Профессиональная проба как эффективное средство профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 ноября, печатный экземпляр отправим 10 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Карпова, И. В. Профессиональная проба как эффективное средство профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) / И. В. Карпова, Я. А. Оситнянко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 2.1 (33.1). — С. 14-20. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/192/6365/ (дата обращения: 26.10.2021).



В статье рассмотрены возможности использования сетевых информационных технологий в учебном процессе, которые открывают большие возможности для развития у учащихся умения работать с информацией, что является необходимой современной компетенцией. Также в статье описывается проект по внедрению сетевых ресурсов в учебный процесс, рассматривается опыт их применения и полученные результаты.

Ключевые слова: сетевые информационные технологии, учебная деятельность.

Современное общество характеризуется включением людей с ограниченными возможностями здоровья в активную общественную жизнь. Одним из основных и неотъемлемых условий успешной социализации и эффективной самореализации становится получение профессии. В связи с этим вполне объяснимым становится повышенный интерес к теме профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время самой многочисленной нозологической группой среди граждан с ограниченными возможностями здоровья являются лица с интеллектуальными нарушениями. Возрастает актуальность вопросов диагностики личностных особенностей и способностей детей и подростков, имеющих когнитивные нарушения развития, с целью выявления их профессиональных склонностей и интересов. Исследование личности в подростковом возрасте — чрезвычайно важная задача, следует помнить о необходимости тщательного подбора валидных диагностических методик с учетом речевых и интеллектуальных особенностей. Часто применение распространенных профориентационных диагностик невозможно по ряду причин:

 не на все вопросы обучающиеся могут ответить вследствие ограничений развития познавательных психических процессов;

 обучение согласно результатам тестирования в ряде случаев невозможно объективно.

Среди всех применяемых методов профессионального ориентирования с подростками, имеющими интеллектуальные нарушения, можно выделить методику профессиональных проб.

Пробы рекомендуется проводить в каждом классе, по заранее утвержденному плану, в течение учебного года. Для каждого типа заведений необходимо разработать свой перечень профессиональных проб, учитывая возрастные и медико-психологические особенности аудитории. Организация профессиональных проб — это не только метод определения предпочтительного вида трудовой деятельности, но и возможность в ходе их выполнения совершенствовать трудовые навыки в различных видах деятельности.

Важность диагностирования несовершеннолетних с отклонениями в интеллектуальном развитии отражена в работах профессора кафедры олигофренопедагогики Московского педагогического Государственного Университета С. Д. Забранной и доктора педагогических наук Левченко И. Ю. В их работах определен ряд специфических особенностей процедуры исследования у подростков с отклонениями в развитии, указаны причины ограниченного применения многих методик, отсутствия абсолютно валидных профориентационных диагностик данных лиц.

Роль профессиональных проб для лиц с ограниченными возможностями здоровья в отечественной педагогике освещена Гордиевской Е. О., Старобиной Е. М. Ими экспериментально доказана эффективность профпроб как средства профессионального самоопределения, определены их цели и функции на различных этапах и направлениях профориентации и профессионального самоопределения. Однако широкое применение данного вида профессионального ориентирования как информационного мероприятия не дает возможности фиксировать и подвергать анализу результаты деятельности.

При ощутимом недостатке профессиональных диагностик для лиц с ограничениями здоровья, единственным, на наш взгляд, возможным способом определения профессионально важных качеств в данной ситуации может стать их оценка в условиях, приближенных к трудовым.

Подтверждением этого может стать разработанная в Германии (г. Вайблийнген) центром профессионального обучения и реабилитации методика hamet 2 «Профессиональная диагностика, способствующая развитию». Метод заключается в оценке уровня ремесленно-моторных и интеллектуальных способностей на практике. Тесты ориентированы на реальные профессиональные условия и похожи на рабочие операции в ремесленных мастерских, в сфере быта, в офисе. Работа проводится с помощью ручных инструментов и рабочего материала, которые непосредственно используются на практике. Данная методика не является общедоступной, и более того адаптированной под наши отечественные профессиональные требования.

