Девяносто лет вместе с ГТО. Пропаганда и внедрение ГТО в школе | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (33) апрель 2021 г.

Дата публикации: 05.04.2021

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Дерябина, М. А. Девяносто лет вместе с ГТО. Пропаганда и внедрение ГТО в школе / М. А. Дерябина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 2 (33). — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/192/6247/ (дата обращения: 23.04.2021).



В статье я делюсь опытом работы по внедрению ВФСК ГТО в систему физического воспитания в школе.

Ключевые слова: ГТО, здоровье, здоровый образ жизни, спортивный дневник

В этом году исполняется 90 лет комплексу ГТО. Год юбилейный. мы готовили массу мероприятий и конкурсов связанных с юбилеем ГТО. Весь смысл движения ГТО — это бережное отношение к своему здоровью и посредством подготовки и сдачи нормативов, человек постоянно находится в спортивной форме и заботиться о своем здоровье, регулярно занимаясь спортом «Здоровье — это высшая ценность для каждого человека»

Задача педагогов — научить детей беречь своё здоровье. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Итак, нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека.

Возрождение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в нашей стране в 2014 году благодаря Указу Президента В. В. Путина стало одним из способов сохранения и укрепления здоровья населения страны. Я сразу начала использовать подготовку к тестированию ГТО, как одну из технологий на своих уроках. К этой работе привлекались родители, другие педагоги предметники.

Одним из условий ФГОС является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс в школе необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета уровня развития каждого ребенка и планирования, соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого педагогам необходима всесторонняя информация о развитии ребенка, включая здоровье, уровень физического и эмоционального, а также психического развития.

Главная цель моих занятий — сберечь и укрепить здоровье ребёнка. Именно этому и способствует разработанный мной спортивный дневник школьника, который отражает проблемы и особенности достижения каждого ребёнка и его самостоятельные занятия по подготовке к тестированию ГТО.

Модель спортивного дневника состоит из нескольких разделов. Я рекомендую его всем своим ученикам. Цель — это самостоятельная подготовка ребенка, развитие у детей интереса к постоянным занятиям физической культурой, умению регулировать свои нагрузки, анализировать свои навыки и умения.

Оформление дневника индивидуально, раздел содержит информацию о ребенке. В таблицу вносятся показатели физического развития ребенка. Для оценки физического развития используются данные его самостоятельных занятий. Каждый ученик сам разрабатывает себе программу занятий, выбирает те упражнения, которые ему больше необходимы и исходя из условий, которые есть дома. Постепенно увеличивает количество упражнений, добиваясь желаемого результата.

Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. Воспитание культурно — гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка.

В сотрудничестве с детьми родители могут тоже выполнять упражнения по подготовке к тестированию ГТО, это можно делать самостоятельно и отражать в спортивном дневнике ребенка. В течение года в графе «Совместные занятия» родители отмечают свое участие в совместной подготовке с ребёнком. Это один из способов привлечения родителей к совместной образовательной деятельности по формированию здорового образа жизни. В этом же разделе даются задания для совместной деятельности ребенка с родителями, например: родители вместе с детьми подбирают и записывают пословицы о здоровье. Делают зарисовки на тему, как я провел выходной день или мое спортивное лето.

Учитель физической культуры внимательно изучает уровень физического развития ребенка и конкретно по каждому дает рекомендации, какие использовать упражнения для укрепления мышц спины, или живота. Рекомендованные упражнения вкладываются в дневник, и учитываются при самостоятельных занятиях.

Психологический мониторинг позволяет принимать управленческие решения, основываясь на объективные данные (Панкратов И. В., Юдина И. И., 2004). Мониторинг ориентирован на решение задач психического развития и укрепления психологического здоровья воспитанников. Данная информация дает возможность отслеживания сформированности универсальных учебных действий как показателей гармоничного развития личности воспитанников ОУ на выпускном этапе.

