Специфика организации курсов повышения квалификации преподавателей в рамках формы наставничества «ПЕДАГОГ-ПЕДАГОГ» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мальцева, О. А. Специфика организации курсов повышения квалификации преподавателей в рамках формы наставничества «ПЕДАГОГ-ПЕДАГОГ» / О. А. Мальцева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 2.1 (33.1). — С. 21-26. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/192/6366/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье рассмотрены проблемы, с которыми сталкиваются профессиональные организации при реализации работы наставничества «педагог-педагог». Описывается специфика организации курсов повышения квалификации для наставников и наставляемых, как вариант нивелирования проблем реализации формы наставничества «педагог-педагог».

Ключевые слова: наставничество, система среднего профессионального образования, курсы повышения квалификации.

В национальном проекте «Образование» особое внимание акцентировано на внедрении наставничества, как катализатора «технологического рывка» и механизма создания эффективных социальных лифтов для специалистов, как инструмента повышения качества образования. На федеральном и региональном уровнях в настоящее время сформированы методологии (целевые модели) наставничества, которые определяют основные механизмы внедрения практики наставничества в образовательных организациях; формы наставничества и их целевое предназначение.

Под наставничеством в настоящее время понимают технологию обмена знаниями и социальным опытом, формирования навыков, компетенций и ценностей, преодоления образовательных/профессиональных дефицитов через взаимообогащающее общение и взаимодействие, основанные на доверии и партнёрстве [3].

В рамках проекта «Учитель будущего» наибольшую актуальность представляет наставничество «педагог–педагог», которая предполагает взаимодействие молодого/нового педагога с опытным, располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим разностороннюю поддержку. Целью такой формы наставничества является успешное закрепление на месте работы или в должности педагога, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.

Прогнозируемым результатом правильной организации работы наставничества «педагог — педагог» будет выступать высокий уровень включенности молодых специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах [4]. Несмотря на богатый накопленный опыт организации наставничества в форме «педагог-педагог» в реальной практике общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций наблюдаются проблемы, среди которых:

 неоднозначность понимания содержательных и организационных аспектов наставничества;

 введение наставничества как дополнительной обязанности без учета уровня мотивации, интересов и способностей наставников и наставляемых;

 формализм организации наставничества: имитация его наличия вместо планомерной и систематической содержательной и организационной деятельности.

 неготовность молодого специалиста принимать помощь наставника [5].

Для решения данных проблем большими возможностями обладает дополнительное профессиональное образование, которое может быть организовано как краткосрочные курсы повышения квалификации для наставников и наставляемых.

В краевом государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д. Л. Калараша” разработаны и реализуются две дополнительные профессиональные программы повышения квалификации (далее — программы): для наставников-педагогов и наставляемых-педагогов. По нашему мнению, интеграция содержательного аспекта подготовки наставников и наставляемых является особенно актуальным в настоящее время, так как, несмотря на понимание наставничества как совместной деятельности наставников и наставляемых, в реальной практике приоритет чаще всего отдается подготовке наставников.

Характерной чертой для разработки программ выступает модульный принцип построения, предполагающий выстраивание содержания в виде самостоятельных целостных блоков. В зависимости от запросов заказчика основные тематические модули могут дополняться теоретическими и практическими вопросами.

Программа для наставников имеет целью сопровождение наставником личностного и профессионального роста наставляемого и способствует формированию способностей: организация помощи и поддержки наставляемого в разрешении образовательных, профессиональных дефицитов; сопровождение наставником личностного и профессионального роста наставляемого. Содержание программы для наставников раскрывает актуальные проблемы организации наставничества в современное время и включает в себя вопросы, характеризующие общие и организационные аспекты реализации наставничества, психолого-педагогические и общенаучные аспекты, инструментальные характеристики организации наставничества.

Общие и организационные аспекты программы отражают значительный перечень вопросов: нормативное регулирование в сфере организации наставничества; форматы наставничества; эффективность и эффекты наставничества. Психолого-педагогические и общенаучные аспекты могут быть посвящены актуальным вопросам: теория поколений и ее проецирование в наставничестве; этапы развития отношений между наставником и наставляемым. Инструментальный блок представляет собой перечень практических рекомендаций по использованию разнообразных техник и приемов работы с наставляемыми; обоснованию способов мотивации и стимулирования наставников; определению рисков наставничества и путей их минимизации.

Программа для наставляемых имеет целью формирование профессионально-значимых умений слушателей для успешной адаптации в образовательной организации. В конечном итоге предполагается формирование готовности у молодых педагогов: самостоятельно разрешать психологические, образовательные или профессиональные проблемы; самостоятельно проектировать предпочтительную модель взаимодействия с наставником.