Предлагаемая нами диагностика позволяет расширить профессиональную пробу. Использование пассивного вида наблюдения, с регистрацией результатов в виде протоколов, позволяет оценить и зафиксировать степень готовности подростка к профессиональному обучению данной профессии. Критериально оценивая профессионально важные качества обучающегося в процессе выполнения трудовых действий, можно увидеть конкретный результат профориентационной работы на данный момент, анализировать и планировать дальнейшую.

Уникальность предлагаемого нами метода заключается не только в соединении профессиональной пробы с методами традиционного диагностирования, но и в применении специально разработанных для этих целей средств диагностики: технологических карт, практических занятий, протоколов наблюдения для специалистов, проводящих диагностику и анкет участников профессиональных проб. Именно они позволяют оценить и зафиксировать результат проведенной профориентационной работы на данный момент, планировать профессиональное обучение каждого подростка индивидуально. Системное применение подобной работы позволит корректировать искаженные представления о собственных возможностях у подростков. Что является не маловажной характеристикой в условиях небольшого «набора» предлагаемых социумом видов профессиональной деятельности, в которых может проявить себя человек с ограниченными возможностями здоровья.

Процесс внедрения профессиональных проб как способа диагностирования профессионально важных качеств лиц с ограниченными возможностями здоровья возможен в рамках сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, реализующих основные адаптированные общеобразовательные программы и образовательных организаций системы профессионального образования, осуществляющих профессиональное обучение данных лиц.

По договоренности мероприятия могут быть организованы на базе одной или нескольких образовательных организаций: как в школах-интернатах, в колледжах, техникумах, а так же на специально оборудованных производственных участках партнерских предприятий. В Хабаровском крае 10 профессиональных образовательных учреждений обучают инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, не имеющих основного общего образования или среднего общего образования за счет бюджетных ассигнований краевого бюджета.

Площадкой для организации профессиональной пробы может выступать практически любая образовательная организация или учреждение образования, способное предоставить необходимые условия. Однако площадка профессиональной пробы является лишь местом организации данной деятельности. Для ее успешной организации необходима координирующая, направляющая и контролирующая роль определенного органа. Таким органом на наш взгляд может и должен стать Центр профориентационной работы с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ на базе КГБ ПОУ «Хабаровский промышленно-экономический техникум».

Модель реализации может выглядеть следующим образом:

Порядок и условия взаимодействия организаций при реализации подобного рода профориентационной работы могут определятся договором между ними. В современных условиях наиболее эффективной может стать проектная деятельность. Участниками сетевого взаимодействия становятся: органы управления образованием, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, предприятия и организации-партнеры, социально ориентированные общественные организации, Центр профориентационной работы с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ. Каждый из них выполняет свою функциональную роль, имея право участвовать в профориентационных мероприятиях, рассматривать ход их реализации, вносить свои предложения.

Центр профориентационной работы с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ должен обеспечить организацию профессиональных проб, текущий учет и документирование результатов, а также: анализ и планирование.

Профдиагностика на основе проб может быть внедрена при наличии кадровых, организационных, нравственно-волевых, информационно-методических, материально-технических, нормативно-правовых ресурсов организаций, участвующих в сетевом взаимодействии.

Кадровые ресурсы предполагают участие квалифицированных и заинтересованных в работе педагогических работников: мастеров производственного обучения, методиста, профконсультанта, психолога, при необходимости — узких специалистов (тьютора, сурдолога, тифлопедагога). В перспективе поиск возможностей привлечения к сотрудничеству медицинских работников.

Организационные ресурсы включают в себя: обучение, сопровождение и методическую поддержку педагогических работников, реализующих профессиональную диагностику. Документационный учет, анализ и согласование плана проведения профессиональных проб с образовательными организациями, участвующими в сетевом взаимодействии. Организацию мероприятий по информированию общественности, в том числе при помощи сайтов образовательных организаций.