Ведение спортивного дневника позволяет осуществлять сопровождение воспитанника и придает систематический (непрерывный), комплексный и индивидуальный характер, ориентированный на личностные особенности и возможности ребенка и состояния его здоровья, что позволяет оптимизировать процессы развития, обучения, социализации и оздоровления школьника.

Непрерывность выражается в том, что Дневник ведется на протяжении всего учебного года, а это позволяет видеть динамику развития и состояния здоровья школьника. Индивидуальность сопровождения предполагает отражение сведений и разработку рекомендаций, касающихся конкретного ребенка.

Дневник дает возможность обеспечить родителей информацией о состоянии здоровья и развитии их ребенка, а также рекомендациями по профилактике, коррекции каких-либо направлений физического развития. Кроме того, рекомендации специалистов помогут родителям раскрыть и развить потенциал их ребенка. Дневник выступает для родителей в качестве справочника и одновременно методического пособия, включающего в себя познавательную информацию и руководство к действию по приобщению детей к ведению здорового образа жизни и развитию их возможностей.

Опираясь на данные дневника, учитель разрабатывает индивидуальные маршруты оздоровления, образования и развития конкретного ребенка, создают программы, проекты, проводят мероприятия, удовлетворяющие интересы родителей и повышающие их педагогический и творческий потенциал

Можно оформить дневник в виде папки с файлами, в которые помещаются страницы дневника. Такой дневник лучше сохраняется, а это немаловажно, ведь он постоянно находится в работе и ведется в течение нескольких лет, а также имеется возможность пополнять его новыми разделами, приложениями (в зависимости от вновь возникших потребностей, особенностей) и сведениями.

Апробировав разработанную модель спортивного дневника в нашей школе, мы можем говорить о ее эффективности:

— улучшились соматические показатели здоровья школьников;

— отмечается улучшение физических качеств детей;

— у школьников формируется потребность заботиться о своем здоровье;

— дети более самостоятельны, организованы, у них формируется адекватная самооценка и способность анализировать и оценивать свое поведение и поступки сверстников;

— ученики строго выполняют культурно-гигиенические навыки;

— результаты опроса говорят о том, что в выходные дни дети тоже стараются придерживаться режима дня.

— повысилась заинтересованность родителей к тесному сотрудничеству со школой, интересам и успехам ребенка в школе (по данным анкет 90 % родителей удовлетворены организацией физкультурно-оздоровительной деятельности в школе).

Следует помнить о том, что каждый ребенок неповторим и уникален и очень важен индивидуальный подход по формированию правильных привычек, которые в сочетании с обучением школьников здоровьесберегающим технологиям сохранения и укрепления здоровья приведут к положительным результатам.

В течение года ребята готовятся к сдаче нормативов ГТО на школьном Фестивале ГТО, который я организую уже пять лет совместно с центром тестирования. В фестивале принимают участие наши ученики, воспитанники ДС «Сказка» 6 летнего возраста, родители, педагоги, жители нашего города и два центра тестирования, с которыми мы работаем. Несколько месяцев идет сдача нормативов и когда приходят знаки, я организую торжественное награждение ребят. Как правило, приглашаю родителей ребят, получающих знаки, их одноклассников, приходят и старшее поколение — бабушки и дедушки. Обязательно администрация школы, депутаты из городской думы. Иногда вручаем знаки на торжественной линейке последнего звонка или на выпускном вечере (выпускникам) Это отличная пропаганда и популяризация комплекса ВФСК ГТО.

Литература:

  1. Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома: Практическое пособие. — 355 с.
  2. Методическое пособие «Деятельность образовательного учреждения по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся» МОиН СО [Электронный ресурс]. Режим доступа. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/fizkultura/2011/10/12/ Дата доступа 6.11.2014.
  3. Панкратова И. В., И. И. Юдина. Растим здоровое поколение // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2004. — № 1. — С. 66.
  4. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. — М.: Аркти, 2005. — 320с.

Ключевые слова

здоровый образ жизни, здоровье, ГТО, спортивный дневник
Задать вопрос