Содержание программы для наставляемых можно представить двумя блоками: психолого-педагогический и методический. В первом наибольшее внимание уделяется проблемам, с которыми чаще всего сталкивается молодой педагог или новый специалист в начале своей работы в организации: процесс протекания адаптации, управление стрессами, налаживание контактов с сотрудниками и другое. Второй блок раскрывает важность наставничества как инструмента повышения успешности профессиональной деятельности: характеризует основные модели наставничества, способы обратной связи с наставником, способы составления совместных планов работы. Содержание программ предусматривает практико-ориентированную направленность, которая обеспечивает большую долю вовлеченности участников в образовательном процессе.

Таким образом, характеристика основных содержательных линий программ повышения квалификации показывает важность проведения обоюдной работы как с наставниками, так и наставляемыми.

Механизм реализации программ для наставников и наставляемых основывается на следующих принципах:

 принцип открытости к меняющимся условиям рынка труда региона, гибкость в построении программ, способность достаточно быстро и адекватно отвечать на изменение запросов потребителей образовательных услуг, возможность организации курсов на всей территории Российской Федерации;

 принцип вариативности реализации программ предполагает расширение границ выбора содержания и технологий в соответствии с разными вариантами реализации программ, возможность построения индивидуального образовательно-профессионального маршрута, максимальную персонализацию взаимодействия;

 принцип социального партнерства предусматривает интеграцию усилий образовательной организации и социальных партнеров (организаций-работодателей, органов государственной власти и местного самоуправления) для решения вопросов подготовки высококвалифицированных кадров, взаимовыгодное сотрудничество с окружающим социумом;

 принцип профессионально-этической взаимоответственности выражает готовность наставников и наставляемых критически оценивать результаты собственной деятельности;

 принцип информационной мобильности заключается в разнообразии используемых форм обучения и применяемых технологий.

Указанные принципы легли в основу определения основных вариантов реализации программ в рамках формы наставничества «Педагог-Педагог»

1. Поэтапный вариант реализации на базе одной организации.

Курсыпроводятсяотдельно для каждой категории слушателей из числа работников одной организации. По итогам курсов повышения квалификации с учетом пожеланий наставников и наставляемых формируется приказ о назначении наставников, разрабатываются совместные планы работы наставнических пар/групп.

2. Интегрированные курсы для наставников и наставляемых. Такой вариант проведения курсов предполагает одновременное их проведение для участников. Осуществление набора слушателей предполагает, чтобы от образовательных организаций — заказчиков в курсах приняли участие пары «наставник-наставляемый». Часть занятий проводится отдельно для наставляемых и для наставников. При изучении вопросов об инструментах и техниках наставничества и проведении практикумов рекомендуем совместное проведение занятий, предполагающих групповые дискуссии и мастер-майнды; работу в парах, разработку совместных планов работ, самодиагностику и т. д.

3. Самостоятельная организация подготовки наставников и наставляемых. Данный вариант представляет собой традиционную модель организации курсов повышения квалификации, которая предусматривает изучение потребности потенциальных потребителей услуги, сбор заявок и непосредственную организацию курсов. Комплектование групп осуществляется предпочтительно в начале учебного года, но возможен вариант проведения и в другие периоды. Для слушателей предлагается варианты программ с разным количеством часов и разных форм обучения: очной, очно-заочной, заочной; с применением дистанционных образовательных технологий (полностью или частично).

При организации курсов повышения квалификации создаются организационно-технологические условия, среди которых: обеспечение педагогическими кадрами соответствующей квалификации; оптимальное материально-техническое оборудование, представляющее возможность проведения обучения в очном и дистанционном форматах; выбор способов работы, объединяющие традиционные и современные технологии и методы обучения: лекции, парные лекции, видеолекции, лонгриды, сторителлинги, инструменты коучинга, фасилитации, баддинга и другие [1; 2].

Таким образом, выстраивание работы на основе принципов открытости, вариативности, социального партнерства, профессионально-этической взаимоответственности, информационной мобильности позволяет обеспечить многовариативность реализации курсов повышения квалификации для наставников и наставляемых, что позволяет учесть запросы конкретных организаций-заказчиков и образовательные потребности слушателей.

Литература:

  1. Азевич А. И. Мультимедийные лонгриды как средство формирования коммуникативных умений школьников/ А. И. Азевич // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. — 2018. — № 2.
  2. Ахметова С. Г. Новые образовательные технологии в организации неформального обучения персонала компаний / С. Г. Ахметова// Креативная экономика. — 2012. — № 7. — С. 98–104.
  3. Блинов В. И. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент / В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 3. — С. 4–18.
  4. Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися. Распоряжение министерства просвещения Российской Федерации от 25.12.2019г. № Р-145.
  5. Региональная методология (целевая модель) наставничества для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования в Хабаровском крае.
  6. Эсаулова И. А. Новые модели наставничества в практике обучения и развития персонала зарубежных компаний/ И. А. Эсаулова // Стратегии бизнеса — 2017 — № 6 (38). — С. 80–87
Задать вопрос