Нравственно-волевые ресурсы являются основными и движущими при реализации продукта, к ним относятся: благоприятный социально-психологический климат, инновационная готовность и нравственно-волевой заряд всех участников сетевого взаимодействия.

Информационно-методические ресурсы — это создание, обновление и корректирование диагностического инструментария: технологических карт, протоколов наблюдения специалистов, анкет и др. Формирование презентационных материалов и баз данных.

Материально-техническое обеспечение внедрения инновационного продукта зависит от оснащенности каждого образовательного учреждения в рамках сотрудничества, возможностях привлечения средств предприятий и организаций партеров, спонсорских и др. средств.

При планировании и организации мероприятий учитывается инфраструктурный лист для каждой профессиональной пробы.

Нормативно-правовые ресурсы могут быть созданы в процессе реализации инновационного продукта по мере необходимости усилиями образовательных организаций.

К возможным сложностям при внедрении и реализации профессионального диагностирования можно отнести:

 слабое реальное сетевое взаимодействие профессиональных образовательных учреждений и общеобразовательных учреждений, реализующих основные адаптированные общеобразовательные программы;

 нехватку специалистов;

 отсутствие у педагогического состава желания и готовности к инновационной деятельности.

Для решения возможных проблем можно предложить следующие пути преодоления. Мониторинг предполагаемых участников сетевого взаимодействия их потребностей и возможностей, инициация совместной деятельности. Соучастие в реализации других проектов в рамках социальной интеграции обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в современное общество.

Расширение возможностей для привлечения специалистов, создание условий для обучения: организация просветительской работы, организация курсов повышения квалификации и т. п.

Разъяснительная, консультативная работа по формированию мотивации педагогов. Организация поддержки и стимулирования педагогического творчества. Создание коллектива единомышленников.

Активное внедрение и реализация профессионального диагностирования на основе профессиональных проб позволит удовлетворить запросы всех участников сетевого взаимодействия.

Образовательные организации, реализующие основные адаптированные общеобразовательные программы могут решить вопрос определения дальнейшего обучения своих выпускников.

Профессиональные образовательные организации обеспечат выполнение контрольных цифр приема, за счет коррекционного эффекта профпроб — сохранность контингента.

Для подростков процесс вхождения в профессию станет более гармоничным.

Родители и социально ориентированные общественные организации, будут иметь больше информации о возможностях профессионального обучения в крае, смогут принимать участие в реализации профориентационных мероприятий, вносить свои предложения.

Предприятия и организации — партнеры смогут увидеть и оценить возможности будущих сотрудников.

Станет возможным реализация одного из основных условий конструктивной социальной интеграции — успешное включение в систему трудовых отношений лиц с ограниченными возможностями здоровья.

У государства появится возможность более эффективно реализовать свою потребность в трудоспособных, квалифицированных рабочих кадрах, способных самостоятельно обеспечить свою жизнедеятельность.

Тесное сотрудничество школ-интернатов и техникумов (колледжей) в рамках сетевого взаимодействия неизбежно станет основой для устранения сложившегося разрыва преемственности между этими образовательными организациями.

Литература:

  1. Гордиевская Е. О., Старобина Е. М. Профессиональный выбор в процессе профессионального самоопределения детей-сирот: методические материалы для специалистов детских учреждений для детей-сирот. — Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. — 96 с.
  2. Данилова З. Г. Педагогическое сопровождение адаптации детей — сирот и учащихся колледжа с ОВЗ к осуществлению выбора в профессиональном обучении. — М.: Издательство Русимпо, 2015. — 132 с.
  3. Пузанов, Б. П. Социальная адаптация, реабилитация и обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: учеб. пособие для вузов / Б. П. Пузанов. — М.: ВЛАДОС, 2017. — 88 с.
  4. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости: Метод, пособие / Под ред. Е. М. Старобиной — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. — 304 с.
Задать вопрос