн-пространство, трансформация методик обучения, амбивалентное отношение к гаджетам, обрушение «механического» преподавания и заучивания учебного материала детьми, насыщение школ электронными инструментами и ресурсами.

«Правильного рецепта» сегодня пока никто не знает, но изучение положительного отечественного и зарубежного опыта частных инициатив с последующей апробацией — это одна из немногих возможностей повысить качество принимаемых решений и эффективность инвестиций [2].

Литература:

  1. Гэйбл Э. Цифровая трансформация школьного образования. Международный опыт, тренды, глобальные рекомендации / пер. с англ.; под науч. ред. П. А. Сергоманова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2019. — 108 с.
  2. Зубкова Н. К. Развитие и совершенствование системы повышения квалификации педагогов в России // Вестник ТГПУ. — 2013. — № 9 (137).
  3. Молоков Д. С., Ходырев А. М., Данилова Л. Н. Аксиологические основы развития советской системы педагогического образования // Сибирский педагогический журнал. — 2019. — № 3.

Ключевые слова

дистанционное образование, видеолекции, цифровые сервисы, онлайн-уроки, клик-митинг, ИК-компетенции педагога
Задать вопрос